Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10 марта 2015, 17:42
 Катерина Шаронова 5331

«Борислав Струлёв и друзья–2015»: The end

Накануне 8 марта прозвучал последний концерт Международного фестиваля BelgorodMusicFest

«Борислав Струлёв и друзья–2015»: The end Фото Владимира Юрченко
  • Катерина Шаронова
  • Статья

Совсем не преувеличивает арт-директор BelgorodMusicFest и виолончелист-виртуоз Борислав Струлёв, когда говорит, что звуковой шифр нашего времени – в том огромном спектре произведений, который фестиваль подарил людям – от «Аве Марии» Сен-Санса до блюза, от Баха до танго. Разумеется, в той интерпретации, в какой их воплотил каждый феноменальный музыкант, выступивший в рамках фестиваля.

Сам Струлёв, Аркадий Лейтуш, Сергей Дрезнин, Виктор Третьяков, Владимир Маторин, Евгений Маргулис и Михаил Клягин, Айдар Гайнуллин, Роман Зорькин, Алексей Татаринцев, Владимир Самсонов – каждый из них обладает психологией мастера. Каждый постиг тайны звуков, искусство каждого есть музыка современности – и одномоментно она вне времени. Они путешествуют по миру, путешествуют по эпохам, ищут и, обретая в этом движении лучшее, творят и, одержимые, движутся дальше. По временам они приходят к нам, пробуждая душу и восстанавливая гармонию внутри нас, слушателей.

Как звучит ночь в... филармонии?

В пору сочинить легенду. Но реальность оказывается не менее привлекательной. Ибо ночь в филармонии звучит чарующими голосами органа и клавесина (Тимур Халиуллин), виолончели (Борислав Струлёв), скрипки (Анна Боровик, Москва), баяна (Айдар Гайнуллин, Германия), гитары (Роман Зорькин, Москва), флейты (Дмитрий Филатов). И впервые эти музыкальные ночные откровения стали доступными публике – в рамках BelgorodMusicFest состоялся концерт «при свечах» в органном зале БГФ. Он начался чуть позже 22:00 6 марта и завершился с первыми минутами 7-го премьерой авангардной композиции Халиуллина. Белгородский органист представил импровизационную пьесу, которая необычна даже в ряду его прошлых удивительных сочинений.

«Мистерия ночи» – экспериментальная вариация на тему ночных звуков: шелеста, шороха, скрипа... Я использовал регистровку органа, когда он стонет, шипит, свистит... Какие-то мотивы перешли сюда из моей джазовой импровизации, которую я играл на IV международном фестивале «Джаз на большом органе» (Челябинск, февраль 2015-го). Мне давно хотелось исполнить «Мистерию ночи», но всё не решался. Наконец, ночной концерт в рамках BelgorodMusicFest дал мне такую возможность. И эта музыка звучала практически в полночь в полной тьме», – рассказывает Халиуллин.

Баянный Бах

Одной из особенностей той музыкальной ночи стала шутка-эксперимент. Фрагмент Токкаты и фуги ре минор Баха исполнил баянист Айдар Гайнуллин в дуэте с Бориславом Струлёвым. Неслучайно Гайнуллин обратился именно к органному репертуару – он открывает поразительный эффект: звучание баяна может приближаться к органному. И если человек к такому не готов, то может вполне перепутать, чей голос он действительно слышит в этот момент.

«Мой инструмент (уникальный AYDAR. Bayan Euphoria итальянских мастеров Ballone Burini) предназначен для музыки танго, джаза, популярной музыки. И для «органной» подходит. Если вы в записи послушаете, как я исполняю музыку Баха, например, то скажете: «Орган». Преимущество баяна в том, что на нём можно играть различную музыку: можно филировать звук (гасить), максимально тонко играть, где-то крещендо делать... – он живой. В отличие от фортепиано звук баяна не гасится, что даёт преимущества инструменту в дуэте с виолончелью. Даже Ростропович говорил, что ему гораздо больше нравится играть в ансамбле с баяном, чем с фортепиано (в туре по Сибири великий виолончелист играл в дуэте с баяном, поскольку рояля в местных ДК не было – прим. авт.). И, играя с Бориславом, я сам в этом убедился», – поясняет Гайнуллин.

Катерина Шаронова и Айдар Гайнуллин.
Катерина Шаронова и Айдар Гайнуллин.
Фото Владимира Юрченко

Между тем Айдар впервые попробовал играть на органе именно в Белгороде.

«Я случайно зашёл на дневной концерт в органный зал (6 марта) и услышал чудесные звуки. Смотрю, кто же это играет? Руки музыканта в покое, движутся лишь ноги. И настолько виртуозно, что я и представить себе не мог, что такое возможно. Ваш органист Тимур Халиуллин поразил меня своим мастерством. Естественно, я дослушал до конца и познакомился с ним. Тимур показал мне орган изнутри, как он устроен и как функционирует. Такого я никогда не видел. И сам попробовал играть на величественном инструменте», – признаёт баянист.

