Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
01 июля 2015, 11:24
 Ирина Дудка 1887

Хорошо забытое старое

Государство начинает объединять мелких сельхозпроизводителей в кооперативы

Хорошо забытое старое Николай Унковский. Фото Михаила Малыхина
  • Ирина Дудка

О существовавшей в СССР системе взаимодействия сельхозпроизводителей сегодня напоминают лишь заброшенные сады, разрушенные заводы и практически полное отсутствие коммуникации между участниками рынка. Отработанная годами цепочка от производства до продажи готового продукта разорвалась в 1990-е вместе с распадом колхозов и приватизацией.

Крупные компании по отдельности смогли наладить её в рамках своих холдингов. Мелкие же крестьянско-фермерские хозяйства спустя и четверть века жизни при рыночных отношениях не знают, куда себя пристроить, по привычке ожидая инициативы от государства. В свете импортозамещения государство в лице регионального правительства задумалось об объединении их в кооперативы. Перспективы такой кооперации обсудили 26 июня на выездном заседании правительства области в Шебекинском районе.

Кластер или кооператив?

Как ни назови, суть у этих терминов тождественна: нужна слаженная работа всех звеньев от производства маточного материала или сырья до прилавка магазина. В Шебекинском районе в аграрном секторе заняты больше пяти тысяч человек –  каждый девятый житель сельской местности. Доля АПК в общем объёме валового районного продукта по итогам 2014 года составила 39%.

Молоко, яйца, картофель, кабачки, фрукты, ягоды –  в прошлом году мелкие сельхозпроизводители сработали на 1,2 млрд рублей. Потенциал же в разы выше, однако расти мешает разрозненность: молока надоили, а где переработать не нашли –  сдали перекупщикам по 18 рублей за литр. Потребители в торговых сетях купили его уже по 40 рублей. Яблоки– сливы– вишни поспели, а хранить их негде, на соки– джемы никто не принимает, в торговые сети не пробиться. И вот в районе из 860 гектаров бывших колхозных садов 97% заброшены, зато 1,1 тыс. тонн фруктов в прошлом году импортировали, ведь в Китае и Турции нет проблем с хранением урожаев. Шебекинский овощной комбинат перерабатывает 15 тыс. тонн овощей, а в поставщиках только три местных фермерских хозяйства.

Глава администрации Шебекинского района Алексей Калашников видит перспективы кооперации по семи направлениям: молочное животноводство, кролиководство, садоводство и производство сухофруктов, овощеводство, производство мёда и аквакультура.

При поддержке государства

Пока из всех них сработали только пчеловоды. Объединившись в отраслевой союз в 2009 году, на сегодня они отладили поставки пчелосемей и запустили цех по переработке мёда. Об остальных кооперативах можно говорить только в будущем времени.

Молочников объединит кооператив «Мир», созданный на базе фермерского хозяйства Николая Унковского. Сейчас у него 100 коров и бычков, после объединения 50 хозяйств поголовье вырастет до 300.

«В прошлом году я выиграл грант 5 млн рублей, на него планирую запустить завод по переработке молока, буду закупать не меньше 1,5 тыс. тонн молока в год», –  рассказал Николай Унковский членам правительства в ходе их рабочей поездки по Шебекинскому району.

Коров держат полторы с лишним тысячи подворий. За 2012– 2014 годы в качестве гос–  поддержки на этот сектор направлено 28,3 млн рублей. Кооперация не только решит вопросы со сбытом молока и кормами, но и исключит из цепочки «производитель– потребитель» многочисленных посредников.

«Они все действуют по закону, но эта экономическая модель давно себя изжила, –  заявил о посредниках губернатор Евгений Савченко. –  Создадутся кооперативы, и все маленькие фермы будут с ними работать. А если будут не только производство и переработка, но и своя сеть реализации, то они смогут продавать, может быть, по 30-35 рублей и все деньги будут доставаться производителям, а не посредникам».

Нетрадиционным видом животноводства можно назвать кролиководство. Агрохолдингам оно неинтересно, поэтому нишу вполне смогут занять мелкие хозяйства. Интеграторами будущего кооператива станут научно– технический центр «Био», который разработает кормовые добавки, и «Биоритм», где их будут производить. Они же помогут членам объединения приобрести клетки и пройти необходимый курс обучения. Пушистое поголовье разводят в хозяйстве Татьяны Гончаровой. По её расчётам к концу этого года у неё будет 1200 крольчат высокопродуктивных пород, которых распродадут в 10 хозяйств.

