Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09 января 2021,  10:12

«Баян, гармошка – это моё». Секрет успеха Павла Андрющенко из Засосенской школы искусств

С красногвардейским баянистом, концертмейстером, педагогом и финалистом конкурса «Наша гордость» встретилась «Белгородская правда»

«Баян, гармошка – это моё». Секрет успеха Павла Андрющенко из Засосенской школы искусствФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

Когда впервые взял в руки гармошку, Павел Андрющенко сейчас и не вспомнит. «Ещё пешком под стол ходил, – шутит он.

Однажды и на всю жизнь

Правда, инструмент в рабочей сельской семье с четырьмя детьми появился не сразу. Поначалу, года в четыре, маленький Паша брал в руки небольшую табуретку и изображал, будто перебирает клавиши инструмента. Можно сказать, к сцене готовился с малых лет. С этих же лет слышал русские и украинские народные песни: отец, Александр Савельевич, не был музыкантом, но любил петь.

На вступительном экзамене в Красногвардейскую музыкальную школу Павел на слух подобрал на баяне популярную в то время эстрадную песню «Через две зимы». На учёбу ходил пешком – 3 км от родной Засосны.

И с той поры с таким же упорством пошёл по жизни однажды выбранной дорогой: окончил Белгородское музыкальное училище, затем Орловский государственный институт культуры. В Орле встретил будущую жену – учился со Светланой на одном курсе. И во время армейской службы Павел Андрющенко не расставался с музыкой: играл в духовом оркестре при автомобильной части.

 

Светлана и Павел Андрющенко очень любят дело, которому служат всю жизнь, не мыслят себя без музыки и учеников Светлана и Павел Андрющенко очень любят дело, которому служат всю жизнь, не мыслят себя без музыки и учеников / Фото: Павел Колядин

Общая гордость

В 1991 году Павел и Светлана Андрющенко приступили к работе в Засосенской детской школе искусств – тогда ещё филиале Красногвардейской ДШИ. Вместе начали создавать самодеятельные детские коллективы, которые очень скоро стали заявлять о себе. Один только ансамбль русских народных инструментов «Ручеёк» чего стоит: в прошлом году, например, он завоевал все возможные награды на международных, всероссийских и региональных конкурсах.

Как юным музыкантам из Засосны удаётся покорять зрителей и жюри в Москве и Сочи, в Таллине и Санкт-Петербурге? Ответ на этот вопрос прост: Светлана и Павел Андрющенко очень любят дело, которому служат всю жизнь, не мыслят себя без музыки и учеников.

Да что там – у Андрющенко в ансамбле даже топор заиграл при исполнении композиции «Во кузнице». По‑новому звучат и пластиковые водопроводные трубы – из них Павел Александрович мастерит кугиклы (это такие многоствольные флейты – прим. авт.).

 

Многоствольные флейты кугиклы Павел Александрович мастерит из пластиковых водопроводных труб Многоствольные флейты кугиклы Павел Александрович мастерит из пластиковых водопроводных труб / Фото: Павел Колядин

 

Этой осенью Павел Андрющенко вошёл в число финалистов регионального конкурса достижений «Наша гордость». Успех и достижения разделяют поровну весь коллектив Засосенской ДШИ (его возглавляет Светлана Андрющенко), ученики и их родители. Но сегодня наш главный собеседник именно Павел Андрющенко – баянист, концертмейстер, педагог.

Спасибо учителям

— Павел Александрович, на скольких инструментах вы играете?

— Меня и дети об этом спрашивают. Я не играю на скрипке, потому что её нет в нашем классе, я не брал её в руки. За орган не садился. А вообще, зная теорию музыки, можно освоить практически любой инструмент. Зная баян, несложно научиться играть на фортепьяно.

— Ещё Гёте сказал: «Суха теория, мой друг». Не скучно вам было в детстве изучать теорию музыки? Разве не хотелось поскорее взять в руки баян?

— Мне ничего не было скучно, я с жадностью хватал знания, каждое слово учителя. Ещё в школе учитель музыки – Александр Иванович Кислинский – часто брал нас на концерты в Засосне, Бирюче. С благодарностью вспоминаю преподавателя по баяну Александра Алексеевича Фролова. Это был человек на своём месте. Он дал мне всё, что мог, научил постановке руки, фразировкам, как грамотно сменить мех. Всё это на начальном этапе, потом пошло наращивание техники.

 

 
И на детской гармошке Теза сыграет И на детской гармошке Теза сыграет / Фото: Павел Колядин

 

Многому в профессии научили меня Наталья Васильевна Лихолетова, Алексей Семёнович Мерхалев – до сих пор помню, как сижу на уроке, а он объясняет кварто-квинтовый круг и как всё это связано с левой клавиатурой баяна. Внук Алексея Семёновича, Александр, потом учился у меня, сейчас преподаёт в Красногвардейской школе искусств. Ещё один мой выпускник, Александр Сериков, руководит этой школой.

— Приятно, когда ученики выбирают музыку в качестве профессии?

— Конечно. Хотя, по правде, важнее, какими людьми они выросли. Наши выпускники разъехались по всей стране: кто учителем стал, кто врачом, бухгалтером. Но музыка, думаю, из их жизни никуда не ушла.

Единое целое

— Усидчивость – главное качество музыканта?

— Тут много главных качеств: усидчивость, память, природные данные, моторика. И темперамент: если человек с детства меланхолик, так и будет в медленных темпах всё играть. А есть по жизни стремительные, бедовые. Когда ребёнок сразу в учёбе хорошо пошёл, то и дальше будет лидером. Но чем важен оркестр – там слабые тянутся за сильными. Оркестр, ансамбль – это единое целое, здесь нельзя играть плохо. Неважно, какой склад характера или насколько ты продвинутый музыкант.