Дар и дары Айдара

Имя Гайнуллина для BelgorodMusicFest особое. Он, своеобразная константа ещё не продолжительной истории фестиваля, выступил в третий раз (предыдущие выступления были в 2012-м и 2013-м). Всякий раз, когда наблюдаешь за его игрой, кажется, что музыкант существует на пределе человеческих и творческих возможностей, извлекая из баяна всё, на что тот способен. В совершенстве владеет инструментом, безупречно импровизирует, неожиданно интерпретирует известные темы, при этом невероятно харизматичен... – не удивительно, что искусство феноменального баяниста так ждут белгородские слушатели.

«Алина» – вот первый дар Айдара публике на этот раз. Музыка нежности и силы, любви и пронзительной печали, возникшая как тема для кино, пережила второе рождение, став ораторией.

«Главную тему этой композиции я написал для фильма «Кислород» Ивана Вырыпаева. Её удостоили кинопремии XX Открытого всероссийского кинофестиваля «Кинотавр» в номинации «Лучшая музыка к фильму» (Сочи, 2009). После я долго решал, как эту тему аранжировать, как оформить в качестве самостоятельного произведения», – рассказывает Айдар Гайнуллин.

Если вы смотрели «Кислород», то обязательно слышали один из его саундтреков – № 10 «Где бы я был?». Речь именно об этой музыке. Создавая из неё ораторию, Гайнуллин задумался и над новым названием.

«Сначала планировал «Буцефал» – своеобразное посвящение коню великого полководца Македонского. Там ритм такой конный. Но в Европе произносят Буцефалус. Между тем от названия зависит текст для хора. Подумал, как это будут петь в России, ведь не войдёт же в ритм. А потом всё прояснилось: я могу посвятить произведение своей дочери, просто взять и подарить ей композицию», – делится Айдар.

Впервые «Алина» звучала в Берлинской филармонии 12 января 2014-го, в день рождения своего создателя, в день проведения его собственного фестиваля PAN TONALE («Множество направлений»). Эту музыку ждал триумф. Да и могло ли быть иначе, если для мировой премьеры сплотились сам Гайнуллин, Борислав Струлёв, Артём Дервоед (гитара), Аркадий Шилклопер (валторна), Павел Новиков (бансури), Сергей Шамов (кахон) и оркестр и хор Берлинской государственной капеллы Даниэля Баренбойма.

И вот ошеломительный успех «Алина» повторила 7 марта в стенах Белгородской филармонии. Оригинален и сложен состав исполнителей: Гайнуллин, Струлёв (электровиолончель, США-Россия), Зорькин, Анна Боровик, музыканты и коллективы БГФ – Михаил Пидручный (флейта шао, сопилка), Юрий Юрин (валторна), Олег Иванов (перкуссия), расширенный состав камерного оркестра Mezzo music под управлением Натальи Боровик и камерный хор (главный дирижёр – Елена Алексеева).

  • Анна Боровик.

  • Наталья Боровик.

  • Наталья Боровик и Айдар Гайнуллин.

«Я рад, что полномасштабная всероссийская премьера состоялась именно в Белгороде на таком замечательном первоклассном фестивале», – скажет позже Гайнуллин.

С татарским акцентом

Pentatango – второй дар Гайнуллина белгородцам. Написала пьесу Зульфия Раупова. Современный композитор, автор буквально в одночасье ставшей популярной оперы «Белый волк» (премьера в рамках Всемирной универсиады в Казани, 2013-й), Раупова написала Pentatango специально для Айдара. В его основе – сочетание ритмов аргентинского танго и национальной татарской музыки, особенность которой в пентатоническом устройстве звуковой системы (пять ступеней в пределах октавы). Кстати, как и в музыке Рауповой, в музыке Гайнуллина (учившегося в Москве, живущего в Германии, концертирующего по всему миру) чётко слышны татарские мотивы.

«Я татарин, это заложено внутри меня. С детства слышал татарскую речь – родители разговаривали между собой на татарском. И сам владею этим языком на разговорном уровне. Будучи ребёнком, подростком, каждое лето бывал в татарской деревне, где мы пели татарские песни, я играл татарские мелодии и познавал татарскую культуру. Изучил мелизматику этого народа. Разумеется, что всё это во мне и в той или иной мере оживает в моих сочинениях. Скажем, был у меня очень интересный, необычный проект «Татарские сказки». Там-то я и использовал татарскую мелодику, но в современной обработке – актуализировал её согласно сегодняшнему дню. Вместе со мной «Татарские сказки» делали Марат Башаров, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров, Рената Литвинова, Алсу, Тимати», – рассказывает композитор.

Музыка страстная, с сакральными фольклорными мотивами, баянист исполнил её вместе со Струлёвым, Романом Зорькиным, Анной Боровик, Олегом Ивановым и Mezzo music. В этом же составе прозвучала и экспрессивная «Фиеста» Андрея Иванова.

Cello-Баян Revolution

Дружба между музыкантами экстра-класса Струлёвым и Гайнуллиным породила фантастический творческий союз. Возникла уникальная совместная программа Cello-Баян Revolution.

