Сердце моё не камень. Как самоцветы оживают на картинах Константина Лебедева
«Белгородские известия» рассказывают о выставке «Я – коллекционер», которая работает в Белгородском центре народного творчества
![Сердце моё не камень. Как самоцветы оживают на картинах Константина Лебедева Сердце моё не камень. Как самоцветы оживают на картинах Константина Лебедева](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b9/a3/b9a37989-b0f6-4ffa-aa3d-56beff9b2c6b/img_2219.jpg__750x415_q75_crop-True_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
Одна из самых ярких экспозиций выставки – цветные камни и картины из самоцветов, которые Константин Лебедев привёз в Белгород с далёкой Камчатки.
На полуострове его знали как мастера редкой профессии: он создавал панно из полудрагоценных камней в технике флорентийской мозаики. Работы автора продавали в частные коллекции и дарили президентам.
Камчатка – мой компас земной
Художник Константин Лебедев был одним из двух мастеров, которые развивали технику флорентийской мозаики на Камчатке. Это направление в искусстве появилось в XVI веке во Флоренции. Мозаикой украшали дворцы правителей и знати, мастера составляли рисунки из каменных кусочков и плотно подгоняли их друг к другу. Линии стыка между деталями были почти незаметны, поэтому изделие напоминало картину, написанную на холсте.
Константин Николаевич работал и с флорентийской мозаикой, и с живописью. До этого он служил в морской пехоте в Севастополе. О стезе художника всерьёз не задумывался.
Как волосы пшеничной блондинки. Почему белгородке пришлось стать дворником ради искусства
«Служба была непростая, хотелось найти отдушину после напряжённого дня. А жена часто ходила на выставки. Она заметила, что я тоже заинтересовался живописью. Предложила мне попробовать свои силы. В 25 лет я впервые взял в руки карандаш, а потом начал писать пейзажи».
Мастер заочно окончил Всесоюзную академию изобразительного искусства. В 1990-е годы его перевели служить на Камчатку, и неукротимая природа края глубоко запала в душу.
«Камчатка – суровость и уникальная красота. Петропавловск-Камчатский окружён тремя вулканами. Когда видишь это огромное творение природы, становится страшно. Но в то же время это зачаровывает. И люди в тяжёлых условиях относятся друг к другу иначе, с поддержкой и взаимовыручкой».
Когда Константин Николаевич уволился в запас, ему предложили развивать технику флорентийской мозаики на полуострове:
«Предприятие «Камчатские самоцветы» создавали на базе геолого-разведочной экспедиции, поэтому у него был запас полудрагоценных камней. Из них делали сувениры и ювелирные изделия. Но никто не знал, как работать с редкой техникой мозаики. Мы с коллегой Галиной Рычаговой учились на пальцах: смотрели рисунки, изучали особенности камчатских камней. Почти все работы создавали из них. По десятибалльной шкале твёрдости Мооса камчатские самоцветы занимают шестую-седьмую позицию. Десятая – у алмаза, а у уральских и приморских камней – третья-четвёртая. Галина работала с напарником – шлифовать материал физически трудно. А я всё делал сам. Каждому камню миллионы лет, у него своя энергетика. Кто хоть раз столкнулся с обработкой камня, будет болеть этим всю жизнь».
![Фото: Валерия Солошенко Сердце моё не камень. Как самоцветы оживают на картинах Константина Лебедева - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/1d/be/1dbeabc7-dc18-4ed5-9898-a23423c2b52f/img_2177.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Вымыть руки ацетоном
В мастерской Лебедева поделочные камни повсюду: на полках, столе, подоконнике. Некоторые напоминают обычные булыжники. Но мастер знает: важно, что внутри, а не снаружи. Он распилил сотни самоцветов, чтобы увидеть спрятанные в них образы: неприступные камчатские горы, северное небо, грозных медведей или мирных оленей. На один спил камня диаметром 30–40 см уходило два-три часа. В наше время почти любой материал разрежет лазер.
«Если художник на палитру выдавливает масло, то для мозаичиста красками становятся напиленные на пластины камни. Помню, как с замиранием сердца ждёшь первого среза. Гадаешь, какой будет рисунок внутри. Можешь разглядеть фигуру на маленьком кусочке, а можешь перебрать десятки камней в поисках узора. Как‑то я увидел бледное пятно и сделал пейзаж с луной на звёздном небе. Работники без художественного видения у нас не задерживаются: мало вырезать детали и склеить их. Нужно представлять, как можно обыграть рисунок и цвет камня».
