Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11 октября 2016, 11:10
 Наталья Почернина 4590

«Театр... Он принадлежит актёрам!»

В Белгороде завершился Х Всероссийский театральный фестиваль «Актёры России – Михаилу Щепкину»

«Театр... Он принадлежит актёрам!» Фото пресс-службы драмтеатра
  • Наталья Почернина
  • Статья

Юбилейный театральный форум собрал в своей афише 15 спектаклей театров из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Севастополя, Белгорода, Губкина, Старого Оскола, известных артистов Саратова и Минска.

«Мы прошли большой путь, чтобы на Х Всероссийский театральный фестиваль к нам приехали семь театров из Москвы и Санкт-Петербурга, − говорит художественный руководитель БГАДТ им. М. С. Щепкина Виталий Слободчук. − Юбилейный фестиваль задумывался как праздник, подарок зрителям Белгорода, чтобы они увидели спектакли лучших театров обеих столиц. И, конечно же, наш фестиваль всегда верен своим принципам: в центре внимание здесь не себялюбивые режиссёрские изыски, не новомодная «движуха», но именно русский актёр».

Классик Астафьев и современник Островский

  • Спектакль «Доходное место».

  • Спектакль «Сердце не камень».

Так случилось, что афишу десятого Щепкинского форума в основном составили спектакли по русской классике. Отечественная литература стала тем камертоном, который задавал высоту и чистоту тона фестиваля.

Московский художественный театр им. А. П. Чехова открыл фестиваль спектаклем «Пролётный гусь» по произведениям Виктора Астафьева – писателя, который, безусловно, стал вровень с великими именами русской словесности. В жанре литературного театра актёрский ансамбль среднего поколения МХТ, поддержанный точной и подробной режиссурой Марины Брусникиной, продемонстрировал проникновенное проживание астафьевского слова, бережное отношение к заключённым в нём смыслам, удивительное чувство времени действия, истории страны и характера русского человека.

«Какое счастье, когда заканчивается спектакль, а у тебя на сердце светло, – прокомментировал увиденное член экспертного совета фестиваля, главный редактор журнала «Театральная жизнь» Олег Пивоваров. – Я сегодня плакал и смеялся вместе со зрителями, наслаждался великолепной игрой актёрского ансамбля, где у каждого было своё блистательное соло. Я горд тем, что увидел художественный театр с самой высокой буквы!»

Спектакли по пьесам А. Островского показали в программе фестиваля Севастопольский академический русский драматический театр им. Луначарского («Доходное место») и Московский театр ET CETERA («Сердце не камень»). Севастопольский спектакль поставлен Григорием Лифановым изобретательно, лихо, с публицистическим посылом в день сегодняшний, отмечен россыпью ярких актёрских работ. А в «Сердце не камень» режиссёра Григория Дитятковского на сочном фоне грешного окружения главная героиня спектакля Вера Филипповна в исполнении Анны Артамоновой являет не просто образец христианской добродетели, но пронзительную драму красивой, тонкой, щедрой души, не знавшей женского счастья.

«Более современного драматурга, чем Островский, сегодня, пожалуй, нет, − отметил член экспертного совета фестиваля, театральный критик Константин Щербаков. − И он очень разный. Если севастопольский спектакль «Доходное место» можно играть как прямой политический памфлет, то в спектакле «Сердце не камень» связь с сегодняшним днём не столь резкая, не столь прямая. И всё равно она есть. Потому что, говорит нам Островский, есть такие понятия, как добро, сострадание, милосердие… И надо беречь их сегодня и лелеять, если они вообще сегодня ещё остались…»

Чехов как предощущение катастрофы

  • Спектакль «Три сестры».

  • Спектакль «Вишнёвый сад».

Не просто связь с современностью, а трагические истоки сегодняшних проблем обозначили фестивальные спектакли по чеховским пьесам. Отчего все эти в сущности добрые, милые, хорошие люди не способны быть счастливыми? Почему они упоённо мечтают о будущем, но не могут ничего изменить в настоящем? Зачем они позволяют торжествовать грубости, хамству и пошлости?

В «Трёх сёстрах» Санкт-Петербургского молодёжного театра на Фонтанке и режиссёра Семёна Спивака исход прозоровского мира неотвратим. Но в самом спектакле нет нагнетания трагизма: он лёгок, светел, весел. И нам, зрителям, легко, светло и весело в кругу чудесных сестёр и их гостей. До тех пор, пока стечением обстоятельств не будет опрокинута эта невыносимая лёгкость бытия, пока не погаснет свет в глазах сначала у старшей, потом у средней, а в финале и у младшей сестры. Филигранность режиссёрского рисунка, блистательная ансамблевая и индивидуальная работа актёров, смешная и печальная – чеховская! – интонация создают незабываемый художественный образ спектакля.

