• 63,92 ↓
  • 67,77 ↓
  • 2,44 ↓
29 августа 2015 г. 14:00:46

Как Татьяна Шиян постигает секреты древнего мастерства

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Беложгучая глина
Татьяна Шиян. Фото из личного архива

Народный мастер России Татьяна Шиян работает в Незнамовском сельском модельном Доме культуры Старооскольского округа, пять лет руководит студией игрушки «Глиняная сказка».

«Татьяна Анатольевна занимается настоящим мужским ремеслом, в старину женщин-гончаров не было: глина требует большой силы», – рассказала директор учреждения Татьяна Морщагина.

Длинный путь

Татьяну первый раз увидел в 1990-х годах в цехе художественной керамики на Губкинском заводе силикатного кирпича. В помещении, куда с начальством пожаловали и журналисты, все мигом сгрудились вокруг «экскурсантов». Откуда-то из глубины доносились странные звуки «бах-бах». Молодая женщина, не обращая ни на кого внимания, месила огромный кусок глины и с силой бросала его на стол. «Пузырьки воздуха выбиваю, иначе нельзя, а то все горшки развалятся», – объяснила коротко.

«В цехе проработала больше 15 лет, – вспоминает Татьяна Шиян. – Сама я родом из Старого Оскола, потом родители переехали в Губкин, после школы, в 1990 году, поступила в профтехучилище на художника-оформителя. На втором курсе к нам пришёл директор завода и спросил, кто хочет заниматься керамикой. Десять девчонок согласились, нас даже на практику в Белоруссию на месяц посылали. Там, в цехе, я и прошла основную школу, выучилась, так сказать, ремеслу».

Татьяна Анатольевна скромно умолчала, что путь этот был очень длинным: от ученика гончара до начальника цеха. Татьяна вышла замуж и, когда цех закрылся, вернулась на родину, в Старый Оскол.

«Я, наверное, родилась гончаром: ещё в училище раз и навсегда влюбилась в глину, и никогда не возникало даже мысли о том, чтобы променять её на что-то другое», – говорит Татьяна.

Квасник с ножками

Изделия, выполненные мужскими руками, более утилитарные, считает Татьяна, оно и понятно. Гончарам нужно было зарабатывать на жизнь, и потому они делали то, что пригодится в домашнем хозяйстве – крынки, горшки, особо не заботясь об их украшении. А женщинам, наоборот, свойственна другая манера, плавный изгиб линий, более изящные и причудливые формы.

«Это больше относится к художественной керамике. Я же сейчас занимаюсь только старооскольской традиционной. От декоративной керамики отошла лет восемь назад и никогда к ней не вернусь. Для меня это пройденный этап, – призналась Татьяна. – Но это совсем не значит, что мои изделия строгие и выдержанные только в народном стиле. Я добавляю авторские элементы».

Мастерица показала глиняный квасник – сосуд литра на четыре с изящным горлышком и ножками. У старых гончаров изделия округлые, простой формы, их перевозили в телегах, переложенными сеном. А квасник Шиян более привлекательный на вид.

«Но уберёшь ножки и, пожалуйста, как в старину», – объяснила Татьяна.

Так же и с другими предметами народного ремесла: горшками, крынками, жбанами и кадильницами.

Квасник состоит из двух «горшков», изготовленных на гончарном круге.

«Сначала делаю два сосуда, затем склеиваю их между собой, пока они влажные. Квасник недели две сохнет естественным способом. Помещать свежее изделие в печь нельзя, пойдёт трещинами, – рассказывает Татьяна Анатольевна. – Потом делаю первый обжиг – утильный. Если покрыть изделие глазурью, то нужен второй обжиг. Глазурь покупаю, как и глину».

Глина в ладони

Татьяна Шиян глину сама не копает. Не потому, что это трудно, хотя, по её словам, чтобы довести материал до нужной кондиции, необходимо приложить много усилий. Глину отмучивают, она долго выдерживается – до полного разложения органики. Чем неприятнее пахнет глина, по словам мастера, тем она пластичнее и с ней удобнее работать.

«В Старом Осколе, если б не было залежей глины, не было бы и промысла. Наша глина беложгучая, волшебный материал. К сожалению, я пока не знаю мест, где брали глину старые гончары. Нужно искать эти копанцы. Не всякая подойдёт для посуды, – пояснила Шиян. – Древние мастера гончарную глину берегли и на баловство – на лепку тех же игрушек – её не давали. Женщины и дети пользовались либо отходами основного производства, либо другой, менее ценной, глиной. В те времена гончары ценились очень высоко. Сейчас произошло как бы разделение промыслов на гончарное дело и изготовление глиняной игрушки».

Любимая притча

Татьяна показала игрушку, найденную в Казацкой слободе.

«Этот всадник, точнее то, что от него осталось, приблизительно XIX века. Более поздние традиционные игрушки другие. Взять, к примеру, изделия сестёр Гончаровых – у них всадник и лошадь вылеплены отдельно. А здесь, посмотрите, фигурка – единое целое, вытянутая из одного куска глины. Это настоящий шедевр, – сказала Татьяна. – Хочу постигнуть секрет старых мастеров, пока копирую, учусь, нужно понять душу, стиль и пластику игрушки».

Можно, конечно, привнести что-то своё в народную игрушку, считает Шиян, и только время покажет, приживутся ли твои находки или отпадут, как ненужная шелуха.

Татьяна Шиян – участница многих всероссийских выставок, где она представляет только традиционный старооскольский промысел.

«Зачем что-то копировать, когда есть своё, родное, народное. Сейчас очень модный способ обработки керамики – молочение, и большинство мастеров из тех мест, где это не было распространено, им пользуются. В Старом Осколе керамика другая – поливная. Возле моих изделий всегда собирается народ, потому что в них, как мне кажется, есть душа. Мы – хранители не только древнего ремесла, но и русской духовности и должны всё передать своим ученикам».

В кружке глиняной игрушки у Татьяны Анатольевны занимаются десять человек.

«Нужно искать учеников, – сказала она. – Надеюсь, что моя воспитанница Вероника Меташева, которая сейчас учится в Суджанском техникуме искусств, пойдёт дальше».

На прощание мастер рассказала свою любимую притчу:

Бог вылепил из глины Человека и остался у него маленький кусочек.

– Что тебе ещё сделать? – спросил Бог Человека.

– Слепи мне счастье, – попросил он.

Ничего не сказал Бог и только положил Человеку в ладонь кусочек глины.


для комментариев используется HyperComments