Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
24 апреля 2015, 12:42
 Елена Байтингер 2953

Мотоистории Марины Миндолиной

Как девушка из Белгорода взялась возрождать российский мототуризм

Мотоистории Марины Миндолиной Марина Миндолина. Фото Аллы Григорьевой
  • Елена Байтингер
  • Статья

В ожидании нового мотосезона «ОнОнас» поговорил с Мариной Миндолиной – председателем комитета женского мототуризма Мотоциклетной федерации России.

«Я всегда знала, что путешествовать буду сама, но никогда не думала, что именно так», – начинает разговор Марина.

На встречу в кафе она пришла пешком, заказала компот из сухофруктов («С детства обожаю!») и отказалась от выпечки («А как же диета?!»). Два часа беседы – два часа живых эмоций и невероятных историй, полных приключений.

«Это была любовь с первого взгляда. Единожды побывав пассажиром мотоцикла, я тут же решила, что буду водителем. Хотя водитель из меня был ещё тот, – смеясь, вспоминает Марина. – Я не имела представления о том, как держать равновесие. Шла сдавать на права, не умея даже водить велосипед. В общем, ДОСААФу досталось. С третьего раза сдала».

К определению «байкер» Миндолина относится с иронией – говорит, оно морально устарело: так в послевоенной Америке называли мотоциклистов, не друживших с законом. В России, по её словам, совсем другие реалии: наши байкеры законопослушны и патриотично настроены.

Спорт как путешествие

На мотоцикле Миндолина объехала полстраны и посетила много разных государств. Сегодня она возглавляет комиссию женского мототуризма при Мотоциклетной федерации России.

Мототуризм как вид спорта приобрёл самостоятельный статус недавно. Появившись в конце 1930-х годов, он долгое время существовал на уровне секций и клубов и стал невероятно популярным в 80-е. В 90-е фактически перестал существовать как спортивная дисциплина и начал возрождаться буквально четыре года назад:

«Полноценным видом спорта его признали в 2011 году стараниями моих хороших знакомых из мотоклуба «Ночные волки» (Москва). Они писали петиции, собирали исторические справки на тему мототуризма и доказывали, что он имеет право находиться в федеральной спортивной структуре», – рассказывает Марина.

Так при Мотоциклетной федерации России появилась Федерация мототуризма.

«Мототуризм привлекает тем, что похож больше на путешествие, чем на спорт. Моя задача – собирать вокруг себя мотоциклисток и проводить хотя бы один ежегодный женский мотопробег», – делится планами Миндолина.

Марина Миндолина.
Марина Миндолина.
Фото Аллы Григорьевой

По пути ижевских женщин

Первый в истории Советской России женский мотопробег в 1936 году совершили жёны инженерных работников и сами сотрудницы Ижевского мотоциклетного завода. Они проделали путь из Ижевска в Москву через Казань, Горький и Владимир, чтобы продемонстрировать миру своё детище – мотоцикл Иж – и его готовность к серийному производству.

«Отважные жительницы Ижевска, жёны и матери, сели на мотоциклы, чтобы доказать – мотозавод не зря работает. В Москве их приняли на самом высшем уровне – маршал Тухаческий, например, их встречал. Признали, что мотоцикл действительно хороший, раз женщины смогли им управлять и проделать такой большой путь. Надо понимать, что для 1936 года (при том уровне инфраструктуры и с теми дорогами) это чудовищное расстояние», – поясняет Марина.

В 2013 году она взялась повторить маршрут комсомолок, только в обратном направлении: колонна мотоциклисток под её управлением стартовала в Москве и добралась до Ижевска за пять дней, преодолев в общей сложности 1 300 км. Это моторалли и положило начало официальным спортивным мероприятиям российского женского мототуризма. Интересно, что участниц пробега-2013, как и их предшественниц 77 лет назад, тоже приняли с почётом:

«Нас с девчонками лично встретил министр спорта Удмуртии – очень душевный человек. Встретил, будто мы правительственная делегация. Было очень приятно, что наш спорт признали на таком высоком уровне».

Духовное путешествие

В прошлом году Миндолина организовала второй мотопробег, который не был приурочен к какой-либо дате или событию и стал для участниц, скорее, духовным путешествием. Вчетвером (компанию Марине составили мотоциклистки из Старого Оскола, Москвы и Московской области) девушки отправились в Карелию, посетили знаменитые Соловки и Кижи:

«Карелия – прекрасный северный край, где краски ярче, а деревья выше. Потрясающие запахи, ягоды… Сосновый лес, который у нас больше напоминает посадку, в Карелии другой: ты сошёл немножко с дороги и понимаешь, что попал в чащу».

В поездке не задалось с погодой: в начале июля постоянно шёл дождь, а температура воздуха была около 6–7 градусов. Прояснилось лишь в конечной точке пути – Петрозаводске.

«Было достаточно тяжело проходить этот маршрут, но зато он нам запомнился, потому что столько эмоций, когда борешься с этой стихией… Когда вроде бы в неподходящее время преодолеваешь километры, чувствуешь себя немножко героем, Дон Кихотом каким-то», – улыбается мотоциклистка.