Совсем другая атмосфера в спектакле «Вишнёвый сад» Нижегородского государственного академического театра драмы им. Горького. Режиссёр Валерий Саркисов решает его в стилистике немого чёрно-белого кино начала ХХ века. Оформление художника Александра Орлова и костюмы Андрея Климова довершают образ синематографа в театре. Способ актёрского существования подчинён режиссёрской концепции спектакля – несколько отстранённо-холодноватый. И всё‑таки чеховская логика в финале берёт своё, и зрители искренне сочувствуют смешным нелепым людям, проворонившим и свой сад, и свой имение, и свою жизнь, и в итоге – свою Россию.

«Какой всё же Чехов великолепный диагност!» – подумалось во время спектакля «Дядя Ваня» БГАДТ им. М. С. Щепкина. Так явственно и резко проступили в постановке Марка Розовского чеховские прозрения и предостережения в адрес русской интеллигенции. Театральные критики отмечали, что очень традиционный по форме спектакль режиссёру удалось наполнить живыми чувствами и отношениями, вместе с белгородскими артистами создать галерею достоверных, убедительных образов.

Ко всем трём чеховским спектаклям фестиваля можно отнести слова Константина Щербакова, сказанные о нижегородском «Вишнёвом саде»:

«Для меня пьесы Чехова – предощущение катастрофы. И это предощущение воплощено с большой художественной силой. Когда герои говорят о том, что их тревожит, то постепенно из этих мыслей складывается будущее, то, что с ними должно произойти».

Толстой, ещё Толстой…

  • Спектакль «История лошади».

  • Спектакль «Царь Фёдор».

Русский мюзикл «История лошади» М. Розовского и Ю. Ряшенцева в постановке Московского театра «У Никитских ворот» стал отдельным, неожиданным сюжетом фестиваля. Вспомнилось, как на рубеже миллениума театральная общественность сетовала: дескать, не умеем мы работать в западном жанре, ах, не привита у нас культура мюзикла… А ведь «История лошади» в авторской версии Марка Розовского (была ещё знаменитая версия Георгия Товстоногова в Ленинградском БДТ) живёт на сценах мира уже 40 лет!

Спектакль решён в образцовых законах жанра, актёры Розовского владеют его приёмами безукоризненно, демонстрируя синтез драматического исполнения, вокала и хореографии. При этом «История лошади» – именно русский мюзикл, в основе которого великий рассказ Льва Толстого «Холстомер». И то, насколько эмоционально отдаются артисты стихии сценического действа, с каким виртуозным мастерством перевоплощаются в пегих, буланых, вороных сосунков, стригунков, кобыл, жеребцов и меринов, а главное – как доносят толстовскую историю о верности и предательстве, о благородстве и низости, о милосердии и жестокости, убеждает, что русскому артисту подвластно практически всё.

Историческую драму Алексея Константиновича Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» представил в фестивальной программе Центральный академический театр Российской армии. В постановке Бориса Морозова это масштабное сценическое полотно, в центре которого тяжёлый разговор о власти и нравственности, о том, возможно ли, вступив в политическую борьбу, сохранить чистоту белых одежд. Главное достоинстово спектакля – мощное, красивое мужское трио. Это антагонисты князь Иван Петрович Шуйский, приверженец старых обычаев, в исполнении народного артиста РФ Валерия Абрамова и умный, жёсткий, осознающий невозможность прежнего пути Борис Годунов в исполнении заслуженного артиста Татарстана Николая Козака. А между ними и над ними – не юродивый, не слабовольный, но совестливый, чистый и честный царь Фёдор (народный артист РФ Николай Лазарев). Трагизм же ситуации и состоит в том, что он одерживает победу нравственную, но уберечь страну от грядущих потрясений, увы, не в силах.

Игры в героев и классиков

  • Спектакль «Игра в Наполеона».

  • Спектакль «Отцы и сыновья»

Тема власти и человека преломляется и множится в отражениях зеркал спектакля Московского театра на Юго-Западе «Игра в Наполеона» по пьесе Стефана Брюлотта. Мы привыкли к тому, что любое произведение мировой литературы в постановке Валерия Беляковича (на белгородской сцене он поставил четыре спектакля, а его театр третий раз участвовал в Щепкинском фестивале) становится авторским высказыванием мастера. Вот и на сей раз из запутанной интриги канадской пьесы, решённой как шахматный детектив, он извлекает смыслы, которые волнуют его здесь и сейчас.

