Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
05 марта 2022,  18:23

Кто и как реставрирует диораму «Огненная дуга» в Белгороде

За работой художников-реставраторов наблюдали корреспонденты «БелПрессы»

Кто и как реставрирует диораму «Огненная дуга» в БелгородеАльпинист Олег ГусевФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

Второй год продолжается капремонт музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление». И хотя экспозиции музея по‑прежнему работают в помещении на улице Мичурина, 43, всё же за это время мы все успели соскучиться по главному экспонату –уникальной диораме, в которой художественно воплотилось Прохоровское танковое сражение.

И если вы тоже с нетерпением ждёте того дня, когда вновь можно будет её увидеть, у нас для вас хорошая новость: общестроительные работы в музее завершены. Художники-реставраторы московской Студии военных художников им. Грекова уже приступили к работе с живописным полотном и предметным планом.

Фото на паспорт

Мы с фотокорреспондентом стоим на смотровой площадке диорамы. На первый взгляд, всё здесь как прежде. Вот на полотне застыл легендарный танковый таран Александра Николаева. Вот почерневшее от гари поле боя на предметном плане с развороченной снарядами техникой, с расплавленным от накала боя танковым двигателем и противотанковыми ежами.

 

 

Но, присмотревшись, мы видим непривычные детали. Например, свисающие с металлического каркаса, который держит живописное полотно, тросы – они нужны для работы реставраторов-альпинистов. А внизу, в эпицентре танкового сражения, спокойно ходит художник-реставратор Студии имени Грекова, руководитель реставрационных работ Иван Крившинко. Он фотографирует каждую деталь предметного плана. Для чего?

«В реставрации важно фиксировать все этапы работ, – объясняет он. – Составляется реставрационный паспорт: в каком виде приняли объект, что сделали и в каком виде сдали. Чтобы следующие реставраторы знали всю историю бытования полотна. Кроме этого, ведём реставрационный дневник, записываем в него все действия».

Пыль под ногами

Строго говоря, реставрационные работы в белгородском музее начались год назад, в апреле 2021-го. Тогда грековцы заменили светоотражающее полотно.

Эту часть диорамы зрители не видят: ткань расположена над козырьком смотровой площадки. Именно она создаёт эффект естественного освещения.

«Прежняя ткань своё отслужила, её устанавливали ещё создатели полотна, – рассказывает Иван Крившинко. – Мы заменили её на современную, синтетическую, которая хорошо тянется и создаёт ровное полотно, отражающее свет».

В этом году в конце февраля реставрационные работы возобновились и вошли в завершающий этап. Пришла пора снять защитную ткань, которой на время строительных работ были укрыты полотно и предметный план. 

 

«Под ногами буквально был снег от белой пыли, – говорит Крившинко. – Ткань, конечно, защитила, но наполовину. Если бы не укрывали, было бы хуже».

Поэтому художники (вместе с Иваном Крившинко в Белгород приехали его коллеги Сергей и Алексей Хабаровы) взяли в руки строительный пылесос и тщательно очистили все 500 квадратных метра предметного плана.

«У нас совершенно стёрлись две щётки от постоянного трения, – Иван Петрович кивает в сторону пылесоса, мирно соседствующего с развороченным противотанковым орудием. – Теперь мы готовы укреплять предметный план, склеивать осыпавшиеся частички, восстанавливать утраченные части».

 

Сейчас пока не все детали экспозиции лежат на своих местах. Их собрали, предварительно сфотографировав, что где должно находиться. После того как эти предметы будут приведены в порядок, их вернут строго на место, объясняет реставратор:

«Предметный план должен быть точно такого же колорита, цвета, со всеми отблесками огня и прочими деталями, изображёнными изначально. Живописная часть здесь очень важна».

Три шубки за провис

Пока мы беседуем с Иваном Крившинко, к полотну во всём снаряжении подходит промышленный альпинист Олег Гусев, чтобы подняться на самый верх и продолжить очищать полотно от пыли. Он работает здесь вместе с сыном Георгием.

Альпинисты тоже москвичи, приехали в Белгород в начале марта, со Студией имени Грекова сотрудничают не в первый раз.