Художник придумывал эскиз, а затем подбирал материалы. Каждый камень обладает природной окраской и свойствами: оттенки, прожилки, фактура, переливы на свету – всё это нужно учитывать при заготовке деталей. Правильно подобранные материалы оживят рисунок.
«Более двух лет я работал над мозаикой «Хозяин Камчатки». Долго искал срез для шерсти медведя, чтобы фактура была похожа на ворсинки. Для этого перепилил около 300 кг обсидиана».
![Если издалека кажется, что картина написана маслом, значит работа сделана хорошо / Фото: Валерия Солошенко Если издалека кажется, что картина написана маслом, значит работа сделана хорошо](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/9b/5a/9b5a4070-3596-4d54-a353-ec5cf07366a7/glavnyi_slevo.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Картина собиралась из множества деталей разных оттенков.
«Процесс создания очень кропотливый. Например, я хочу к белому кусочку приклеить узкую деталь серого цвета. Соединяю эти пластинки плотно, чтобы между ними не прошла игла и не были видны линии стыка. На сером кусочке провожу тонкую черту, немного опиливаю её. С изнанки склеиваю две детали эпоксидной смолой. Когда они высыхают, снова опиливаю серую пластину до нужной формы. Времени уходит много, а результата за день почти не видно. Для одной картины я сделал больше 200 деталей, чтобы передать цвет листвы кустарника».
Поверхность набранной мозаики должна быть ровной и гладкой. Чтобы убрать дефекты, лицевую сторону картины шлифуют на станке с чугунной планшайбой – диске с алмазным напылением.
«Ни одна твёрдая пылинка не должна упасть на диск, иначе поверхность поцарапается и придётся шлифовать заново. Это занимало от нескольких дней до месяца. Бывало, что мозаика выскальзывала и разбивалась. Жалко времени и здоровья. Ты же постоянно дышишь кварцевой пылью, а она не выводится из лёгких. На коже появляются раны от сколов. На жидкости для снятия лака пишут: «Если ацетон попал на кожу, помойте руки с мылом». После склейки для нас счастьем было вымыть руки ацетоном, иначе эпоксидную смолу не оттереть».
Отшлифованную работу мастер ставил под лампу: если нить накаливания чётко отражалась на поверхности, можно приступать к последнему этапу – зеркальной полировке.
«Если зритель издалека смотрит на картину и думает, что она написана красками и вставлена под стекло, значит, работа выполнена хорошо».
![Готовая мозаика / Фото: Валерия Солошенко Готовая мозаика](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/9c/14/9c1410ce-19da-4103-963b-7750fbda3adf/k-glavnomu-v-tekst.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Картина на миллион
Флорентийская мозаика неповторима и сделана на века: не потускнеет и не осыплется. Потому ценится высоко.
«Предприятие, в котором я работал, продавало мозаику в частные коллекции и крупным компаниям. Знаю, что мои работы дарили Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву. Картины стоили от нескольких десятков тысяч до миллионов рублей. Продавали их долго, до года. Мне, как мастеру, платили меньше половины от стоимости работ, потому что материалы и инструменты принадлежали организации. Несколько картин я выкупил сам. Чтобы заработать на них, трудился по 18 часов на рыбообрабатывающем заводе. Я бы продолжал создавать мозаику, но мастерскую закрыли», – признаётся Лебедев.
Музейное закулисье: как в Белгороде рождаются художественные выставки
В 2011 году Константин Николаевич с женой приехали в Белгород. В память о Камчатке он привёз более 300 цветных камней. Среди них есть окаменелое дерево и редкий чароит – этот минерал с сиреневыми переливами добывают только в Якутии на реке Чара.
Умение художника видеть рисунок помогло в новом увлечении – росписи по бересте. Живописец придумывает, чем может стать сучок или трещинка. Свои работы доверяет тем, кто способен оценить замысел природы и работу человека.
«Однажды мимо выставки проходит мама с ребёнком. Мальчик показывает: «Посмотри, как красиво!» Мама одёргивает: «Некогда». Бывает, родители сами подходят с детьми и показывают – такое внимание радует. Хочется, чтобы картины попадали в хорошие руки».
Валерия Солошенко