«Мы с Бориславом дружим уже давно, а познакомились на фестивале Дениса Мацуева. Играли каждый сам по себе, но однажды решили попробовать вместе сыграть гротесковую «Польку» из сюиты «Ревизская сказка» Альфреда Шнитке (звучала в Белгороде в 2012-м). Сначала исполнили её в довольно стандартном варианте, затем начали вставлять туда фишки – и породили нечто необыкновенное. С тех пор мы со Струлёвым и начали сотрудничать, вместе экспериментировать и представлять самое оригинальное и интересное в различных проектах. И знаете, если бы я не дружил с Бориславом, возможно, и не было бы таких моих композиций, как «Восточная рапсодия», «Алина»...» – считает Гайнуллин.

  • «Шоу дуэт 007».

  • Айдар Гайнуллин.

  • Роман Зорькин.

7 марта они создали на сцене многоплановое звуковое пространство, где было место комедии, музыкальному сарказму их «Шоу дуэта 007», трагедии любви, и неизбывности тоски (OST «Эйфория» Гайнуллина), чувственной страсти и духу предельной свободы (Libertango Астора Пьяццоллы).

Музыку великого Астора исполнили Борислав Струлёв и Анна Боровик – их «Дуэт любви» прекрасен. Виолончелист вместе с Mezzo music исключительно воплотил и «Гобой Габриэля» Эннио Морриконе из к/ф «Миссия».

А блестящий академический гитарист – лауреат международных конкурсов Роман Зорькин играл бразильскую самбу «Большая любовь», поражая виртуозностью и искусными продуманными импровизациями. Между прочим, Зорькин – музыкант ансамбля «Эйфория», основанного Гайнулинным в 2010-м.

Вундеркинд из Губкина

Никита Полосаев – ещё одно чудо фестиваля и вместе с тем первое подобное за четыре года его существования. Чудо не только для публики, но и для его организаторов. Так случилось, что 2 марта, отправившись с концертом в Губкин, Борислав Струлёв узнал о талантливом балалаечнике. Ему 10 лет. Он учится в первой детской музыкальной школе Губкина. Учитель мальчика – его отец, Николай. И вот во втором отделении последнего концерта BelgorodMusicFest Никиту Полосаева открыли для белгородцев. Юный балалаечник исполнил «Сельскую кадриль» Александра Шалова, а вместе со своим отцом русскую народную «Заиграй, моя волынка». Причём на рояле аккомпанировала мама Никиты, Татьяна Александрова.

Николай и Никита Полосаевы.
Николай и Никита Полосаевы.
Фото Владимира Юрченко

В любви вся жизнь

Второе отделение праздничного и последнего фестивального концерта – посвящение женщинам от тенора Алексея Татаринцева и баритона Владимира Самсонова. Два потрясающе красивых, редких голоса России звучали в сопровождении симфонического оркестра БГФ поду управлением Дмитрия Филатова.

Ещё до начала фестиваля Струлёв говорил об Алексее Татаринцеве (солист Московского театра Новая опера имени Е. В. Колобова) как о «великом теноре», «новом Лемешеве». И не преувеличивал. Изощрённо и трепетно, с тончайшей нюансировкой Татаринцев исполнил Ариозо Ленского из оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского, русскую народную песню «Ах ты, душечка», неаполитанские песни «Влюблённый солдат» Энрико Каннио и «Моё солнце» (’O sole mio) Эдуардо ди Капуа. А завершил Татаринцев своё выступление «Песенкой Герцога» из оперы «Риголетто» Джузеппе Верди, бисировал её же фрагмент.

  • Дмитрий Филатов и Алексей Татаринцев.

  • Алексей Татаринцев и Борислав Струлёв.

  • Владимир Самсонов.

Песни настоящих чувств, исполнял и Владимир Самсонов: «Гранада» Агустина Лара, «Куплеты Тореадора» из оперы «Кармен» Жоржа Бизе, Музыка Фрэнсиса Лея из к/ф «История любви», Et si tu n’existais pas («Если б не было тебя») Джо Дассена, «Делайла» (Delilah) британца Тома Джонса, «Сердце на снегу» Магомаева... Все до одной хорошо известные, но будто возвращённые нам – так пел их заслуженный артист России, солист Мариинского театра. Пел на языке оригинала и на русском. Причём переводит Самсонов сам, не скрупулёзно следуя букве, а передавая суть произведения, порой открывая нам подлинные смыслы хорошо известных песен.

Поклонники Муслима Магомаева знают, что почти все из звучавших 7 марта песен когда-то составляли репертуар легендарного советского баритона. Эта фигура и для Самсонова особая – по признанию певца, восхищение Магомаевым предопределило его творческий путь.

Наконец, Самсонов преподносит последнюю музыку фестиваля – полный жизни старинный русский романс «Эй, ямщик, гони-ка к «Яру». А после... время долго несмолкающих аплодисментов, цветов, фото и автографов, объятий и поцелуев, время радости и светлой грусти от того, что всё завершилось.

Международный фестиваль «Борислав Струлёв и друзья» прошёл при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства. BelgorodMusicFest – 2015 и был посвящён памяти народных артистов России Елены Образцовой и Святослава Бэлзы.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×