Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14 февраля 2020,  14:00

Филармония в стиле лофт. Почему на концерте в Белгороде слушатели сидели на сцене

12 февраля в белгородской филармонии московские музыканты презентовали проект «Лофт Филармония»

Филармония в стиле лофт. Почему на концерте в Белгороде слушатели сидели на сценеФото: Владимир Юрченко
  • Статья

Идея необычного формата камерно-инструментальных концертов принадлежит пианистке Алисе Куприёвой. Вместе с ней в Белгород приехал её коллега – скрипач Давид Ардуханян.

Музыкальный салон XXI века

Как создатель и продюсер проекта, Алиса говорит: его идея в том, чтобы возродить интерес публики к камерной музыке – самому удивительному, по её словам, жанру академической музыки и самому интеллектуальному.

Без ликбеза не обойтись, поэтому Куприёва объясняет:

«Это музыка для малых пространств и для составов от двух до 16 человек. Фишка жанра в том, что партии являются равными между собой. Нет кого‑то главенствующего, нет кого‑то аккомпанирующего. Жанр удивителен, потому что предлагает зрителям не только насладиться высоким музыкальным контентом, а увидеть ещё и какую‑то визуальную историю. Когда вы слушаете камерную инструментальную музыку, вам интересно и слушать, и смотреть».

Вечера камерной музыки в «Лофт Филармонии» отличаются от привычных всем концертов, где исполнитель на сцене, а слушатель – в зрительном зале. Авторы и участники проекта – музыканты-инструменталисты – намеренно отказались от такого формата. По их задумке, искусство должно рождаться на расстоянии вытянутой руки от слушателя.

Проект возник и существует в Москве четвёртый год. Алиса Куприёва называет формат таких камерно-инструментальных концертов «салоном XXI века». В столице у проекта дела идут хорошо, и скоро будет его 100-й концерт. В нём участвуют как профессиональные музыканты, так и начинающие – воспитанники Центральной музыкальной школы при Московской консерватории им. Чайковского. Последние выезжали с концертом в Подмосковье. Белгород стал третьей точкой, где презентовали «Лофт Филармонию».

Москвичи на такие вечера приходят в культурный центр ЗИЛ. Обязательные элементы концерта – зал в стиле блек бокс, видеоинсталляция и модерация от участников.

«Это такая опция, когда на концерте нет конферанса как такового, нет разделения – вот артист, а вот публика. Есть общение, нет дистанции между авансценой и аудиторией, открываются секреты исполнительской кухни. Здесь же дают какую‑то краткую историческую справку, которую публика запомнит. Но это ни в коем случае не концерт-лекция», – говорит Куприёва. 

Возраст слушателей на вечерах проекта пианистка характеризует так: от 16 до бесконечности.

«Не стоит думать, что это формат для молодёжи или, наоборот, для 40+. У нас музыка для всех. Ещё заблуждение, что такой высокий контент могут слушать только профессионалы, люди, которые были в это вовлечены», – объясняет Алиса Куприёва.

Своими глазами

«То, что увидят сейчас слушатели на сцене и со сцены, в чём‑то отражает оригинальные концерты проекта, – продолжает Алиса. – На видеоинсталляции в Москве появляются изображения разных залов в прямой перспективе. То есть у людей, которые сидят в реальном зале, есть ощущение, что они находятся в некоем репетиционном пространстве на месте исполнителя и видят ту картинку, которую видим мы на репетиции, когда зал ещё не заполнен».

Над тем, как устроить лофт на сцене большого зала белгородской филармонии, пришлось поломать голову, признаётся она. Заезжая в Белгород между гастролями, пианистка побывала во всех залах филармонии, встречалась с её директором Светланой Боруха и коллегами-музыкантами.

«Идея проекта – не только привозить московские составы, а устроить некую коллаборацию между белгородскими музыкантами и москвичами. Поскольку всегда это и обмен опытом, и расширение репертуара площадки, то нашу идею приняли горячо», – говорит Куприёва.

Она признаётся перед выходом на сцену, что от этого вечера-презентации зависит, насколько будет востребован такой формат камерных концертов в Белгороде.

После экскурсии по зданию (её в качестве бонуса провели для тех, кто пришёл на презентацию «Лофт Филармонии») слушатели из‑за кулис попадают на сцену. Тут их дожидаются элегантный «Стейнвей» и расставленные амфитеатром несколько десятков стульев. Места на входных билетах не указаны, поэтому рассаживаются, как удобно. Отсюда, из глубины сцены, хорошо видны пустые, чётко очерченные в полумраке зрительного зала кресла и еле угадывается в своих очертаниях балкон.

Когда импровизированный зал заполняется, к роялю с микрофоном выходят Алиса и Давид. Рассказывая о том, что услышат и увидят пришедшие, Алиса призывает не отключать мобильные телефоны, наоборот, – при желании вести онлайн-трансляции или же выкладывать фото и видео с концерта в социальные сети.

 

Первый номер в программе вечера – соната для скрипки и фортепиано чешского композитора Леоша Яначека. От Давида Ардуханяна гости узнают, что однажды импульсивный чех сжёг большую часть своих сочинений, но одна из сонат, которую он писал почти восемь лет, сохранилась. Алиса и Давид её исполняют. Затем настаёт черёд сонаты Клода Дебюсси, и уже из рассказа Алисы слушатели узнают о её структуре и авторских фишках композитора-француза.

Завершают вечер темпераментной сонатой Арно Бабаджаняна, и в благодарность звучат аплодисменты нескольких десятков зрителей.

Оксана Придворева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×