Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10 июля 2020,  15:19

«Самое важное – уметь убеждать». Как староосколец Юрий Чалов попал в мир большого кино

Об этом он рассказал журналу «ОнОнас»

«Самое важное – уметь убеждать». Как староосколец Юрий Чалов попал в мир большого киноЮрий ЧаловФото: личный архив
  • Статья
  • Статья

История Юрия Чалова напоминает фильм с хеппи-эндом: учился в Старом Осколе на электрика, работал журналистом, создал свою видеостудию. Но в один момент всё потерял, уехал в Москву в поисках себя и стал продюсером.

«Я работаю продюсером. Это предприниматель и человек, который со всеми договаривается. Он создаёт проект, чтобы получить прибыль, нанимает сотрудников и организовывает съёмки. Продюсеру достаточно иметь мозги, телефон и небольшую сумму денег. Самое важное – уметь убеждать и заряжать всех своей энергией. Другие компетенции идут в помощь: чутьё на хороший материал, режиссёра, сценариста и команду, с которой поладишь.

Но я никогда не думал, что приду в киноиндустрию. В детстве совсем был оторван от кино. Я рос в не очень обеспеченной семье, у нас не было даже видеомагнитофона. Иногда я смотрел новинки на DVD двоюродного брата, много читал и фантазировал. Меня интересовало всё понемногу, поэтому я не знал, чем буду заниматься в жизни. После школы поступил в колледж на электрика. Прошёл практику на заводе и понял, что не смогу всю жизнь ремонтировать агрегаты. Тянуло к творчеству.

На третьем курсе я бросил колледж и поступил в Старооскольский филиал факультета журналистики ВГУ. Мы делали молодёжную программу «Платформа»: сами писали тексты, снимали и монтировали видео. Через три года я создал небольшую видеостудию и снимал разные мероприятия. Но в 2014 году случился кризис, я потерял много клиентов, пришлось продать машину. Не хотелось заново поднимать дело, на которое потратил столько сил. Уехал в Москву. 

 

«Самое важное – уметь убеждать». Как староосколец Юрий Чалов попал в мир большого кино - Изображение Фото: личный архив

 

Первый год в столице я снимал небольшие ролики. Спустя время познакомился с ребятами из Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова. Когда они выпустились, в академии объявили новый набор. Студентам из регионов предоставляли бюджетные места. Я решил ухватиться за эту возможность и прошёл конкурс.

Мы учились год, по шесть дней в неделю. Я параллельно работал. Период был сложный, но он оправдал себя на 300 процентов. После выпуска руководитель продюсерской мастерской Леонид Верещагин позвал меня поработать в студию Никиты Михалкова «ТриТэ». И я сразу попал на проект «Союз спасения» – исторический фильм о восстании декабристов.

Меня взяли координатором художественно-постановочного цеха, который отвечал за реквизит и декорации. Перед нами поставили задачу – за четыре месяца построить деревню в Шебекино для сцены из фильма. Я ездил по всей области и искал 15-летние деревья, чтобы высадить их в деревне. Просил местных помочь на стройке, решал много маленьких задач. До проекта я работал с маленькими бюджетами, и привычка везде выжимать максимум помогла, когда я оказался в большом кино. Поселение построили на 5 млн дешевле.

После «Союза спасения» я пришёл в кинокомпанию «Горизонт событий». Помогал продвигать её первый фильм «Ярды».

Каждый день наполнен адреналином. Но в работе продюсера мне не нравится то, что я отключаюсь от личного творения материала. Моё творчество заключается в упорядочивании хаоса, оно остаётся незамеченным. А хочется делать вещи, которые останутся в памяти у людей».

 

Кадр из фильма «Союз спасения» Кадр из фильма «Союз спасения»

Как снимают кино

Идея

В киностудии есть отдел разработки проектов, где мы отбираем истории. Так я нашёл проект «Внеклассные чтения». Его уже одобрило министерство культуры и выделило на съёмки субсидию. Это будет семейное кино. По сюжету, молодой специалист мечтает уехать в Лондон, но прежде ему нужно год отработать в школе. Он ищет общий язык с учениками и сам начинает читать рэп. Мне понравился посыл.

Сейчас кино тяготеет к универсальным сюжетам, понятным во всём мире: истории о мечтах и ошибках, проблемах. Хороших идей очень много, но их легко запороть и трудно развить в кино. 

Сценарий

В случае со сценарием команде важно иметь общее видение. Это получается очень редко, но мы со сценаристом «Внеклассных чтений» легко сработались. 

Сначала составляется логлайн – нужно одним предложением сказать, о чём сценарий. Определятся идея фильма, герой, проблема, противодействующая сила, с которой он сталкивается. Затем придумывается название. Пишется синопсис – краткое изложение сюжета на несколько страниц. Дальше сценарий расписывают по эпизодам: сначала с короткими фразами, потом – с диалогами.