 

Конкурсы и поездки – сильная мотивация для детей Конкурсы и поездки – сильная мотивация для детей / Фото: Павел Колядин

— У вас как у баяниста не было желания выступать сольно?

— Чтобы выступать сольно, нужно подолгу серьёзно заниматься, а времени на это нет. Всё время занимает работа в школе, творчество. Дома – третья смена (смеётся). Мы ведь живём в сельской местности, и бытовые заботы, сад-огород не отменяются.

— То есть вы не только баян в руках умеете держать, но и отвёртку?

— Ещё и болгарку, и шуруповёрт (смеётся). Когда был студентом, нам говорили: желательно не поднимать тяжести. Из‑за нагрузки на мышцы теряется беглость пальцев. Но разве можно жить в селе и не трудиться физически, не поднимать тяжести? Если каждый день буду сидеть заниматься, наверное, наберу форму, но это опять же – время.

На своём месте

— В чём заключается высший пилотаж игры на баяне?

— Его невозможно достичь. Я занял свою нишу: в оркестровом жанре, ансамблевом, с детьми стараюсь делать то, что по моим силам. Дети вырастают, состав коллективов обновляется. Нужно держать планку, с каждым составом достигать высокого уровня. Это постоянное самообразование в том числе.

— У вас есть любимое музыкальное произведение?

— На каждый учебный год – своё любимое. Сейчас – «Русский вальс» Евгения Дербенко. Дай бог к весне сделать. Ещё в голове композиция «С ярмарки» Короткова. С печатных нот делаю аранжировку для своего состава, добавляю эффекты. Это и есть подготовительная работа, прежде чем появится партитура. Расписываю партии применительно к каждому ребёнку. Тут пауза, тут баян вступает, балалаечная группа… А здесь тутти – все музыканты играют разом, ни один не молчит.

 

Директор Засосенской ДШИ Светлана Андрющенко Директор Засосенской ДШИ Светлана Андрющенко / Фото: Павел Колядин

Услышишь где‑нибудь на конкурсе произведение – начинаешь искать его в Интернете. А там нот нет. Тогда включаю видео, прокручиваю вперёд–назад, записываю ноты. Потом аранжировка, инструментовка и в итоге – партитура. Дома надеваю наушники, чтобы не мешать домашним. В основном это делается по вечерам, иногда и ночи прихватываешь, а если ещё вдохновение придёт (смеётся)… По‑всякому, в общем.

Всё не напрасно

— Вести несколько самодеятельных коллективов – хлопотное дело?

— Наверное, можно не делать ансамбль, оркестр. Но тогда не будет его в школе. А это минус детям. Они не испытают тех эмоций, которые даёт победа. Когда в Сочи мы взяли Гран-при, наши дети визжали от радости. А как гордились, что играли мастер-класс с Евгением Волчковым (дирижёр Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н. П. Осипова – прим. авт.)! В такие моменты понимаешь, что всё не напрасно. Благодаря конкурсам мы объездили много городов – а это всегда новые впечатления. Сколько чувств оставило посещение Брестской крепости, Музея Победы в Москве. Это ведь и патриотическое воспитание тоже. В поездках ребята становятся дружнее. Участие в конкурсах – сильная мотивация.

— В поездках наверняка случались забавные случаи?

— Таких историй полно. Однажды наш чемодан с инструментами уехал в поезде без нас. Потому что я, выходя, проверил все купе, кроме одного. В том чемодане были самодельные инструменты и ударные. Что делать? Съездил в хозтовары, купил походную ножовку по металлу, материалы и всю ночь с детьми мастерили кугиклы, маракасы. А ударные одолжили у другого коллектива. Ещё и выступили достойно!

 

Павел Андрющенко уверен: зная теорию музыки, можно освоить практически любой инструмент Павел Андрющенко уверен: зная теорию музыки, можно освоить практически любой инструмент / Фото: Павел Колядин

А перед гала-концертом в Таллине в Центре русской культуры обнаружили, что забыли на пароме свои деревянные расписные ложки. А нам «Барыню» играть! Светлана Владимировна спустилась в буфет, попросила у них ложки – там были только железные. Что ж, сыграли на них, и никто ничего не заметил. Каждый год на встречах выпускников вспоминаем разные случаи.

Как достаётся победа

— 2020 год с пандемией и ограничительными мерами поменял конкурсные планы?

— Мы участвуем в онлайн-конкурсах. Записываем выступление на видео, отправляем конкурсной комиссии. Потом объявляем детям: мы заняли первое место. Конечно, это уже не те чувства, как от реальных выступлений и поездок. Они спрашивают: а почему мы никуда не ездим? Объясняем, что сейчас весь мир так живёт.

— Что вас радует в жизни?

— Успехи детей. Ученик возьмёт место на конкурсе – ура. С коллективом завоюем – приятно на душе. Работа доставляет творческое удовлетворение.

Я вообще чувствительный человек. Когда в Сочи мы исполнили «Утушку луговую» и услышали, что взяли Гран-при, я смахнул слёзы с глаз. А одна из солисток заметила это движение и спросила: «Павел Александрович, а вы правда вот так слезу смахнули?» Да, говорю, а ты думаешь, как достаётся победа?

— Павел Александрович, у вас есть мечта?

— Мечта – чтобы дети хорошо играли, осваивали инструмент. Для этого повседневно нужно учиться, работать. И чтобы дети и родители потом с теплотой вспоминали музыкальную школу, при встрече здоровались с уважением. Это и сейчас есть. Но чтобы и дальше продолжалось так.

Нелля Калиева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×