Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:

Автотранспортный цех Стойленского ГОКа: как будущее приходит на смену прошлому

Об этом читайте и смотрите в нашем спецпроекте

Автотранспортный цех СГОКа прошёл путь от ручного управления процессом перевозок до цифрового. И в этом стойленцам помогла нейросеть.

С чего все начиналось

1 апреля 1978 года по приказу Министерства чёрной металлургии СССР было создано новое подразделение Стойленского ГОКа – цех технологического транспорта.

Это стало официальной датой создания подразделения. Однако вскрышу и горную массу из карьера комбината возили гораздо раньше. Делали это силами городского автохозяйства № 8. К концу 1970-х годов стойленской рудник вырос в большой комбинат, который объявили комсомольско-молодёжной стройкой. Возникла необходимость связать транспортными линиями все объекты предприятия. Так появился цех технологического транспорта. Машины были переданы Стойленскому ГОКу, перешли работать на комбинат и водители. 

В цехе тогда трудились около 500 человек. Колонны размещались по вагончикам: три из них – технологического транспорта, куда входили «Татры» и КрАЗы, а четвёртая – хозяйственная. 

 

 

Уже через год в первомайской демонстрации стойленцев участвовал новый 27-тонный БелАЗ, потом в цех начали поступать новые 40-тонники. 

В 1983 году руководители доказали целесообразность использования большегрузных автомобилей и в цех приобрели пять 75-тонных БелАЗов

«Я пришла в автоцех рабочей на участок текущего ремонта в 1984 году, сразу после школы в 17 лет. В то время было сложнее: технику ремонтировали на улице, в карьере не было связи, раций. Ждали, пока водители проедут мимо друг друга, передадут нужную информацию. Условия труда тоже были непростые: мебель несли из дома – кто что мог, что‑то ребята сами делали, о спецодежде и говорить нечего. Сейчас, конечно, всё по‑другому: современная техника и оборудование, комфортные условия труда, полное обеспечение спецодеждой и сизами», – признаётся специалист отдела ОТПБ и экологии АТЦ Ирина Монакова.

«Либхер»
«Либхер» / Фото: предоставлено пресс-службой Стойленского ГОКа

 

«В 1987 году мы поставили первый вагончик в самом карьере, к осени организовали там первую пересменку для водителей, провели телефонную связь, посадили начальника смены и электрика. Развитие цеха шло семимильными шагами. Грузоподъёмность техники росла, за техникой шли вперёд и люди. Наша база была очень сильной – учили и водителей, и ремонтников», – убеждает главный специалист отдела организации производственного контроля АТЦ СГОКа Сергей Карамышев.

К своему 25-летию, в 2003 году, автоцех получил два новых 130-тонных БелАЗа с современными двигателями «Камминз».

В 2004-м, когда СГОК вошёл в состав Группы НЛМК, прошла серьёзная модернизация техники: пришли новые пассажирские автобусы и легковые автомобили, большегрузные БелАЗы, новый автогрейдер, суперМАЗ грузоподъёмностью 27 тонн и 10-тонный КамАЗ.

С этого времени динамичное развитие цеха в направлении повышения эффективности работы автотранспорта, организации ремонтов и поддержания техники в исправном состоянии не прекращалось. 

 

Всегда первые

Автоцех и сегодня в расцвете сил: по‑прежнему один из самых крупных и передовых подразделений комбината, в котором трудятся более 800 человек, а парк основной и вспомогательной техники насчитывает более 250 единиц.

С 2005 года в подразделении команда активных и перспективных специалистов занялась разработкой и внедрением различных систем управления процессом. Одной из самых востребованных стала автоматизированная система диспетчеризации (АСД «Карьер»). 

«Первая система управления, которую мы запустили, – это был, так сказать, полуручной режим, т. е. мы видели позиционирование и скорость самосвалов, перевезённый ими груз, ещё несколько параметров, но спустя 10 лет развития – в 2016-м, на своём втором этапе – она уже начала управлять процессом перевозок: искать оптимальное расстояние и выгодные условия для перевозок горной массы», – рассказывает один из участников проекта по развитию информационных систем, а сейчас начальник отдела развития логистики НЛМК Олег Прасолов

Для сравнения: если в 1999 году плановый ежемесячный объём перевезённой горной массы составлял 3,6 млн тонн, то в 2023-м он вырос почти в два раза – до 6 млн тонн руды.

Видео предоставлено пресс-службой Стойленского ГОКа

 

В 2010 году появилась информационно-навигационная система «Автотрекер», которая повысила эффективность работы автотранспорта. Затем система управления работой автотранспорта (ИС УРА) для более простого учёта пробега автомобилей и эксплуатационного ресурса узлов и агрегатов. 