Сценарий нашего последнего проекта мы переписывали три месяца и после четвёртой правки отправили в Минкульт. Но даже после этого его доработают, потому что сценарий – живая субстанция. Во многих проектах всё меняется от начала до конца. Обычно подготовка текста занимает полгода-год. Но всякое случается: сценарий «Кислоты», к примеру, написали за пять дней и полгода дорабатывали.

 

Юрий и Никита Михалков Юрий и Никита Михалков / Фото: архив Юрия Чалова

Финансирование

Когда сценарий написан, начинаем искать инвестора проекта. В идеальном мире лучше не совмещать функции продюсера и инвестора. Тебе слишком захочется поверить в проект и вложить в него всё имущество, набрать кредитов.

А вложенные деньги ты получишь только после проката. Можно презентовать проект министерству культуры, привлечь частные и зарубежные фонды, попробовать заключить договор с компаниями, которые распространяют фильмы.

Препродакшн

Кинопроизводство напоминает завод, где есть цеха: художественный, звукорежиссёрский, операторский. Мы проводим кастинг актёров. Пригласить звезду несложно: нужен интересный проект и бюджет, чтобы позволить себе гонорар этой звезды. Бывает, что актёр очень хочет сняться у определённого режиссёра и идёт ему на уступки в гонораре. Затем выбираем съёмочный период, место съёмок и сами строим локации. В фильме «Ярды» у нас был модный показ. Мы сняли его на заброшенном заводе: поставили свет и дорожку. Главное, чтобы на экране смотрелось правдоподобно.

К продакшену относят производство и съёмочные смены. Мы смотрим, сколько минут фильма можем снять за день. Обычно получается 2,5 минуты полнометражной картины и 6–8 минут сериала.

Все сцены в одной локации стараемся снять сразу, чтобы сэкономить бюджет. Например, один съёмочный день в «Союзе спасения» стоил от 4 до 8 млн рублей (общий бюджет – 8 млрд). Поэтому мы за несколько дней могли снять 10 сцен из начала, середины и конца.

 

Деревня, специально построенная для «Союза спасения» Деревня, специально построенная для «Союза спасения» / Фото: Вадим Заблоцкий

Постпродакшен

Материал монтируют, рисуют графику, пишут музыку, связываются с дистрибьюторами и начинают продвигать ленту.

Дистрибуция

Дистрибьюторы – это компании, которые занимаются распространением фильма в кинотеатрах. Их главная задача – убедить крупные федеральные и региональные киносети взять фильм, отправить им промоматериалы, цифровые копии и определить роспись. Роспись – это то, в каких кинотеатрах покажут фильм, какое будет расписание. Если сеансов у фильма много – значит, в него верят.

Промокомпания

В идеале рекламная кампания фильма должна начинаться с началом съёмок: ведём соцсети, рассказываем о будущем фильме или приглашаем прессу на производство. За два месяца до премьеры выходят трейлеры, звёзды появляются в «Вечернем Урганте» и на страницах журналов. Чем лучше промокампания, тем больше будет роспись.

Прокат

Фильм находится в прокате от двух до шести недель. Но если на него ходят люди, может провисеть несколько месяцев, как «Холоп». Изначально у него была небольшая роспись, но он выстрелил.

Премьеры стараются ставить на четверг, чтобы до выходных кино успели посмотреть и у него появились первые отзывы, рейтинги. Дата выхода очень важна потому, что нам приходится конкурировать с Голливудом. Скоро к нему подключится Китай. Минкульт иногда расчищает даты релизов для российских картин. Но мне кажется, что это не совсем правильно. Наше кино должно научиться конкурировать.

 

«Самое важное – уметь убеждать». Как староосколец Юрий Чалов попал в мир большого кино - Изображение Фото: архив Юрия Чалова

Сборы

Первая неделя проката приносит где‑то 50–60 % сборов. На следующих неделях сборы падают. 50 % доходов от проката себе забирают кинотеатры. Около 10–15 % – дистрибьюторы. Остаток достаётся команде.

Продолжение следует…

После проката фильм показывают на стриминговых сервисах или по телевизору. Права на него могут продать на реализацию другим компаниям. Например, в Голливуде хотят снять ремейк российского фильма «Кома».

Режиссёр может сам переснять свой фильм. Роберт Родригес снял «Музыканта» с друзьями на обычную камеру. Фильм прошёл успешно, и режиссёру предложили переснять картину уже с известными актёрами.

Есть «Бойцовский клуб», который в прокате провалился, но на DVD стал суперхитом и до сих пор выходит в прокате по всему миру. Успех любого фильма – это совокупность факторов. Важно всё, в том числе везение.

Записала Валерия Солошенко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×