• 63,91 ↑
  • 68,50 ↓
  • 2,46 ↑
29 августа 2016 г. 15:43:25

Режиссёр ответил на вопросы белгородцев на встрече в рамках фестиваля «Верста 2016»

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Андрей Кравчук: Исторический фильм делать тяжело
Андрей Кравчук. Фото Анны Бессоновой

Зрителям Кравчук известен по выдвигавшемуся на «Оскар» фильму «Итальянец» и вошедшему в пятёрку самых кассовых лент современного российского кинематографа «Адмиралу». Сейчас он работает над премьерой – фильмом «Викинг», который должен выйти на экраны в декабре.

Член гильдии кинорежиссёров, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника» стал почётным гостем и членом жюри кинофестиваля короткометражного авторского кино «Верста» и поговорил с белгородскими зрителями.

О сумасшедших деньгах

Когда я оканчивал мастерскую Семёна Арановича, проходил всероссийский конкурс сценариев. Мы с приятелем решили участвовать и за три-четыре месяца написали сценарий. Выиграв конкурс, мы получили приз в 5 тыс. долларов. Для меня, тогда совсем небогатого человека, это были сумасшедшие деньги, особенно по тем временам. Мы продали права директору «Ленфильма» с условием, что именно мы будем режиссёрами, но случился дефолт. Рубль рухнул, жизнь рухнула, и всё улетело куда‑то в унитаз. Наш проект закрылся.

О первом фильме

Следующий проект родился из маленькой короткометражки. Нашёлся продюсер, который сказал, что если мы сделаем из этого полный метр, то он готов. Нам так хотелось снимать, что мы за месяц написали сценарий полнометражного фильма. Бюджет был сомнительным, но мы позвали Чулпан Хаматову, Лёшу Кравченко, Александр Абдулов даже у нас снялся.

Оказалось, что два режиссёра – это тяжеловато. Вдвоём хорошо дрова пилить, а на площадке тяжело. Поэтому так получилось, что я выдавил своего товарища. Он у меня больше занимался актёрами, а всё остальное делал я. Так получился фильм «Рождественская мистерия».

Об «Итальянце»

На «Ленфильме» я пришёл к продюсеру и предложил историю, в которой маленький мальчик сбегает из детского дома, чтобы найти свою мать. Я понял тогда, что у меня есть герой, которому я могу сопереживать по‑настоящему и открывать через него целый мир. Это был 2000 год, переломный момент в России. Я понимал, что люди заняты собой, деньгами и получением тех благ, которые они недополучали во времена Советского Союза. Не было чего‑то такого, что могло бы людей объединять. А история мальчика, который ради матери совершает какие‑то поступки, показалась интересной. И нам очень быстро дали отмашку снимать. В итоге «Итальянец» получил около 40 наград, его даже на «Оскар» выдвигали.

Об «Адмирале»

Мне позвонили с Первого канала и рассказали, что есть история про адмирала Колчака. Я не читал сценарий, но объяснил, как я вижу кино. Со мной сразу же согласились.

Большую часть жизни я провёл во времена советской власти, но для меня фигура Колчака тогда уже была интересна. Это вроде бы враг, но с другой стороны – блестящий офицер, герой, самый молодой адмирал в истории России, патриот, учёный, полярник.

Мне кажется неправильным то, что после революции мы разделили людей не по их заслугам перед родиной, не по их достоинствам, а по классовому признаку. Это разделение повлияло на огромное количество талантливых людей. Их перечеркнули и объявили врагами. Я долго изучал этот вопрос. Подготовка к «Адмиралу» заняла четыре года моей жизни.

Посмотрим, что происходило тогда на флоте. Люди находятся на войне, и есть враг, но при этом вдруг матросы отказываются идти в бой, более того, призывают убивать своих командиров. Это называется предательством. Большинство агитаторов не были матросами, они просто наряжались в матросскую форму. Эти люди имели с собой огромное количество денег, снимали проституток и активно кутили, показывая собой, что революция – это очень круто, что можно выпивать и хорошо жить. Это не были те люди, которые вели войну в режиме дисциплины и присяги.

Но кино не про белых и красных, оно про человека, который был, наверное, последним из романтических героев России.

Не всем, кто пришёл задать вопросы режиссёру, хватило сидячих мест.
Не всем, кто пришёл задать вопросы режиссёру, хватило сидячих мест.
Фото Анны Бессоновой

О «Викинге»

В сознании людей мифология – это Греция, Рим. Никто, говоря про мифы, не будет вспоминать Перуна. Что такое раннее Средневековье? Это, скорее всего, что‑то англосаксонское: рыцари короля Артура, Грааль. Это сложившиеся образы, тиражирующиеся в «Игре престолов» и так далее. У нас страна достаточно молодая, она начинается примерно с IX века. Из‑за этого восприятие нашей истории немножко оперное. Даже «Повесть временных лет» была написана через сто лет после тех событий, о которых я говорю в фильме «Викинг».

