Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 декабря 2018, 12:31
 Елизавета Куравина 4567

Вера Цукаленко: Noize MC и народный оркестр – это прорыв

Почему народная музыка покоряет сердца современных слушателей

Вера Цукаленко: Noize MC и народный оркестр – это прорыв Фото предоставлено пресс-службой филармонии
  • Елизавета Куравина
  • Статья

Вокалистка белгородской филармонии рассказала «ОнОнасу» о выборе профессии, запомнившихся выступлениях и современной народной музыке.

Я из семьи военных. Мама – учитель музыки, работала помощником дирижёра военного духового оркестра. Я росла на музыке 1980-х, меня окружала и современная музыка, и классическая, и рок – мама очень любила Rammstein. Родилась я в Калининградской области, потом переехала в Хабаровский край – там как раз случился дебют. Потом мы перебрались в Мценск, затем в село Сосково Орловской области. И везде я пела: в школе, домах культуры, детских народных ансамблях. Мама вывела меня на сцену петь «Катюшу» в пять лет. А мой сценический стаж – 19 лет, несмотря на то что мне 24.

Народную музыку я впитала с молоком матери. В ней – любовь к Родине, её культуре, своим корням. По музыке и песням можно понять, почему ты такой, почему страна такая. Не надо думать, что фольклор и народная музыка для бабушек на лавочках. Так считать – значит иметь узкое мышление.

В 10–11-м классе пропал интерес к творчеству, надоело. Думала: «Я что, всю жизнь этим заниматься буду? Не хочу!» После школы подала документы и на техническую специальность, и на вокал в Орловский музыкальный колледж (после девятого класса не пошла туда по семейным обстоятельствам). В обоих направлениях я была в начале списков. Подумала – и выбрала музыку. У меня были замечательные преподаватели, которые учили не только петь, но и думать, о чём ты поёшь и для чего ты это делаешь. Учили прочувствовать, понять текст, подать его.

За месяц до окончания колледжа случился переломный момент: что делать дальше? Прошли госэкзамены, и мне предложили съездить в Белгород на прослушивание. Познакомилась с художественным руководителем филармонии и главным дирижёром оркестра народных инструментов Евгением Алешниковым. И уже два года работаю в Белгороде. Когда увидела филармонию, позвонила маме: «Мама, очуметь!» Поняла, что здесь надо работать. Я попала в высокопрофессиональный коллектив, безумно творческий. В этом году поступила в белгородский институт искусств и культуры на очное отделение. До этого никогда не пела фольклор: это сложно, потому что там и гэкают, и шокают.

 

Фото предоставлено пресс-службой филармонии

В филармонии исполнители практикуют лекции-концерты. Мы выезжаем в школы со сказками, историческими вещами, рассказываем о музыкальных инструментах. Первой темой, в которой я участвовала, был аккордеон: как он появился, какие песни с ним исполняют. Сейчас катаемся со сказкой «Вовка в 3Dевятом царстве», я играю бабку-ёжку и Горонишну – жену Горыныча. Дети – самый непредвзятый и благодарный зритель. Они чувствуют ложь: не так сыграешь – не поверят, что ты Василиса Прекрасная, которая от одиночества превратилась в бабку-ёжку. А если ребёнка сможешь убедить, то и взрослый поверит, что ты поёшь песню, страдая от любви.

Я выступаю не только с оркестром русских народных инструментов. Пою с двумя замечательными баянистами – Андреем Ивановым и Леонидом Строгановым. Они одни из первых людей в Белгороде, с которыми я подружилась. 7 декабря впервые выступала с симфоническим оркестром – было страшно и волнительно, но я узнала, что это такое, теперь бояться не буду. Я участвую в группе «ЗвукиБа». На баяне, балалайках и барабанах играем всё: от фолка до рока – всё, что трогает нашу душу, всё, что, как мы думаем, будет трогать души других людей. Это сотрудничество началось с того, что наш главный собиратель Леша Васютин предложил мне спеть с ними. Попробовали – получилось здорово: я выступала с группой в сентябре на фестивале искусств «Этажи». Следующая музыкальная цель – выступить с органом, с Тимуром Халиуллиным.

Пробую себя как автор песен. На концерте в феврале мы кое‑что исполним со «ЗвукамиБа». Я написала текст и основную мелодию, а аранжировкой будут заниматься мои любимые ребята. Песня о странной любви. Наверное, такая ситуация знакома девушкам: бегает за тобой парень, ты думаешь: «Ну, не-е-ет!» А как только он перестаёт виться вокруг, сразу становится интересен, и ты понимаешь: «Вот, дура, потеряла!» Но в итоге, если всё правильно происходит, люди оказываются вместе, они счастливы. Когда я показала ребятам, они обрадовались: у нас будет своя песня! Музыка – что‑то эстрадно-джазово-народное.

Главное в жизни человека – это любовь. Когда ты любишь всё вокруг себя, даже дерево на улице, – это радость, счастье. Песни о любви всегда найдут отклик в душе человека. Моя любимая песня – «Подари мне платок» Людмилы Зыкиной, хоть там о любви несчастной (а может и счастливой – каждый вкладывает свой смысл). Люблю творчество Меладзе – и Константина, и Валерия.

 

Фото предоставлено пресс-службой филармонии

Noize MC выступал в филармонии в сентябре 2017 года на фестивале «Этажи» вместе с оркестром народных инструментов под управлением Евгения Алешникова. Мы со старшим братом слушали его ещё на Дальнем Востоке. Когда программа только готовилась, художественный руководитель предложил мне попробовать спеть «Иордан». Записали, отослали Ване. В итоге вместе исполнили её на «Этажах», а в августе этого года – на рок-фестивале «Нашествие».

В июле Ваня после репетиции подошёл и спросил: «А ты «Вселенная бесконечна» сможешь спеть?» Я ответила, что попробую. А сама мысленно: «Да-а-а-а! Вау! Ура-а-а!» Очень хотела именно в этой песне что‑то исполнить – и он сам ко мне подошёл! В итоге пела «Жадину», «Иордан» и «Вселенная бесконечна». Я была такая счастливая! Когда слышишь любимые песни и видишь, что исполнитель играет с народным оркестром – это огромнейший прорыв в музыке. Ладно, симфонический оркестр и рок, но народный оркестр и хип-хоп?! Это должно войти в историю. Было здорово. В филармонии на тебя смотрят тысячи глаз, но когда это делают десятки тысяч… Запомнилась реакция людей. Ване кричали: «Noize MC! Noize MC!», а он говорит: «Давайте Вере покричим!», и все «Ве-ра! Ве-ра!»

Я выхожу на сцену, чтобы нести людям радость, чтобы в них через музыку зарождались доброта, любовь, понимание мира. Для меня эмоции зрителя всегда были показателем. Если видишь слёзы, улыбку, если слышишь аплодисменты – значит, ты дотронулся до человека, всё делаешь правильно. Желание зрителей приходить на концерты – лучшая награда для любого артиста. Как‑то выступали в художественном музее, так женщина сидела передо мной и проплакала весь концерт. Я не сразу, но поняла, что, значит, смогла донести до человека текст, затронуть что‑то в душе.

Есть две категории зрителей: первые знают, куда идут и что будут слушать, и вторые – которые решили попробовать послушать. Если всё получилось, если человек понял, что он послушал – а это задача артиста – тогда он будет ходить на концерты. Филармония много делает для культурной жизни области, постоянно экспериментирует и этим увлекает молодёжь, которая, казалось бы, привыкла к другой музыке.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×