• 59,04 ↓
  • 69,59 ↑
  • 2,32 ↓
15 июля 2017 г. 16:02:50

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Белгородское начало «Аэробуса». Как белгородцы помогают собирать самолёты

В начале 2015 года Минэкономразвития определило 18 приоритетных отраслей для импортозамещения. В их числе и станкоинструментальная промышленность – наиболее проблемная. По самым оптимистичным расчётам, зависимость от импорта в ней достигает почти 90 %.

Догнать и… Хотя бы догнать

При таких цифрах в одной из системных отраслей экономики разговоры об импортозамещении вызывают только кислую улыбку. Ведь почти все товары – от ежедневных потребительских до самолётов и тактических ракет – делают на станках. На иностранных станках.

К таким показателям страна пришла за два десятка лет. «С 1990 года производство станков в России сократилось более чем в 20 раз: с 70 до 3 тысяч. Ещё в 1990 году СССР занимал третье место в мире по производству и второе – по потреблению механообрабатывающего оборудования. Сегодня Россия находится по этим показателям на 22-м и 17-м местах, а в структуре мирового рынка станков доля России не достигает даже 0,5 %!» – приводит в журнале «Экспертный союз» данные за 2015 год доктор технических наук, профессор, генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского проектно-конструкторского и технологического института электромашиностроения Сергей Турусов.

Подделывают уже белгородцев

Вернуть позиции хотя бы наполовину Минпромторг намерен к 2020 году, увеличив долю отечественной станкостроительной продукции до 40 %. Белгородская область может внести и уже вносит свой вклад не только в улучшение статистики. Завод «Скиф-М», на котором производят фрезы, стал лидером станкостроения мирового уровня. Его режущий инструмент закупает российское подразделение
«Боинга» на Урале, крупнейший завод «Аэробус» в Бельгии, «Алмаз-Антей», Воткинский завод, Роскосмос и другие.

«Все рычаги системы посадки «Аэробус-380» сделаны белгородским инструментом из титана Верхней Салды, – говорит генеральный директор предприятия Александр Москвитин. – 70 % от всех заказов – режущий инструмент для авиационной техники. Каждый год у нас идёт рост, даже в кризисный 2009 год мы подросли на 10 %, в прошлом году на 40 % за счёт экспорта в Германию».

Скифовская продукция.
Скифовская продукция.
Фото Ирины Дудки

«Скиф-М» возник на базе Белгородского завода фрез в 1993 году. Его цеха разместились на площади всего 5 кв. км, коллектив – 140 человек. Основное производство – это твёрдосплавные пластины, а примерно половина всего объёма заказов – специальный инструмент, разработанный под конкретные задачи заказчика.

По наблюдениям Александра Москвитина, мнение о российской продукции начинает меняться даже у российских предприятий.

«Ещё лет десять назад нам не верили, говорили: слишком всё красиво, скажите, где закупаете? – рассказывает он. – Сейчас белгородские режущие пластины оказались настолько эффективны, что конкуренты стали их копировать и поставлять на те же заводы, с которыми работает «Скиф-М». Пришлось заняться патентной защитой. За три года получили 28 действующих патентов, составили шесть заявок и продолжаем создавать новые технологии. Мир идёт по направлению к экономии энергии, значит, нужно как можно меньше воздействовать на деталь. И мы этого достигли».

В ближайших планах компании вырасти до 15 % российского рынка и до 50 % поднять экспортные поставки.

Мы хорошие, но кто об этом знает?

«Для того чтобы белгородская продукция машиностроения была конкурентна на отечественном и мировом рынке, необходимо комплексно внедрять станки нового поколения, передовые технологии сварки и металлообработки», – сказал заместитель губернатора – начальник департамента экономического развития Олег Абрамов, выступая на конференции по импортозамещению инструментальной промышленности.

Мероприятие под эгидой Минпромторга собрало в Белгороде представителей ведущих предприятий оборонного комплекса страны: заводы «Прогресс», «МиГ», «Сухой», предприятия по выпуску тактических ракет, Красноярский машиностроительный завод.

«Одна из основных проблем в развитии инструментальной промышленности – отсутствие информации у потребителей о возможностях отечественных производителей, – говорит замдиректора департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга Дмитрий Никитин. – Мы организовали выездные совещания для демонстрации возможностей российских производителей и установления долгосрочных связей. Первое прошло в апреле в Свердловской области. Сегодня наблюдаем положительный результат: заключаются новые контракты с теми предприятиями, которые мы посещали. В Белгороде я вижу, что на совещании количество участников в разы больше, чем было в Свердловской области».

Фото Ирины Дудки

В Белгородской области приняли свою региональную программу импортозамещения, выделив машиностроение в отдельный кластер, сформировали региональный фонд развития промышленности и приняли порядок заключения специальных инвестконтрактов на региональном уровне. Сейчас в структуре регионального промышленного производства машиностроение занимает третье место после пищевой и горно-металлургической промышленности.

Государство готово субсидировать часть затрат на НИОКР, предоставлять льготные займы для станкостроительных и инструментальных предприятий, а также субсидировать часть затрат на реализацию пилотной партии продукции. Помимо этого, одной из действенных мер для развития отечественного станкостроения стал запрет и ограничение на вседопуск товаров иностранного производства для нужд обороны страны.

Постановление приняли в декабре 2013 года. Комиссия Минпромторга проводит экспертизу о наличии российских аналогов и выдаёт соответствующее заключение. Как рассказал Дмитрий Никитин, уже был прецедент, когда предприятию отказали в заключении по заявке на 1,5 тыс. наименований инструмента, выдав рекомендацию закупать у российских компаний, в частности у «Скиф-М».


Особое мнение

Генеральный директор завода «Сокол-АТС» Владимир Андреев:

«Мы знаем, что выживаем во многом благодаря нашим горизонтальным связям и неуёмной энергии наших работников. В определённый момент мы не дали умереть этой отрасли машиностроения и сейчас чувствуем в себе силы выполнить те задачи, которые нам ставятся. Последние 5–6 лет у людей горят глаза, появилась широкая возможность знакомиться с зарубежными аналогами, потому что вынуждены использовать их в своём производстве. Наши инженеры видят и знают реальные проблемы и знают, как можно ту или иную ситуацию улучшить. И это радует».

Мы с 1961 по 2008 год выпускали телефонные станции. Представьте, какие возможности у коллектива, который с 2008 года стал выпускать авиационные детали, пресс-формы, штампы, оборудование для морского флота и т. д. Нам какую задачу ни поставь, при необходимых условиях мы её сделаем. Чему нужно – научимся, а чему не научимся – сами придумаем. Но, работая в этом направлении, я понял, что необходимо принципиально менять систему управления компанией, исходя из мировых стандартов, если мы хотим выпускать продукцию, соответствующую мировым стандартам.


для комментариев используется HyperComments