Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12 сентября 2022,  14:33
 1856

В Белгороде впервые показали живопись XV века

В художественном музее открылась выставка известного коллекционера Василия Горященко

В Белгороде впервые показали живопись XV векаФото: Владимир Юрченко
  • Статья
  • Статья

Василий Горященко – известный в России собиратель живописи, искусствовед, при этом сам художник. В его коллекции сейчас порядка 600 произведений, из которых он регулярно формирует выставки для показа в разных городах России. В Белгороде он представил 50 выдающихся работ нидерландской, фламандской, голландской, немецкой и австрийской школ живописи XV–XIX веков.

О средневековом быте

Выставка «Западная Европа XV – XIX веков: человек и его мир. Живопись из собрания Василия Горященко», открывшаяся 9 сентября, – это религиозная живопись, пейзажи, натюрморты и один портрет. Самые ранние произведения выполнены немецкими художниками и относятся к концу XV – первой половине XVI века. Это композиция «Святой Георгий отказывается поклоняться языческому идолу» (1480) – она является створкой храмового алтаря, части которого посвящены истории святого Георгия. Её автор – неизвестный швабский художник из города Ульма.

Но большинство представленных произведений – в бытовом жанре. Они рассказывают о повседневной жизни горожан, крестьян, духовенства. Некоторые выполнены в сатирическом, гротескном стиле («Обезьяны в кабачке» и «Обезьяны в кухне» фламандцев Давида и Абрахама Тенирсов). 

В экспозицию включены и произведения знаменитой фламандской династии Брейгелей – Питера Брейгеля Младшего (прозванного «Адским»), Яна Брейгеля Старшего («Бархатного») и Яна Брейгеля Младшего – сыновей и внука родоначальника династии Питера Брейгеля Старшего («Мужицкого»).

 

В Белгороде – впервые

«Коллекции такого рода в Белгороде не было ещё никогда, – подчеркнула на открытии выставки замминистра культуры Белгородской области Светлана Горбатовская. – Миссию коллекционеров, их вклад в сохранение культурного наследия и формирование собраний лучших музеев мира трудно переоценить. От лица регионального правительства выражаю огромную благодарность Василию Горященко за предоставленные для нас шедевры, ради которых художественный музей специально освободил часть помещений, где обычно размещена основная экспозиция».

Искусство Голландии золотого XVII и XVIII веков представлено пейзажами Яна ван Гойена и Саломона ван Рейсдала, натюрмортом Яна Вермейлена, жанровыми сюжетами Якоба Торенвлита. Крестьянский быт сатирически изображён Корнелисом Бега и Эгбертом ван Хемскерком Старшим.

 

 

«У нас были каталоги выставок из собрания Василия Григорьевича в Ярославле и Смоленске, – рассказала куратор выставки Наталья Гончаренко. – Ознакомившись с ними, директор нашего музея Татьяна Лукьянова договорилась с ним, и мы, приехав к нему, с трепетом приступили к отбору работ. Получилась очень пёстрая, разнообразная экспозиция – и большая, так как каждое из 50 произведений хочется рассматривать долго и внимательно. При этом мы решили не показывать искусство Франции и Италии: оно требует отдельной выставки, и надеемся, что Василий Григорьевич не откажет нам в будущем».

Живопись XIX века представлена художниками австрийской и немецкой школ. Крупнейшие из них – представители эпохи бидермейера Фердинанд Георг Вальдмюллер и Антон Ромако, а также Эдуард Теодор Риттер фон Грютцнер.

На выставке можно увидеть его весёлые жанровые полотна с образами жизнелюбивых монахов-пивоваров.

Только подлинники

Коллекцию западноевропейского искусства Василий Горященко стал собирать в начале 1990-х годов.

«Вначале я собирал русских художников, передвижников, – рассказал он «БелПрессе». – Но там одни фальшивые работы. Когда оказалось, что 70 % собранных картин фальшивые, я отказался их коллекционировать. Не может быть, например, 5 тысяч зарегистрированных работ Айвазовского».

Нынешняя коллекция не содержит подделок, это подтверждают и сотрудники художественного музея. Отбирая произведения для выставки в Белгороде, они имели возможность ознакомиться с большим количеством документов на каждое из них.

«Провенанс у этих работ безупречный, – подтвердила Наталья Гончаренко. – Этим термином в искусствоведении называется история владения предметом искусства, его происхождение, переходы от владельца к владельцу. Произведения из коллекции Горященко неоднократно публиковались в отечественной и зарубежной научной литературе. Специалисты отмечают по‑настоящему музейный уровень этого частного собрания».

 

 

Сам собиратель крайне скептически относится к образу своих коллег, который создан в масс-культуре. Например, в советском детективном фильме «Следствие ведут ЗнаТоКи. Подпасок с огурцом», где коллекционеры занимаются изготовлением и сбытом фальшивок.

«Коллекционеров у нас любят представлять этакими хапугами, которые сидят в стёганых халатах в квартирах за десятками замков, – рассказал Горященко. – Даже бывший министр культуры Мединский как‑то назвал нас спекулянтами и дилетантами. Это не так. Коллекционеры – это очень образованные люди, знающие свой предмет, историю искусств, пишущие научные работы. Они не будут покупать картину, не узнав её историю. Именно коллекционеры сформировали такие музеи, как Пушкинский музей в Москве. И я тоже жертвую картины в музеи».

Выставка «Западная Европа XV–XIX веков: человек и его мир» работает до 7 ноября.

Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×