• 63,30 ↓
  • 67,21 ↓
  • 2,45 ↓
24 ноября 2016 г. 14:45:12

Как староосколец Иероним Соломенцев укрепил русский монастырь Святой горы

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Афона великий подвижник
Иеросхимонах Иероним Афонский (Соломенцев)

2016 год отмечен важной православной датой – 1000-летием присутствия русского монашества на Афоне. Именно в 1016 году в одном из святогорских документов появилась такая надпись: «Герасим – монах, милостью Божией, пресвитер и игумен монастыря Росов. Собственноручная подпись». В историю Афона вписали свои имена и уроженцы белгородской земли.

Детство в церкви

В 1805 (по некоторым данным, в 1806) году в Старом Осколе в благочестивой семье купцов Соломенцевых родился мальчик, которого крестили именем Иоанн. С юных лет он настолько полюбил ходить в храм, что церковные богослужения заменяли ему детские игры. Это было неудивительно. Уже до Иоанна пятнадцать членов семьи ушли в монашество. А мальчик в шесть лет стал пономарём. Душа его стремилась к Богу, к монашеской жизни. Но отец сказал, что до 23 лет юноша должен остаться в семье.

Когда Иоанн в назначенный возраст повторил свою просьбу, семья попросила подождать, пока подрастёт младший брат. После этого монахиней стала сестра, и родители, которым тяжело было отпустить сразу двух детей, упросили сына остаться ещё ненадолго. Но путь его уже был предначертан.

И спустя время вместе с родственником Николаем Гончаровым Иоанн с котомкой за плечами отправился в путь. Пять лет они странствовали по стране, ища подходящее место для принятия монашества. Однажды они встретили человека, рассказавшего им, что место, которое так искала душа, они могут найти на Афоне. «При-едешь да свой улей заведёшь и будешь рои отпускать», – пророчит юноше воронежский юродивый. В 1836 году Иоанн, Николай и ещё 15 старооскольцев прибывают на Святую гору.

Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне
Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне

Администратор и наставник

Иоанн постригся в монахи с именем Иоанникий. На Афоне он наконец нашёл то, чего так искал. А русское братство Святой горы обрело в его лице свою главную надежду. В 1840 году Иоанникия рукоположили в иеродиакона и назначили духовником Свято-Пантелеимонова монастыря, который в те времена находился в упадке. В 1841-м с именем Иероним он принимает схиму (высшую ступень православного монашества, для которой характерен особо строгий аскетизм) и начинает трудиться над возрождением обители.

Иероним Соломенцев привлекает благотворителей, издаёт книги и брошюры. Расширяются рукописный и книжный фонды библиотеки, открываются иконописная и литографическая мастерские, типография. Иероним поспособствовал созданию на Кавказе Новоафонского мужского монастыря. Он возводил и восстанавливал кельи на Афоне, строил хозяйственные помещения и мастерские. Территория самого Свято-Пантелеимонова монастыря увеличилась в два раза. Кроме этого, во время жизни старца было восстановлено и построено 60 храмов, принадлежащих монастырю.

Но не только прекрасным хозяйственником и администратором был этот человек. Весь Афон почитал его как мудрого и доброго наставника. Иероним считал, что монахи Святой горы должны быть одной большой семьёй, и примирял греков и русских, между которыми тогда были не самые простые отношения. Кстати, число русских монахов на Афоне росло. Когда он туда прибыл, их было всего 11, а в конце его жизни – уже более 800.

Реликвия

По историческим данным, монахами на Афоне стали более 40 старооскольцев. Иеросхимонах Венедикт сделал богатый иконостас для Пантелеимонова храма благодаря своим сбережениям. Иеромонах Анатолий славился как прекрасный чтец, певец и писарь. Схимонах Галактион содержал 100 ульев и обеспечивал братию мёдом. Схимонах Иоанникий трудился на монастырской кухне. А иеросхимонах Макарий помог устроить на Крумичной пристани гостиницу с церковью святителя Петра, митрополита Московского, и святителя Тихона, епископа Задонского.

В старинном Ильинском храме Старого Оскола хранится икона Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение». Это список с чудотворной иконы Ватопедского монастыря на Афоне. Как свидетельствует надпись на обороте, на Белгородчину он попал 150 лет назад. Среди указанных имён жертвователей есть и имя Иеронима Соломенцева.

До конца жизни он не терял связи с родиной. Старец вёл переписку с некоторыми земляками. Он подарил Казанско-Николаевской церкви ковчег с двумя крес-тами, в одном из которых была частица мощей святого великомученика Пантелеимона, а в другом – частица Святого Животворящего Древа Креста Господня. К сожалению, святыня пропала после закрытия храма.

А вот икона «Отрада и Утешение» сохранилась. Сейчас к ней со своими мольбами и надеждами идут старооскольцы – так же, как и 150 лет назад.

При подготовке статьи использовались материалы Старооскольского краеведческого музея.


для комментариев используется HyperComments