«Тут у нас очень интересная творческая задача, – говорит Олег Игоревич. – С подобными холстами мне ещё не приходилось работать, хотя храмы с фресками реставрировал. Белгородская диорама очень впечатляет. Что‑то похожее я видел только в Севастополе (панорама «Оборона Севастополя – прим. ред.)».

Обеспыливание наружной стороны полотна альпинисты проводят сухим способом – специальными шубками.

«За один провис три шубки меняю, – Олег Гусев показывает синтетическую мохнатую тряпку. – Они хорошо собирают пыль. А потом очищаю шубки пылесосом».

 

Один провис, о котором он говорит, – это 15 метров (высота полотна) примерно на 2 метра в размахе.

«Мы сначала думали очищать полотно пылесосом, но есть опасность поцарапать, – объясняет Иван Крившинко. – А вот для обеспыливания обратной стороны полотна (оно будет проводиться впервые за всё время работы музея), вероятно, будем использовать пылесос».

Уже сейчас невооружённым глазом можно различить очищенную часть полотна. В верхнем углу замечаем небольшое тёмное пятно.

«Это контрольный квадрат, его всегда оставляют, чтобы зафиксировать разницу «было – стало».

Сам процесс очистки, поясняют Олег и Георгий Гусевы, занимает немного времени, но каждому подъёму наверх предшествует довольно длительная подготовка с соблюдением техники безопасности. Обратную сторону технически чистить сложнее, а значит, более затратно по времени. Полностью закончить работу с полотном (а это 1 005 м²) альпинисты планируют к апрелю.

 

Пятёрка с плюсом

Собственно, обеспыливанием реставрация живописного полотна диорамы завершится.

«Никакие дополнительные действия не нужны, – говорит Иван Крившинко. – Благодаря тому что коллектив белгородского музея сохранил полотно в прекрасном состоянии, на твёрдую пятёрку с плюсом. Здесь соблюдается необходимый режим по температуре и влажности воздуха».

И тут вступает в разговор главный хранитель музейных предметов музея-диорамы Игорь Павленко:

«У нас много посетителей, до 140–160 тысяч в год. Люди на одежде приносят килограммы пыли. Естественно, происходит запыление полотна и предметного плана. Поэтому с момента открытия музея с интервалом в 2–4 года мы проводили очистку. Сначала приезжали авторы полотна (художники Николай Бут, Виктор Щербаков, Геннадий Севостьянов, Михаил Сычёв – прим. ред.), а потом другие грековцы».

Сейчас, пока альпинисты заняты обеспыливанием, художники делают подвесной потолок над смотровой площадкой.

«Потолок нужен, чтобы зритель не видел верхний край холста. Он создаёт ровную рамку у картины. Это сложная конструкция, которая сверху укрывается противопожарной тканью». 

Ждать недолго

А уж после пыльных работ грековцы приступят к финальной части реставрации предметного плана. Для начала пульверизатором выкрасят выполненное из бетона поле боя:

«Он сейчас выглядит блёкло даже с учётом того, что мы его пропылесосили. Пыль полностью не уберёшь. Поэтому, как красят здания в городе – чуть-чуть ярче, чем положено, так и мы будем – немножко ярче, чтобы через полгода краски сели и пришли в норму».

После общей покраски художники тщательно воссоздадут детали.

«Вот, например, манекен солдата, – поясняет Крившинко. – Его уже пропылесосили. Теперь нужно специальными составами обработать, очистить и создать необходимый художественный эффект: будто солдата присыпало землёй. И так с каждым предметом».

 

Задача реставратора, подчёркивает он, не внести какие‑то изменения, а максимально сохранить первоначальный облик объекта. И в этом колоссальная ответственность художников.

Полностью закончить реставрацию главного экспоната музея-диорамы грековцы планируют до мая нынешнего года. И тогда за дело вплотную возьмутся специалисты, которые начинят музейное пространство современным мультимедийным оборудованием.

Главный вопрос: когда белгородцы и гости города смогут всё это увидеть и оценить? Спешим обрадовать: ждать осталось недолго. Предполагается, что музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление» откроется для посетителей (причём, как вы помните, вход ля всех будет бесплатным) не позднее июля 2022 года.

По крайней мере, такую дату «БелПрессе» назвал заместитель директора музея-диорамы по развитию и информационным технологиям Владимир Зеленский.

Нелля Калиева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×