Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 июня 2022,  16:02

Белгородская филармония закрыла 55-й концертный сезон масштабной премьерой

Белгородская филармония закрыла 55-й концертный сезон масштабной премьеройФото: Владимир Юрченко
  • Новость
  • Новость

15 июня в большом зале филармонии прозвучал реквием «Девять шагов к Преображению» Эдуарда Артемьева. Мировая премьера произведения состоялась четыре года назад в Москве, а теперь реквием впервые исполнили в Белгороде.

Месса из девяти частей «Девять шагов к Преображению» написана для рок-группы, солистов, смешанного хора, детского хора и симфонического оркестра. Белгородская премьера прозвучала в исполнении симфонического оркестра под управлением главного дирижёра – заслуженного деятеля искусств России Рашита Нигаматуллина, академического хора филармонии (главный дирижёр – Елена Алексеева), академического хора БГИИК (главный дирижёр – заслуженный работник культуры РФ Александр Головин) при участии Галины Зольниковой (сопрано), Анны Олейник (сопрано), Тимура Халиуллина (орган) и приехавшего на концерт из столицы Андрея Лефлера – певца, композитора, солиста театра Александра Градского. 

Кроме этого, к оркестру присоединились заслуженная артистка РФ Людмила Петрова (челеста), Михаил Суходолов (первый синтезатор), Яна Сапсай (второй синтезатор), Андрей Никитченко (электрогитара), Павел Могильниченко (бас-гитара).

В общей сложности на одну сцену вышли более 150 артистов. 

 

«Чтобы произведение мощнее прозвучало, нужен был ещё один хор, – рассказал художественный руководитель филармонии, заслуженный работник культуры РФ Евгений Алешников. – Мы начали вести переговоры, но потом поняли, что никак нам не поместить этот хор на сцене, и нашему академическому хору пришлось исполнять партии двух хоров. Я думаю, что хорошо и важно, что в этом концерте участвует академический хор белгородского института искусств и культуры. Я думаю, что для его исполнителей это будет хорошей прививкой на будущее». 

Композитор Эдуард Артемьев – живой классик отечественной музыки, в том числе музыки к кинофильмам Никиты Михалкова, Андрея Тарковского, Андрея Кончаловского. Реквием он задумал ещё в 1980-е, затем возвращался к произведению в 90-е, а завершил его лишь в 2018 году – к 90-летию народного артиста СССР, выдающегося российского хорового дирижёра Владимира Минина. В интервью Артемьев признавался: 

«…начинал сочинять давно, бросал, снова начинал. Если б не просьба Владимира Николаевича Минина, никогда бы не завершил реквием. Благодаря его натиску «Девять шагов…» сочинились за 9 месяцев, как ребёнок». 

 

 

По словам Артемьева, месса написана почти по канону реквиема, при этом вместо 16 номеров есть пока лишь 9, но остальные части, возможно, появятся позже.

«Очень важно, чтобы на концертах филармонии и вообще в концертных залах звучала музыка современников. И мы к этому стремимся, ведь исполнение музыки современных авторов созвучно тому времени, в котором мы живём. И мы счастливы, что сегодня мы имеем возможность представить это сочинение белгородской публике, – отметил Евгений Алешников. –Кроме того, это очень важное духовное сочинение, которое поддержит души людей в такое непростое время и поможет обрести успокоение, потому что завершается оно музыкой просветлённой, с надеждой на светлое будущее». 

Главный дирижёр симфонического оркестра белгородской филармонии Рашит Нигаматуллин называет «Девять шагов к Преображению» «… возможностью заглянуть внутрь себя, чтобы очиститься, избавиться от всего лишнего и ненужного и продолжить свой путь в светлом образе».

 

 

Девять частей реквиема – это и строгие образы соборной скорби, и молитвенный шёпот-говор хора, и средневековое католическое песнопение, и известная многим Lacrimosa, и экспрессия ударных, и призывы колоколов, и лирика рок-тенора, и впечатляющая светлая Sanctus – Benedictus и, наконец, проникновенное Ave Maria в финале от сопрано с хором. 

Алешников рассказал: идея исполнить «Девять шагов к Преображению» в белгородской филармонии появилась ещё два года назад, а в жизнь воплотилась на концерте-закрытии юбилейного творческого сезона. Подготовку к масштабной премьере музыкантам несколько дней назад пришлось приостановить ради знакового события: симфонический оркестр, камерный хор и солистка филармонии Оксана Никитина открыли Всероссийский музыкальный фестиваль «Рождённые Россией» в Большом зале Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Вернувшись из столицы, они продолжили репетиции.

 

 

Партию рок-тенора в реквиеме в Белгороде исполнил Андрей Лефлер. Примечательно, что артист солировал и в мировой премьере произведения в 2018 году. 

«Произведение сложное, непростое – огромное, очень серьёзное полотно. С оркестром белгородской филармонии я сотрудничаю в первый раз, но есть такое ощущение, что мы давно вместе работаем», – рассказал Лефлер.

Он отметил: петь партию рок-тенора – для него большая честь и ответственность.

«Девять шагов к Преображению» на меня очень здорово влияет. Я слушаю это произведение не в первый раз, и эта музыка местами врывается в самый центр души, если так можно сказать, и выворачивает самые сокровенные мысли, заставляет поговорить с самим собой на такие темы, на которые обычно не удаётся», – признался Лефлер.

 

Концертный зал филармонии попрощался с публикой до осени, но это не означает, что музыканты ушли на каникулы. С летней афишей можно познакомиться на сайте филармонии

Оксана Придворева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×