Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09 февраля 2016, 12:01
 Анна Кущенко 1587

Не ведая покоя

Белгородцы могут познакомиться с творчеством харьковского художника Игоря Понкратова

Не ведая покоя Игорь Понкратов. Фото Анастасии Ульяновой
  • Анна Кущенко
  • Статья

Художник переехал в наш город семь лет назад и уже представлял свои работы на фестивале изобразительных искусств имени С. С. Косенкова и на «Белгородских арт-сезонах».

Непрерывное движение

Персональная экспозиция в выставочном зале «Родина» позволяет оценить его талант в полной мере. Выставка из 37 работ получила название «Алгоритмы движения». Как объяснил сам художник, речь идёт про движение всего: движения души мастера, которому нельзя быть в творческом покое, порождают движение мыслей зрителей. Этот ряд продолжается графическими поисками. Игорь Понкратов создаёт очень много рисунков, перед тем как представить зрителю конечный вариант картины.

«Когда тема меня волнует, я не могу остановиться. Что-то не до конца сказано, отточено. Ищу, ищу, ищу... Я пытаюсь найти знак, который бы мог узнаваться. И хочу, чтобы он был настолько запоминающимся, что его бы можно было перевести в любой материал. Моя глобальная задача – перевести свой язык в знаки и сделать всё, чтобы люди не остались холодными к тому, что видят», – рассказал художник.

В своих творческих поисках он создал девять вариантов представленной на выставке картины «Блудный сын». Известная библейская история стала основой символичного и яркого полотна, где безверие изображено непроросшими ветвями, преграда – скалой, а посреди всего этого возвышается монолит сына в объятиях отца. Нетрадиционное направление движения в картине (справа налево) тоже символично и знаменует возвращение в отчий дом.

Игорь Понкратов признался, что сам он сейчас чувствует себя блудным сыном, переехав из Харьковской области, хотя случилось это вовсе не по политическим соображениям, а по любви. Первое, что сделал художник в Белгороде, – посетил краеведческий музей, чтобы проникнуться историей и обычаями на тот момент ещё не познанной для него земли.

Фото Анастасии Ульяновой

Необычно и профессионально

«Выставка уникальна тем, что у нас такой художественный язык не использует, пожалуй, ни один художник. Мы видим необычный подход: образы, разные стилизации. Игорь пользуется языком неоавангарда, авангарда классического и к тому же привносит что-то своё. Он владеет не только познаниями в искусстве начала XX века, но знает новые веяния. Хорошая школа в работах тоже чувствуется», – поделилась мнением директор выставочного зала «Родина» Наталья Гончаренко.

Высокий уровень работ отметил и белгородский художник Юрий Данченко, рассказавший, что экспозиция поразила его многообразием направлений и творческих подходов.

За плечами у Игоря Понкратова Харьковское художественное училище и Харьковская академия дизайна и искусств. Он окончил отделение монументальной живописи:

«Эта отрасль так модернизировалась: новейшие материалы, новейшие запросы заказчиков… Да и сейчас нет социальных заказов, всё камерное. Но всё равно в какой-то степени я занимаюсь монументальной живописью, декорированием стен».

Он любит работать с деревом, делать скульптуры из папье-маше. Да и только изобразительным творчеством круг его деятельности не ограничивается. На открытии выставки он пел под гитару и читал свои стихи.

Фото Анастасии Ульяновой

Сотни образов, сотни знаков

В экспозиции в основном можно увидеть картины, написанные уже во время жизни в Белгороде. Хотя есть и пара полотен, которые удалось вывезти с Украины. Посетителей прежде всего поразят смелые цветовые сочетания, многообразие философских образов. Одна из любимых серий художника посвящена косарям:

«Коса – изобретение элементарное и удивительное. Пройдёт время, а она такой и останется. Это огромный труд. Отец, который с 11 лет ходил косить со взрослыми, рассказывал мне, что когда косят бригадой, то идут конвейером, у тебя нет возможности остановиться и отдохнуть».

И потому на одной из картин – только руки и косы, ведь когда наблюдаешь за работой, только на них и обращаешь внимание. Художник видит и романтику в труде косаря, которого окружают деревья, птицы и трава по пояс. Цвета этой травы на разных картинах меняются: то она свежая, зелёная, то начинает сохнуть. Художник нашёл своё любимое сочетание цветов в смеси свежих и сухих трав. А вот в картине «Тот, кто косит» уже нет романтики. Это то, что надвигается на нас, грозное предзнаменование.

«Похищение Европы (наше время)», «Прометей», «Адам и Ева» – библейские и мифологические образы у Понкратова получают совершенно новое, необычное звучание. Разноцветная «Песня цикад», увлекающие за собой «Озёра», таинственные жёлто-фиолетовые «Святки», погружающие в жутковатую и манящую атмосферу гаданий, ироничный «Нетерпеливый»… Художник не стремится проникнуть в сердце зрителей по уже проторённой дорожке. Им движет непрестанное желание создать свой знак, наполненный глубокой философией.

Как это у него получается – можно оценить побывав на выставке, которая продлится до конца февраля.


для комментариев используется HyperComments
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×