«Производство крольчатины в районе вырастет на четыре тонны, в перспективе строительство перерабатывающего завода, где будут разделывать, фасовать и охлаждать готовую продукцию», –  сообщил членам правительства Алексей Калашников.

Флагманом кооператива производителей домашних яиц станет компания «Белянка». С 2013 года она в составе ГК «Лето», которая работает на рынке куриного яйца 18 лет. За прошедшие два года «Белянка» демонстрирует неплохую динамику роста: количество кур– несушек увеличили с 880 до 1,4 тыс., втрое нарастили выпуск яиц (до 437 млн штук) и кормов. Выручка «Белянки» в нынешнем году прогнозируется в размере 1,9 млрд рублей. В 2013 году она составляла 487 млн рублей. Продукция компании упаковывается в фирменную тару и поступает в магазины Подмосковья. Как интегратор будущего яичного кластера «Белянка» реализует по себестоимости кур– несушек и проводит консультации.

«Проект вызвал интерес на селе, уже 17 человек взяли кур, –  рассказал глава Шебекинского района. –  Частные подворья будут реализовывать домашнее яйцо на местном розничном рынке. Администрация района предоставляет бесплатные торговые места на ярмарке. К маю 2016 года участники кооператива рассчитывают получать 450 тыс. яиц».

Евгений Савченко предложил не ограничиваться интеграцией только по части производимой продукции.

«Они привозят из Подмосковья тару. Вот есть в селе Белый Колодезь заброшенная мастерская, всем оборудованная, район подведёт туда газ, воду и дорогу и можно создать таро– упаковочное производство, это тоже своеобразный кооператив: большое предприятие, а вокруг него кольцо малых. Если не соединить их, то ничего не получится», –  уверен глава региона.

Небольшим хозяйствам и подворьям остаётся также незанятая никем ниша гусей, индюшек, уток, перепелов. В перспективе и эти производители могут войти в кооператив.

Будут яблони цвести

Ещё в конце XIX века фруктовые сады крупного земле– владельца Александра Тремля и его завод плодово– ягодных вин были известны далеко за пределами Шебекинской волости. В советское время урожай перерабатывали не только в соки и вина, а ещё и в сухо–  фрукты. К примеру, в сёлах Красная Поляна и Зимовное жители со своих частных садов сушили до 80 тонн фруктов в год, а сейчас –  всего три тонны. Большетроицкий плодово– ягодный завод разрушен. Чтобы он снова заработал и смог объединить садоводов в кооператив, нужно 50 млн рублей. Вложить средства готова предприниматель Татьяна Авраамова.

«Инвестиции есть, но хотелось бы получить поддержку, потому что завод масштабный. Планируем привлечь кредиты и инвесторов, подали заявку на конкурс развития регионов», –  рассказала она.

Сейчас готовят площади под будущие здания. Первый закуп яблок на переработку планируется в ноябре, в целом завод готов принимать до 2,5 тыс. тонн фруктов и овощей, разливать 1,5 тыс. тонн минеральной воды и даже производить вино.

Сдавать сюда урожай со своего будущего сада будет фермер Антонина Амелина и ещё 40 крестьян, которые объединятся в кооператив «Золотое яблоко». Амелина планирует разбить сады в 10 гектаров на родине Тремля в селе Протопоповка.

«Первые пять гектаров сада заложим будущей осенью», –  рассказала Антонина Амелина. – У жителей соседних сёл растут яблоки и сливы, но их некуда девать, поэтому и решили создать кооператив. Компания «Зелёная долина– 2» выделит земельные участки и помещение для хранения фруктов».

Говоря о перспективах производства сухофруктов, Алексей Калашников отметил, что для этого уже закупили сушилки, продумали каналы сбыта. Максимальная себестоимость килограмма сухофруктов 25– 45 рублей, что делает это занятие довольно прибыльным.

Овощеводство тоже может стать прибыльным. Шебекинский овощной комбинат и «Белгородские овощи» охотно перейдут с китайского сырья на местное. Но для начала предстоит решить вопрос с хранилищами, и тут тоже каждому мелкому хозяйству по отдельности не выжить.

Словом, все предпосылки для будущих объединений налицо, только самих объединений до сих пор нет, и без стороннего вмешательства они вряд ли появятся.

«Кооператоры без внешнего толчка, без поддержки никогда не состоятся. Сколько бы мы грантов ни давали, все будут съедаться неэффективными издержками производства», – уверен Евгений Савченко.

Не хватает у фермеров инициативы и желания –  значит движущей силой опять станет государство, уверены в регионе.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×