Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
29 июля 2015, 16:11
 Михаил Колосов 2277

Храмовые страсти

Кому и чем мешает строительство православной церкви в Ольшанце

Храмовые страсти Пляж «Островок» близ от села Нижний Ольшанец Белгородского района. Фото Владимира Юрченко
  • Михаил Колосов

Вот такое письмо пришло не так давно по электронной рассылке во многие белгородские (а судя по списку адресов – не только белгородские) СМИ. В том числе и в нашу редакцию.

«ЖАЛОБА.

Вынуждены снова обратиться к Вам за помощью.

Ранее мы обращались к Вам по поводу протеста прихожан против строительства храма божьего на границе села Нижний Ольшанец и пгт Разумное Белгородского района Белгородской области непосредственно возле пляжного комплекса, принадлежащего Борису Деденеву. Прихожане были возмущены, что благочинный отец Сергия Колия принял сторону Бориса Деденева , который предложил свои услуги Белгородской епархии для строительства храма возле своего пляжа. Прихожан возмущает сам факт того, что в купальный сезон возле храма во время службы будут дефилировать отдыхающие на пляже полуобнаженные голубоглазые, длинноногие блондинки в бикини. Это может привести к греховным мирским соблазнам у молящихся в храме и самих священнослужителей во время богослужения. Нас удивляет , что эта очевидная истина не посетила благочинного отца Сергий Колий , а вот простые прихожане сразу же обратили внимание на это возможное богохульство. Прихожане просили отца Сергия перенести строительство храма из неподобающего места на выбранную ими площадку. Но отец Сергий не слышит их, а прислуживается к Борису Деденеву, которые незаконным путем захватил участок Нижнеольшанского леса для продажи его по баснословным ценам белгородским олигархам и чиновникам. Отец наш Иисус Христос в свое время выгнал менял и торговцев из Иудейского иерусалимского храма, но нынешние священники забыли о праведных деяниях господа нашего. Нас пугает и настораживает, что белгородское духовенство забывает о боге. Некоторые священники все больше и больше отдаляются от своей паствы. Может быть мирские соблазны у некоторых священнослужителей уже стали превыше бескорыстного служения богу?
Просим Вас прислушаться к взывающему голосу прихожан о переносе строительства храма и сохранить для будущих поколений память о погибших воинах-защитниках Отечества.
Просим Вас обратиться к Святейшему Патриарху Кириллу по существу нашего обращения.
Да вразумит нас Господь молитвами великомученика воина Димитрия Солунского.

Съедина Елена Васильевна – Координатор инициативной группы по защите Нижнеольшанского леса».

За годы журналистской работы не раз приходилось слышать о протестах белгородцев против строительства чего-либо. Спорили люди с появлением торговых центров. Возмущались возведением автозаправочной станции. Регулярно слышатся жалобы на некоторые ночные клубы и другие увеселительные заведения – мешают спать намаявшимся за день работягам. Но со столь горячим сопротивлением возведению православного храма приходится иметь дело впервые. Пропустить такое событие мы не могли.

Положа руку на сердце – пробирает. Написано с пафосом, праведным гневом и глубоким чувством – как и все словесные продукты, появляющиеся из-под пера Елены Васильевны Съединой со товарищи.  И, как  другие такие памфлеты, при внимательном изучении рассыпается в пыль, поскольку высокий гражданский стиль, как нам кажется, прячет за собой цепочку противоречивых заявлений.  
Что касается свежего обращения инициативных граждан, то первое противоречие начинается уже со слова «прихожане» – тут жалующиеся сильно забежали вперёд. Какие могут быть прихожане: храма-то в Ольшанце ещё нет и, наверное, вообще могло бы не быть, дай волю различным «инициативным группам».   

Больше всего досталось в письме благочинному – отцу Сергию. Ну не там строится храм, хоть ты тресни.  Казалось бы, земля муниципальная, решение о строительстве храма принимает Белгородская митрополия. Уж что-что, а решать, где возводить церковь, – это их епархия, извините за каламбур. Если бы спросили моего совета, где ставить церковь, я бы развёл руками. С  архитектурно-строительными православными канонами не знаком, градостроительный план и особенности местности мне неизвестны. Словом, понимаю в этом деле как всем известное животное в апельсинах. Ну так и пусть решают специалисты. Но Елена Съедина и её группа, конечно, другое дело – видимо, сплошные богословы и зодчие. Кому как не им знать, где должен стоять храм, а где нет. И, если уж на то пошло, церковь в пляжные батуты стеной упираться не будет – понятие «возле», которым машут авторы обращения,  достаточно  растяжимое.

