Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
23 мая 2021,  19:21

В Белгород из Рязани привезли 51 произведение искусства

В Белгород из Рязани привезли 51 произведение искусстваФото: Владимир Юрченко
  • Новость

21 мая в художественном музее открыли выставку «На перекрёстке культур», где представлена западноевропейская и русская дореволюционная живопись и графика.

Выставка – из собрания Рязанского государственного областного художественного музея им. Ивана Пожалостина.

Белгород уже в третий раз демонстрирует коллекции художественного музея Рязани – на этот раз по нацпроекту «Культура». И в рамках проводимой в Белгороде серии выставок «Достояние музеев России – белгородцам», на которых жители могут познакомиться с музейными собраниями провинциальных городов, редко ими посещаемых, в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга.

«Мы на этой выставке представили 51 произведение западноевропейских и русских мастеров – от голландских живописцев XVII века до художников конца XIX – начала ХХ века, – рассказала «БелПрессе» главный хранитель рязанского музея Светлана Есенина. – Постарались собрать и показать те пересечения, перекрёстки, где зарубежное и наше, отечественное искусство, совпадали в своих творческих устремлениях, взглядах, достижениях».

 

Белгородцам новая выставка интересна, главным образом, возможностью полюбоваться классическим искусством Западной Европы. В нашем музее оно не представлено – основу коллекции БГХМ, который существует с 1983 года, составляют произведения советских авторов. 

Рязанский же художественный музей, один из старейших в России, располагает большим собранием картин, спасённых после революции из местных дворянских усадеб Барятинских, Белосельских-Белозёрских, Гагариных и многих других, с менее громкими фамилиями. Это произведения художников из Австрии, Германии, Голландии, Италии, Франции. Одни творили у себя на родине, другие – в России, которой посвятили жизнь и творчество. 

Среди последних, например, Иван (Иоганн-Александр) Августович Вельц (1866–1926) – он родился в России в семье австрийского купца, принял русское подданство и был российским и советским художником. Или русские немцы Виктор Карлович Штемберг, Вильгельм Август (Василий Александрович) Голике, поляк Альберт Данилович Жамет. Или Лев Феликсович Лагорио – итальянец по происхождению, но русский художник-маринист, подмастерье и ученик Айвазовского. А швейцарец Гаспар Фоссати долгое время работал в русском посольстве в Стамбуле.

 

 

Специально к белгородской выставке рязанцы привели в экспозиционное состояние 15 произведений. Некоторые из них показаны широкой публике впервые: «Натюрморт с птицами» и «Иуда и Фамарь» неизвестных художников XVIII и XIX веков, пейзаж «В горах» работы немцев Карла Трибеля и Августа фон Ренцеля второй половины XIX века. Всю советскую эпоху и последующие годы эти картины хранились в фондах рязанского музея, пока до них не дошли руки реставраторов.

«Это говорит о том, что мы отнеслись очень серьёзно и постарались максимально показать белгородцам то, чем мы обладаем», – заверила Светлана Есенина.

Искусство чисто русских художников на выставке представлено рядом известных имён: Иван Крамской, Константин Маковский, Орест Кипренский, Генрих Семирадский и другие. Их произведения близки к работам европейских коллег стилистически или по теме. 

Тематика картин разнообразна: пейзажи («Храм Весты в Тиволи близ Рима»), натюрморты («Натюрморт с птицами»), жанровые сцены («Хозяйка и служанка», «Пирушка»), библейские сюжеты («Бегство израильтян из Египта»). Немало портретов: на них, например, Павел Мельников – учёный-механик и инженер-генерал, один из авторов проекта железной дороги Санкт-Петербург – Москва, первый министр путей сообщения Российской империи, Ольга Скобелева – мать знаменитого «Белого генерала» Михаила Скобелева.

 

«Сегодня в обществе всё больше осознают роль культурного наследия, – считает директор белгородского музея, член областной Общественной палаты Татьяна Лукьянова. – Осознают, какой это важный и насколько неисчерпаемый ресурс, насколько потребность в нём существует в нас генетически: знать, чем люди раньше жили, чем интересовались, что они рисовали. Вплоть до бытовых условий их существования: от посуды до одежды и причёсок, которые мы можем видеть на старинных полотнах».

Выставка «На перекрёстке культур» будет работать до 27 июня.

Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×