Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 февраля 2019,  13:51

Худеющий килограмм. Куда делись недостающие граммы в продуктах

Корреспондент «Белгородских известий» разбирается в законности уловок производителей

Худеющий килограмм. Куда делись недостающие граммы в продуктахФото: Наталья Малыхина
  • Статья

Традиционное январское – прийти в магазин и увидеть, что цены выросли. Притом что продуктовый пакет совсем не потяжелел, а скорее наоборот.

Информационного шума в январе наделал девяток яиц. Но задолго до этого покупатели по всей стране познакомились с 24 пакетиками чая в пачке и 930 мл молока в бутылке.

У кого больше

В белгородских магазинах я не нашла ни девяток яиц, ни 24 пакетика чая. Но, погрузившись в тему даунсайзинга (когда производитель уменьшает массу товара, не меняя упаковку и стоимость, от английского downsizing (уменьшение размеров – прим. авт.), поняла, что явление не ново. Причём настолько, что мы уже просто перестали замечать, как похудели килограмм и литр. 

Старшее поколение помнит килограммовые буханки хлеба, я же, увидев такую в Одессе, присела от неожиданности: в российских магазинах буханки больше 700 г мне не встречались. Кофе по 95 и 75 г – картина привычная, масло по 180 г, как и молоко по 900 мл, тоже. Нашла молочный коктейль с 960 мл, ведёрко майонеза 824 мл, в большой упаковке сока оказалось только 1,93 л вместо двух, бутылка пива 0,48 л, шоколадка 85–90 г. 

Акцентируясь на цене, мы редко обращаем внимание на объёмы и массу. Если поставить две одинаковые по размеру пачки питьевого йогурта – кто скажет, в какой из них 0,5 л, а в какой 0,45?

Нечего стесняться

Завкафедрой менеджмента и маркетинга, доцент и кандидат социологических наук БелГУ Борис Тхориков объясняет: даунсайзинг, или шкринфляция, происходит от английского слова «сжимание». Метод этот известен последние лет 60. Первыми его применили американцы в период застоя экономики. 

По одной версии, явление связано с политическими факторами, когда государство давит на производителей, чтобы они не повышали цены на продукты. В условиях растущих затрат они уменьшают объём, чтобы не терять норму прибыли.

 

По другой – так компании, особенно крупные, пытаются ввести в заблуждение даже не покупателей, а своих акционеров и владельцев, демонстрируя растущую динамику по прибыли и объёмам продаж. Ведь, если немного уменьшить объём, цифры покажут рост количества продаж, значит, менеджмент работает эффективно.

«Нынешний шум с девятком яиц – это спекуляции на теме экономического кризиса, не более того, – уверен Тхориков. – Наши производители в принципе не стесняются повышать цену. Те же яйца дорожали в течение года открыто, для этого не понадобилось уменьшать десяток. Люди привыкли и не проявляют особого интереса». 

Он отмечает, что с точки зрения поведенческой экономики самые негативные эмоции человек испытывает от потери денег. Поэтому так точно запоминает цену товара, а объём и вес продукта вторичны. Чтобы избежать ажиотажа, производители идут на ухищрения. Однако это пройдёт далеко не со всеми товарами, например бензин всегда продаётся литрами, а в пачке всегда 20 сигарет. Каждое изменение – итог не сиюминутных решений, а тщательного анализа, в ходе которого выявляются приоритеты у целевых групп покупателей. Если он показывает, что людям важнее объём, как в случае с бензином, водкой или сигаретами, то меняется только цена.

Сколько вешать в граммах?

Решает сам производитель. В рамках технических условий фасовать и разливать продукт можно в любые объёмы и меры, хоть с точностью до полуграмма. Главное – честно указать это на упаковке. Если на пачке указано полкило, а на деле там 480 г – это чистое мошенничество, караемое законом. Поэтому на такое решаются разве что нелегальные производители, которым терять уже нечего. Остальные честно указывают вес и объём, но очень мелким шрифтом, что не возбраняется. Пока одни «усыхают», другие играют на «честном литре» и «честном килограмме», указав это на упаковке огромными буквами. 

«Покупателю всегда надо перепроверять и пересчитывать цену фасованного товара, – советует Тхориков. – Принято считать, что выгоднее брать большими упаковками, но может оказаться, что в пересчёте на килограмм или единицу товара, оптом будет как раз дороже».

 

Что говорят производители


Пресс-служба ГК «Эфко»:

«О снижении объёма упаковки продукции «Эфко» речи никогда не шло и не идёт. Средняя упаковка майонеза «Слобода» выпускается объёмом 400 мл, а вот масса нетто – от 375 до 380 г в зависимости от плотности продукта, так как рецептуры отличаются.

Важно не путать понятия веса нетто и объёма продукта: объём измеряется в миллилитрах, а масса нетто – в граммах. 
Подсолнечное масло «Слобода» продаётся в бутылках объёмом 1,8 л. Такой формат бутылки с ручкой разработали и внедрили в производство ещё в 2006 году как уникальный на тот момент формат упаковки, удобной для потребителя. К даунсайзингу дизайн бутылки не имеет никакого отношения.

Некоторое время назад в ассортименте были одновременно бутылки и 0,8, и 1 л. Это связано с разной формой их дизайна – визуально покупатели могли с лёгкостью отличить один формат от другого». 


Представитель Алексеевского молочно-консервного комбината (ГК «Рена»):

«Это маркетинговый ход всех производителей, с помощью которого они удешевляют свою продукцию. Да, старое поколение привыкло к банке сгущёнки в 400 г, но её сейчас никто не делает. Мы давно выпускаем в банках по 380 г, пюр-паки (твёрдые упаковки с крышкой) все 950 г, дой-паки (мягкие упаковки с крышкой) изначально шли на 270 и 600 г – такое оборудование приобрели, на нём и выпускаем.

Йогурты мы всегда выпускали объёмом 450 мл, а для молока была база 1 и 0,5 л. Я не назову это обманом потребителя: никто не скрывает массу и литраж, всё указано на упаковке, можете взвешивать, всё соответствует действительности.
Оборудование настроено на такие порции. Несмотря на рост НДС, в ближайшее время мы не будем менять упаковку и объёмы». 


Инга Сорочан, бренд-менеджер компании «Пармалат» (торговая марка «Белый город»):

— Наша компания всегда расфасовывала всю продукцию в привычные людям ровные упаковки: 1, 0,5 л, 200 г, и мы не планируем что‑либо менять.

— Как вы думаете, можно ли считать уменьшение объёмов, пусть даже с указанием веса и литража, узаконенным обманом потребителя?

— Это провокационный вопрос. Могу высказать только личное мнение как человек, а не представитель компании: покупатель, когда берёт упаковку, редко смотрит, сколько там – 1 л или 950 мл. Видит уже дома, поэтому да, это обман. 


Андрей Майсак, зампредседателя Белгородского общества защиты прав потребителей: 

«С юридической точки зрения обмана нет: изготовитель (продавец) размещает на упаковке товара информацию, указывая вес, литраж, пограммовку (например, цену за 100 г сыра). Таким образом изготовитель и продавец пытаются сделать для потребителя неочевидной инфляцию и рост цен и тем самым оттянуть неизбежное падение потребительского спроса. Это у нас в стране началось ещё в 2008–2009 годы.

Сейчас уже никого не удивляет пачка масла 180 г. Если обязать продавца указывать стоимость товаров за литр или килограмм, покупателю будет легче сориентироваться в ценах и понять, выгодно ему брать пачку/бутылку с дроблёным весом или объёмом либо выгоднее взять тот же товар на развес/разлив».

Ирина Дудка

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×