Особую тревогу у «прихожан» вызывает возможное появление у храма длинноногих голубоглазых блондинок в бикини и моментальное, следующее за ним впадение в соблазн ольшанских верующих и священнослужителей.  Прямо бросилась в глаза эта эпическая картина: прекрасные купальщицы, только завидев на горизонте золотой купол, тут же кинутся к церкви и устроят вокруг неё разнузданные пляски. А паства во главе с батюшкой, забыв о службе, пыхтя и пихаясь, прильнёт изнутри к окнам и замочным скважинам, чтобы получше разглядеть срамоту. Поздравляю авторов обращения: у вас отличное мнение о нравственных качествах молодых белгородских женщин, ну и ваших земляков, которых, видимо, ввести в греховный мирской соблазн – раз плюнуть.

Попытаемся эти страхи развеять: я специально не пожалел времени и посидел над священными христианскими книгами. И поверьте, госпожа Съедина, не нашёл ни одной цитаты, запрещающей появление у храма длинноногих женщин с небесного цвета глазами и светлыми волосами. Более того – воспрещения находиться рядом с церковью приземистым кареглазым брюнеткам или полным шатенкам тоже не встретил.  Возможно, открою для кого-то страшную тайну –  в православии никогда не существовало ограничений:   кому можно быть в храме или рядом с ним, а кому нет.

Ещё один секрет. Возможно, авторы письма этого не знают, но практически все христианские храмы на территории нашей области (как и во всём мире) расположены в населённых пунктах, имея в той или иной степени соседства и жилые дома, и магазины, и даже рестораны. Испокон веков храмы так и строились – среди людей и для людей. Что там говорить про Ольшанец: в окрестностях Преображенского кафедрального собора  найдётся с десяток кафе,  а буквально мимо храмовой ограды постоянно – страшное дело – спешат по своим делам женщины и девушки в мини-юбках. Давайте закроем, а?

Перепало в письме и владельцу пляжного комплекса, якобы алчному торговцу Борису Деденеву. Но один факт составители письма старательно обошли стороной: один из лучших в области ольшанский пляж, оборудованный Деденевым, является бесплатным для посетителей. Хотя, как нам стало известно, бизнесмену не раз предлагали изменить эту ситуацию. Кстати, по поводу дежурного уже аргумента – заботы о памяти погибших  в районе села советских воинов.  Об этом авторы тоже почему-то не написали, но в настоящее время здесь уже возводят монумент в честь павших в 1943 году солдат и офицеров. Данный факт внимания жалобщиков не заслужил.

Да и то сказать, есть ли у активистов возможность отвлекаться на такие пустяки? За общественными делами даже до себя руки не доходят: недавно на Елену Съедину составили протокол за нарушение правил благоустройства населённых пунктов, точнее – за нескошенную сорную растительность на участке. Попросту говоря, наказали за  бурьян, щедро рассыпавший семена по окрестности. Такое лёгкое отношение руководителя инициативной группы к собственным гражданским обязанностям понятно: пока приведёшь в порядок свою землю, глядишь – а в округе уже всё позастроили храмами. Как с этим мириться?

Завершается письмо обвинениями в мирских соблазнах, обращениями к Патриарху и ссылками на великомученика Григория Солунского. Что до нас, то письмо действительно дышит мирскими устремлениями и соблазнами. Только не властей, не священнослужителей и даже не многострадального Бориса Деденева, а самих авторов письма. Если честно, эта грязная и уже порядком надоевшая история с «ольшанским протестом»  напоминает старый анекдот про студента, который пришёл на экзамен по зоологии, выучив один билет. И что бы у него ни спросили, он переводил свой ответ на блох. И можно к бабке не ходить, чтобы понять – всё, что ни построят в Ольшанце, будет поперёк горла «инициативной группе». На этот раз не повезло храму. Что станет объектом скорбных излияний дальше – покажет время.

Ну а теперь  спустимся от вопросов веры и храмового строительства на грешную землю  и попытаемся сделать выводы. У всех нас, живущих в Белгородской области, есть цели и устойчивая картина мира, причём не самая уродливая. Большинство работает, строит, любит, радуется жизни, живёт в мире с собой и окружающими. Этому большинству небезразличны доброе имя своей малой родины, взаимная солидарность, умение сочувствовать и сопереживать общим интересам. И есть некоторые люди – вздорные, беспокойные, двусмысленные. Они, как и мы, тоже имеют свои жизненные цели и задачи. Вот только решать их за счёт других не стесняются, и в этом – главное отличие между нами. Именно поэтому, госпожа Съедина, наверняка не окажусь одинок в чувстве, не вполне христианском, но сильном: нам стыдно за то, что вы в своё время стали нашей землячкой.

Наше мнение таково – ольшанскую эпопею пора заканчивать. Хватит.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×