Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 марта 2015, 11:34
 Ирина Селюкова 1884

Центрально-Чернозёмная гордость

Зачем Белгородской области биологизация земледелия

Центрально-Чернозёмная гордость Фото из архива редакции
  • Ирина Селюкова

Как известно, 95% продуктов питания человечество получает из почвы. Оттого-то и называют люди землю «кормилицей». Белгородские чернозёмы формировались на протяжении 10-15 тысячелетий. А вот истощаются они в десятки и сотни раз быстрее. Да, почва способна самовосстанавливаться, но для наращивания всего лишь одного сантиметра чернозёма требуется как минимум 100 лет. А значит, мы должны бережно хранить запасы чернозёма.

Российские чернозёмы считаются лучшими почвами в мире. Однако после распада СССР, как ни парадоксально, стали «распадаться» и почвы. Без удобрений и химической мелиорации, да ещё и на фоне усиливающейся эрозии почвы элементарно оскудевали. Дабы остановить эти процессы, регио-нальные власти разработали программу биологизации земледелия.

Проверь землю

Цель программы, которая действует в Белгородской области уже четвёртый год, – повышение плодородия пашни. По словам директора Центра агрохимической службы «Белгородский» Сергея Лукина, от сохранения плодородия почвы зависит продовольственная безопасность России. И это понятно: чем оно выше, тем выше урожайность сельхозкультур.

Поначалу биологизацию поняли и приняли не все. Агрономы старой формации возмущались и под разными предлогами «динамили» необходимые для новой системы мероприятия. Но со временем убедились: программа – работает во благо. И даже согласились раскошеливаться на агрохимическое обследование своих земель.

Поскольку агрохимическая служба входит в структуру Минсельхоза, оно выделяет средства на проведение агрохимического обследования почв. Но этих денег, естественно, не хватает, поэтому часть работ оплачивает региональный бюджет, часть – сами землепользователи.

«У нас в области много хозяйств, поднявших урожайность до высокого уровня, и, чтобы поднимать её и дальше, им не обойтись без анализа почв, – убеждён Сергей Лукин. – Это мировая тенденция. Все агрохолдинги уже стали нашими постоянными клиентами. Порой бывает недопонимание со стороны фермеров, но мы популярно объясняем им, для чего нужно исследовать почву. Наша услуга обходится недорого. Потратить такие деньги может даже небогатый фермер».

Каждый участок пашни обследуют один раз в пять лет. Для этого сотрудники центра на всё лето уезжают в сельскую местность, отбирают пробы почвы, анализируют, обобщают результаты, выдают их хозяйству для разработки проектов известкования, внесения минеральных удобрений и т. д.

Земля – она живая

По словам Сергея Лукина, данные возглавляемого им ведомства внушают осторожный оптимизм. В прошлом году специалисты центра завершили очередной пятилетний цикл агрохимического обследования, по которому можно судить о плодородии почвы. Как следует из результатов исследования, содержание органического вещества – гумуса – за пять лет стабилизировалось на уровне 5%. Это очень хороший показатель. Аграрии добились его за счёт внесения высоких доз органических удобрений и соломы, а также благодаря посеву многолетних трав, сидератов и предотвращения эрозии почвы.

Ещё одна проблема, с которой борются земледельцы, связана с подкислением почв. Из школьного курса нам известно, что нейтрализовать кислоту можно щёлочью. Так и делают.

«Программа известкования кислых почв действует уже пятый год, – говорит Сергей Лукин. – В прошлом году произвестковали 86 тысяч гектаров пашни. Это очень большая цифра: ни в одном из регионов России таких показателей нет, да и в Белгородской области они никогда не достигались. Всё это позитивно отразится и на свойствах почвы, и на урожайности сельхозкультур».

Даже дачник знает: плодородие почвы зависит от её обеспеченности подвижными формами фосфора и калия. За пять лет, по словам Сергея Лукина, обеспеченность наших чернозёмов фосфором увеличилась на 20%, калием – на 15%, и сегодня белгородские чернозёмы по этим показателям являются самыми обеспеченными в России.

Часто почва теряет плодородие из-за снижения количества микроэлементов – цинка, меди, кобальта. На белгородских полях, судя по лабораторным результатам, их становится больше. Причина – в развитом животноводстве, благодаря которому аграрии вносят достаточно высокие дозы органических удобрений. Они помогают стабилизировать в почве не только органические вещества, но и повышают обеспеченность макроэлементами – азотом, фосфором и калием. Если нынешний уровень внесения органики сохранится, то в ближайшей перспективе аграрии смогут наблюдать не только стабилизацию, но и увеличение гумуса.

Горы да пригорки

Ландшафт в Белгородской области холмистый: почти половина пашни у нас находится на склонах. Отсюда – проблема водной эрозии. Тысячи тонн плодородной земли ежегодно смываются с полей.

«Белгородские чернозёмы страдают от эрозии больше всех в Черноземье. Например, в Тамбовской области доля эродированных почв составляет всего 8%, а у нас – почти 50%, – приводит цифры Сергей Лукин. – Чтобы спасти почвы от деградации, у нас в области на десятки лет выводят из севооборота и засевают травами сильно смытые участки и водотоки».

Биологизация земледелия невозможна без сидератов – растений, которые обогащают почву азотом и улучшают её структуру. По сути, это – зелёные удобрения: сначала они растут на почве, а потом остаются в ней, привнося полезные вещества. В 2011 году сидератами засеяли 19 тысяч гектаров белгородской пашни, два года спустя эта цифра выросла до 157 тысяч гектаров. Но и этого мало, констатируют специалисты: участники аграрного рынка должны ежегодно засевать ими 350 тысяч гектаров. К слову, производство собственных семян сидератов в Белгородской области уже наладили.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×