Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18 августа 2015, 14:23
 5680

25 голографических картин экспонируют в Белгородском историко-краеведческом музее

25 голографических картин экспонируют в Белгородском историко-краеведческом музее Фото Владимира Юрченко
  • Новость

Даже не являясь ценным произведением искусства, голографическая картинка заслуживает внимания как физический феномен. Оценить его можно, посетив выставку «Живые картины».

В скудно освещённом зале расставлены 25 штативов с закреплёнными на них невзрачными стеклянными пластинами. Но стоит зажечься маленькой лампочке над каждой из них, как внутри них оживут изображения. Уникальность их – в трёхмерном объёмном воспроизведении оригинального предмета. Если у обычной фотографии изображение плоское, так как она фиксирует лишь амплитуду световой волны, то светочувствительный материал голограммы регистрирует и волновую амплитуду, и волновую фазу, воспроизводя информацию о трёхмерной структуре объекта.

Осмотреть изображаемое можно с разных сторон, попробовав заглянуть за него и в него. В первую минуту не покидает чувство, что вы смотрите на саму вещь: настолько реальной она выглядит. Но уже в следующую придёт ощущение её призрачности – будто фантом существует по ту сторону бутылочно-жёлтого экрана.

Среди «Живых картин» есть британские и китайские, но большинство их создали физики санкт-петербургского Государственного оптического института имени С. И. Вавилова. Там феномен голографии исследуют примерно с середины XX века. Работы, представленные в музее, выполнены по методу советского физика Юрия Денисюка. Он в конце 1950-х, используя лазер видимого излучения, изобрёл трёхмерные голограммы на основе толстослойных фотоэмульсий и разработал способ их записи – во встречных световых пучках.

«В основе голографии – три фундаментальных положения оптики: волновая природа света, дифракция и интерференция. Линза расширяет луч лазера. Зеркало направляет его на фотопластинку. Через неё проходит часть луча и освещает объект. От него-то и отразится свет, формируя объектную волну. Вот она и опорная волна падают на пластинку с разных сторон. Это и есть схема на встречных пучках. В ней и регистрируется отражающая голограмма. Из сплошного спектра голограмма вырезает один или несколько узких участков и, по сути выполняя роль светофильтра, отражает их. Кстати, поэтому мы и можем видеть голографическое изображение в свете лампы или солнца», – объясняет научный сотрудник музея Елена Салькова.

Экспозиция представляет одноракурсные, двухракурсные, трёхракурсные и многоракурсное голограммы. Последняя, «Танцующие», демонстрирует эффект анимации. Главная героиня балета Чайковского, принцесса Одетта, лебедем парит на сцене Мариинки, приковав к себе тысячи зрительских глаз. Но, возможно, вас куда больше поразит голова воина с мельчайшей нюансировкой вплоть до отдельных волосков и пор или анатомические метаморфозы в духе Мэри Шелли, достигший просветления Будда (голограмма создана со статуэтки из фондов Эрмитажа) или грозящий хаосом разрушения дракон.

Выставку завершат 30 сентября.

Катерина Шаронова


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×