«С 2017 года, когда АСД «Карьер-3» вошла в промышленную эксплуатацию, мы ни на день не останавливались в её развитии. Мы постоянно модернизируем систему, вносим корректировки и изменения для того, чтобы облегчить и обезопасить труд сотрудников и сделать прозрачным весь процесс перевозок. На базе этой системы мы внедрили множество модулей, к примеру, систему безопасности приближения к створным линиям: когда при выгрузке руды на промежуточный склад система контролирует расстояние приближения самосвала к краю. Пока ещё никто, кроме нас, в России этого не сделал», – гордится главный специалист отдела развития логистики НЛМК Алексей Стежар

Видео предоставлено пресс-службой Стойленского ГОКа

 

Потом в подразделении началось внедрение модуля динамической оптимизации: с его помощью большегрузные самосвалы распределяют так, чтобы не было скопления техники под одним экскаватором. Умная программа направляет машины под разные экскаваторы либо на рембазу в карьере для прохождения необходимого техобслуживания.

«Только представьте себе, что раньше в диспетчерской службе мы вели учёт рейсов, пробега, количество груза и расход ГСМ на счетах. Каждый отвечал за свою колонну. Все рассчитывали хронометражом, практическим способом вычисляли нормы: рассаживали на БелАЗы людей, которые вели учёт данных, потом делались расчёты и представлялись руководству. А сейчас диспетчер полностью контролирует ситуацию и следит за производством онлайн. На экране отображается весь транспорт и оборудование. Радует, конечно, что подразделение и весь комбинат не стоят на месте, а с каждым годом развиваются», – подчёркивает бывший диспетчер АТЦ, сейчас председатель совета пенсионеров СГОКа Ольга Киреева.

В автотранспортном цехе оцифровали множество инициатив. Из тех, которые внедрены в прошлом году, – цифровой советчик водителя, который с помощью звуковых подсказок рекомендует оптимальный режим вождения на конкретном участке дороги. Цифровое решение позволит экономить до 7 % на расходе топлива, увеличить пробег шин, а также снизить воздействие на окружающую среду.

Видео предоставлено пресс-службой Стойленского ГОКа

 

35 карьерных самосвалов оборудовали системой «Антисон», которая помогает водителю не потерять бдительность во время длительной работы.

Программа выявляет признаки усталости и другие потенциально опасные ситуации, возникающие во время движения автомобиля: курение, разговор по телефону или отсутствие ремня безопасности – и сигнализирует об этом водителю.

«Стойленский ГОК сегодня – это высокотехнологичное предприятие, и наша основная задача – поддерживать эту высокую планку: повышать производительность транспортных средств, обеспечивать безопасные условия труда для сотрудников, снижать себестоимость перевозок», – комментирует начальник автотранспортного цеха Руслан Быстров

Новые горизонты 

По словам специалистов, перспектива развития подразделения в будущем – это транспорт ещё большей грузоподъёмности, причём не только на дизельных, но и дизель-электрических двигателях, так называемые троллейвозы. При этом в фокусе внимания и переход на роботизированный парк, и это касается как основной, так и вспомогательной техники. При рассмотрении перспектив обязательно учитывают экологическую составляющую: отдельно идёт работа над программой для сокращения эмиссии оксида азота. 

«Планируем пересмотреть и транспортную схему, она будет оптимизирована с точки зрения организации перевозок. Сейчас в рамках следующего стратегического цикла компании берем за основу производительность до 47 млн тонн кварцита в год (сейчас 43,5 млн тонн в год). Мы развиваем технологический транспорт – более габаритный и тяжеловозный, но не забываем и про вспомогательную технику: растут габариты машин, соответственно, ширится дорога, которую необходимо поддерживать в хорошем состоянии. То есть все растёт и продолжает расти», – говорит начальник отдела развития логистики НЛМК Олег Прасолов.

Внимание в цехе не только технике, но и людям. Работа эта системная и постоянная. В АБК автоцеха в 2021 году капитально отремонтированы душевые и раздевалки для персонала. Строится новый большой гаражный комплекс для обслуживания большегрузных автомобилей с учётом всех современных требований, в карьере на ремонтной базе обновлены бытовые помещения – теперь это полностью оборудованный новой мебелью и техникой бытовой комплекс с отличными условиями для сотрудников.

 

«Главная движущая сила нашего подразделения – это, конечно, люди. Когда‑то в моей жизни большую роль сыграли предыдущие руководители цеха, я был знаком с каждым из них. Все они стали для меня учителями. Я признателен им, а также нашим ветеранам-труженикам, которые создавали фундамент нашего цеха. Благодаря им наше подразделение и сегодня идёт вперёд и развивается. Наше подразделение просто обязано развиваться: глубже изучать процессы, брать на вооружение лучшие практики. Мир не стоит на месте, нам необходимо идти в ногу со временем, у нас для этого всё есть: потенциал, возможности и, главное, желание», – заявляет начальник АТЦ СГОКа Руслан Быстров.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×