«Кто нами движет, когда человек перестаёт быть человеком и становится тираном, кто наблюдает за всем этим сверху и как долго будет продолжаться этот кровавый театр?» – так выразила своё восприятие спектакля театра на Юго-Западе член экспертного совета фестиваля, редактор журнала «Страстной бульвар, 10» Елена Глебова.

Уникальные артисты театра Беляковича обладают бешеной энергетикой, нечеловеческой пластикой, способностью подавать зрителю длинные сложносочинённые монологи словно на ладони вытянутой руки. Мощная мужская харизма заслуженного артиста России Олега Леушина, исполнителя роли Наполеона, заставляет искать оправдания тирану, мгновенные переходы заслуженной артистки России Карины Дымонт из образа горделивой польки Марии Валевской в образ несчастной Матильды, супруги бедного актёра, раздвоенность сценического существования Михаила Инчина, герой которого призван уничтожить Наполеона, но попадает под обаяние деспота, блестящие работы других артистов спектакля жёстко берут в плен зрителя и принуждают неотрывно следить за развитием интриги действия.

Спектакль «Отцы и сыновья» Московского академического театра им. Маяковского поставлен режиссёром Леонидом Хейфецем по пьесе ирландца Брайана Фрила. В свою очередь пьеса Фрила написана по мотивам романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Но написана она настолько «по мотивам», что лучше не сравнивать её с первоисточником, а воспринимать как блистательную британскую литературную игру в русскую классику. Тем более что зарубежный автор увидел тургеневских героев явно сквозь чеховскую призму, и русский мир – тёплый, немножко безалаберный, но душевный, пронизанный солнечным светом, напоенный ароматами летнего разнотравья – ему очень и очень нравится.

В спектакле Маяковки эти странные русские, едва познакомившись, заводят споры о политике, готовы из идейных разногласий убить друг друга на дуэли, высмеивают отцов, но, влюбившись, начинают вести себя в точности, как и они, нежно любят родителей, и при этом бегут из отчего дома на второй день, объявляют себя нигилистами, однако жертвуют своей жизнью ради спасения других.

В замечательном актёрском ансамбле спектакля особенно радостно было видеть на сцене заслуженную артистку России Александру Ровенских (в написании её фамилии сохраняется родовая традиция), исполнительницу роли матери Базарова. Её отец, народный артист СССР, легендарный театральный режиссёр Борис Равенских детство и юность провёл на Белгородcкой земле. Его имя присвоено Старооскольскому театру для детей и молодёжи. Его ученики – заслуженный деятель искусств РФ Юрий Иоффе и народный артист РФ Валерий Белякович – сотрудничают с Белгородской драмой. И в этих перекрёстках театральных судеб обнаруживается, как тесен театральный мир!

Соло для Его Величества Артиста

Моноспектакль Риммы Беляковой.
Моноспектакль Риммы Беляковой.
Фото пресс-службы драмтеатра

Особенностью Х Всероссийского театрального фестиваля стали моноспектакли мастеров театральной сцены. На сцене театрального зала Белгородского государственного института искусств и культуры был показан моноспектакль «Соло для струны без оркестра. Исповедь актрисы» в исполнении народной артистки России, профессора, заведующей кафедрой мастерства актера театрального института Саратовской консерватории им. Л. В. Собинова Риммы Беляковой. Сценическая композиция по письмам Антона Чехова и Ольги Книппер-Чеховой, воспоминаниям актрисы написана Л. Касьяненко и Ю. Шрадером специально для Риммы Ивановны.

Белгородские зрители (среди которых было немало студентов кафедры актёрского искусства БГИИК) с огромной благодарностью приняли моноспектакль Риммы Беляковой. От имени организаторов фестиваля актрису и педагога приветствовала её ученица – заслуженная артистка России Оксана Бгавина. Надо заметить, что Римма Ивановна является наставником многих артистов Белгородской драмы. Это народный артист России Виталий Стариков, артисты Владимир Володин, Вероника Васильева, Татьяна Макарова, Валерия Ерошенко, Евгений Рощин.

А вечером того же дня Римме Беляковой аплодировал ещё один её ученик – исполнитель роли Пети Трофимова в нижегородском спектакле Александр Сучков.

В программу фестиваля был включён ещё один моноспектакль – «Достоевский вопрос» (глава «Великий инквизитор» из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы») в исполнении актёра Национального академического драматического театра имени М. Горького из Минска Валерия Шушкевича. Высокое напряжение мыслей и чувств, которое являет в сценическом проживании текста Достоевского артист, лаконичная и точно выстроенная режиссура и сценография Владимира Матросова не оставили равнодушными ни юных зрителей спектакля, ни членов экспертного совета. Как точно отметил один из них, «погружение в мучительный дух Достоевского невероятно сложно, но человек обязан это делать, чтобы оставаться человеком».