Не было тогда ни документов, ни фотографий. Просто кто‑то кому‑то что‑то рассказывал. Два доктора наук, археолог и филолог, говорили мне, что мы очень мало знаем про то время. При этом «Повесть временных лет» – это даже не первая редакция. Нестор записал, Владимир Мономах прочитал и, я думаю, попросил чуть-чуть отредактировать. Так что мы читаем уже вторую редакцию нашей истории.

Однако когда мы стали изучать косвенные материалы, то поняли, что по насыщенности жизни, человеческим отношениям, страстям, эмоциям это время очень интересно и можно сделать потрясающую историю.

Фильм можно было бы назвать ещё «Варягом», но при этом могла возникнуть параллель с кораблём, погибшим на Цусиме. И эта дихотомичность была бы для нас нежелательна. «Викинг» же позволяет избежать некоторого морализаторства, которого не хочется. С другой стороны, тематически название связано с главным героем, потому что он пришёл из Новгорода. Если вы знаете, Рюриковичи – это не фамилия. Рюрик – это имя первого человека, которого призвали [на княжение]. В «Повести временных лет» говорилось, что земля у нас богата, но порядка нет. «Приходите и владейте нами».

О сложностях исторического кино

Исторический фильм делать тяжело. Во‑первых, дорого. Во‑вторых, добиться правды от костюмов и декораций очень сложно. В деревянном строительстве, если ты строишь из маленьких брёвен, это выглядит как детская площадка. При этом мир, в котором жили люди в то время, сильно отличается от мира, в котором мы живём теперь. Природа была более мощной, огромной.

Мы выбирали натуру где‑то под Можайском. Провалились в снег, вымокли, и лесник пустил нас домой обогреться. Сидя у него около печки, за чаем я спросил:

— А как у вас тут с хозяйством?

— Да никак, – ответил лесник. – Сажаю картошку – кабаны приходят, всё выкапывают. Завожу куриц – лисицы съедают. Пытался завести свиней – медведь подрал.

Лесник жил на краю деревни и постоянно боролся с жизнью. Боролся за себя, потому что лес и природа агрессивны. Сейчас же, наоборот, природа вся поджалась и еле выживает от натиска человека.

О Даниле Козловском

Вначале я хотел, чтобы главную роль в «Викинге» сыграл совсем молодой актёр. Я ездил на студенческие театральные фестивали, знакомился с людьми. Потом посмотрел фильм «Шпион», увидел Даню, который тогда не был известным, и позвал его на пробы. Они шли, наверное, около двух месяцев.

В тренировочном костюме играть в историческом фильме потешно, поэтому я сделал небольшую декорацию, завёз солому и разбросал по полу. Солома даёт ощущение немножко другой жизни, когда по ней ходишь. Она поднимала пыль, все чихали, съёмочная техника страдала, но тем не менее. Я много эпизодов с Козловским попробовал, и всё получилось отлично.

Потом Даня успешно снялся ещё в нескольких фильмах. Неуспешно снялся в «Академии вампиров». Об этой кинокартине Даня совсем не любит говорить. Наконец, ближе к съёмкам «Викинга» пошло пересечение с «Экипажем». Был отчаянный момент, когда продюсеры сказали искать другого актёра. Я провёл ещё несколько проб, но понял, что всё не то. Даня очень сложно психологически устроенный человек, который занят собой, но при этом ярко реагирует на жизнь. Это те качества, которые нужны нашему герою.

О страхе

У меня был такой случай при съёмках «Итальянца». Мы снимали гонку, которая потом не вошла в кино. В машине впереди сидел каскадёр и актриса. Я сидел за ней с монитором, рядом оператор, а слева сидел человек, который держал подсветку на актрису. Надо было снимать кадры, когда на нас несётся машина. Мы едем лоб в лоб и потом её объезжаем. Мне хотелось, чтобы мы проехали как можно ближе. Один дубль не получается, второй. На третьем дубле человек, держащий подсветку, сказал: «Я больше не поеду!»

А когда ты занят делом, то не думаешь об опасности. Главное – получить результат. В лесу тоже не думаешь о лисах и медведях. Искали мы натуру на «Викинга» в Карелии. Художник прилетел туда на два дня раньше, чем я. Я ему позвонил, но он не ответил. Потом я узнал, что случилось. Он поехал на озеро, а там дороги подходят к воде, но вдоль водоёма никто не ездит. Есть только лодки и местные рыбаки. А озеро как море. Бывают штормы, вода холодная, берега скалистые. Художник поплыл с администратором на лодке, и они начали тонуть. Лодка стала заполняться водой, телефон промок, они еле успели добраться до берега. Слава богу, остались живы.


для комментариев используется HyperComments