Белгородские акценты Щепкинского фестиваля

Спектакль «Царь Фёдор».
Спектакль «Царь Фёдор».
Фото пресс-службы драмтеатра

БГАДТ им. М. С. Щепкина, кроме спектакля «Дядя Ваня», показал на фестивале премьеру прошлого сезона – «Пигмалиона» Б. Шоу в постановке главного режиссёра театра Игоря Ткачёва. Посетовав на некоторые прорехи в сценических взаимоотношениях героев спектакля, театральные критики отметили его несомненную театральную культуру, чувство стиля, воплощённое в оформлении, костюмах, хореографии и актёрской манере.

Также в программе фестиваля приняли участие два муниципальных театра – старооскольский и губкинский театры для детей и молодёжи.

Старооскольский театр показал музыкальный спектакль Г. Левицкого по стихам Агнии Барто «Когда мне было 8 лет…». Режиссёр Антон Дегтяренко строит свой спектакль изобретательно, он окрашен мягким юмором и проникновенным чувством эпохи, когда бабушки и дедушки молодых артистов театра были детьми.

«Я вам очень благодарна за этот спектакль, – призналась председатель экспертного совета фестиваля, шеф-редактор журнала «Страстной бульвар, 10» Наталья Старосельская. – Вы удивительным образом выстроили его в эстетике моего детства. Я увидела спектакль учеников художественного руководителя театра Семёна Михайловича Лосева, которого очень уважаю, и рада, что они продолжают его дело».

В исполнении артистов Губкинского театра для детей и молодёжи зрители увидели «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. В постановке руководителя театра Сергея Семёнова хрестоматийное произведение оказалось ярко орнаментировано народными песнями и танцами, в представление были включены интерактивные элементы работы с залом. Но, по мнению экспертного совета, такая пышность аранжировки спектакля несколько уводила от собственно пушкинского сюжета, мешало воспринимать красоту поэтического слова.

Лучшие из лучших

Спектакль «Пролётный гусь».
Спектакль «Пролётный гусь».
Фото пресс-службы драмтеатра

Новшеством Х Всероссийского театрального фестиваля «Актёры России – Михаилу Щепкину» стало присуждение индивидуальных дипломов за лучшие актёрские работы. По решению экспертного совета ими стали:

актёрский ансамбль (Кристина Бабушкина, Янина Колисниченко, Наталья Рогожкина, Татьяна Розова, Алёна Хованская, Юлия Чебакова, Павел Ващилин, Олег Мазуров, Олег Тополянский, Валерий Трошин, Эдуард Чекмазов) спектакля «Пролётный гусь» по произведениям Виктора Астафьева (МХТ имени Чехова);

Александр Порываев, исполнитель роли Белогубова в спектакле «Доходное место» по пьесе Островского (Севастопольский русский драмтеатр имени Луначарского);

Анна Артамонова, исполнительница роли Веры Филипповны в спектакле «Сердце не камень» по пьесе Островского (ET CETERA);

Роман Нечаев, исполнитель роли Солёного в спектакле «Три сестры» по пьесе Чехова (Санкт-Петербургский молодёжный театр на Фонтанке);

заслуженный артист России Сергей Блохин, исполнитель роли Лопахина в спектакле «Вишнёвый сад» по пьесе Чехова (Нижегородский театр драмы имени Горького);

заслуженная артистка России Александра Ровенских, исполнительница роли Арины Власьевны Базаровой в спектакле «Отцы и сыновья» по пьесе Брайана Фрила (Московский академический театр имени Маяковского);

народный артист России Владимир Юматов, исполнитель роли Холстомера в спектакле «История лошади» по рассказу «Холстомер» Льва Толстого («У Никитских ворот»);

народный артист России Николай Лазарев, исполнитель роли царя Фёдора Иоанновича в спектакле «Царь Фёдор Иоаннович» по пьесе Алексея Толстого (Центральный академический театр Российской армии);

Дмитрий Евграфов, исполнитель роли Альфреда Дулиттла в спектакле «Пигмалион» по пьесе Бернарда Шоу (БГАДТ имени Щепкина);

заслуженная артистка России Карина Дымонт, исполнительница роли Марии Валевской в спектакле «Игра в Наполеона» по пьесе Брюлотта (Московский театр на Юго-Западе);

Игорь Ткачёв, исполнитель роли Ивана Петровича Войницкого в спектакле «Дядя Ваня» по пьесе Чехова (БГАДТ имени Щепкина).


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×