Туристический маршрут Марина выстраивает чётко по дням и один оставляет про запас на случай непредвиденных обстоятельств. В той поездке он как раз пригодился: посреди карельского леса у одной из участниц пробега дважды ломался мотоцикл. Но Марина говорит, что беспомощными девушки себя не чувствовали. В первый раз помогли жители ближайшей деревни: увезли сломанную технику и подыскали мастерскую в соседнем городе, второй раз – байкеры из местного мотоклуба, чьи контакты девушки разыскали в Интернете.

«Звоним, говорим: привет, мы тут на водопаде застряли, «Харлей» не заводится, можете нас забрать? Ребята попались хорошие, серьёзные: у них был свой мотоэвакуатор – автобус небольшой. Приехали, забрали нас, сопроводили до Петрозаводска, помогли заселиться в гостиницу, да ещё и экскурсию провели. А потом договорились о скидке на «комету», которая возит туристов на Кижи: у неё почему-то оказался космический ценник», – рассказывает Марина и явно снова удивляется своей же лесной истории.

Одиночное катание

В этом году мотопробег будет посвящён 70-летию Победы. Миндолина уже к нему готовится, но признаётся, что больше всего ей нравится путешествовать в одиночку:

«Нет, я не боюсь ездить одна. В действительности отдыхаю в такие моменты. Я человек очень ответственный, мне тяжело всегда даются поездки, которые я организовываю, потому что я отвечаю за людей и не чувствую себя отдохнувшей, нахожусь в напряжении. Когда еду одна, чувствую себя окрылённой. Голова свободна от всяких мыслей».

Марина говорит, что это правильно и с точки зрения безопасности: нельзя за рулём производить какие-то мыслительные процессы, что-то планировать и вычислять – отвлекает от дороги.

Ещё в самом начале своей мотожизни Миндолина сама отправилась в Москву, чтобы оттуда уже с колонной других мотоциклистов поехать в Калининград на байкшоу «Ночных волков». По дороге попала в аварию.

«Это было моё первое серьёзное падение, – рассказывает она. – Разбила мотоцикл, разбила колени. С медицинской точки зрения, возможно, травмы не страшные, но тогда я сильно испугалась».

Но до центра «Ночных волков» всё-таки добралась.

«Приехала туда, а ребята мне говорят: ой, мама дорогая, откуда ж ты такая? Штанина вся в крови, мотоцикл побитый. «Я на Калининград еду!» – отвечаю. Они мне первую помощь оказали, ногу перемотали, мотоцикл подшаманили, и на следующий день я со всей колонной всё-таки тронулась в Калининград. Там меня сразу приняли как дочь полка, потому что ну ничего себе: ходить не может, хромает, а ехать – едет!» – со смехом вспоминает Миндолина.

Марина Миндолина.
Марина Миндолина.
Фото Аллы Григорьевой

Упорство, с которым Марина добиралась до своей цели, «Ночные волки» явно оценили: признали её мисс байкшоу, подарили розовый шлем и кучу других призов.

«Это была удивительная победа для человека, который в принципе никогда не любил спорт и не участвовал ни в каких соревнованиях. Всё время казалось, что этого не может со мной быть, что я этого не заслуживаю. Хотя сначала я немножко обиделась – что я, как дурочка, буду в розовом шлеме? А потом поняла, что водители обращают внимание, что за рулем девушка, боятся и уступают дорогу. Так что розовый шлем – не так уж и плохо. Долгое время в нём ездила, а потом, когда появился мотоцикл, который у меня сейчас, я его покрасила в другой цвет», – говорит она.

Страх аварий Марина с тех пор если и не переборола, то научилась с ним справляться:

«Тут важно выдержать характер. Когда падаешь – больно, страшно, и есть люди, которые больше просто не садятся на мотоциклы. Но если ты переборол этот страх, снова сел и поехал, то он оборачивается такой любовью к мотоциклам, которую даже не с чем сравнить. Это что-то такое, что остается навсегда. Сейчас, когда происходят неприятные аварийные ситуации, я просто знаю, что нужно делать. Сейчас я уже не так боюсь».

Лучшие друзья девушки

Сегодня у Миндолиной два мотоцикла. Honda Shadow VT 1100, выпускавшийся для американского рынка и схожий по комплектации с Harley-Davidson Fat Boy, у неё с 2009 года.

«Японцы устранили все болячки, которыми болеют «Харлеи», и сделали идеальный с точки зрения транспортного средства мотоцикл. Не могу придумать себе мотоцикл лучше. Обычно люди дорастают до какого-то уровня и потом выбирают другой мотоцикл – с кубатурой побольше или иного класса, а я вот не могу его никак перерасти. Мы с ним очень близки, он какой-то мне родной», – говорит Марина.

Второй мотоцикл – Harley-Davidson XLH 1200 Sportster – девушка купила к собственной свадьбе, поддавшись импульсу («Хочу такой с голубым цветочком!»). Именно на нём Марина ездила в Ижевск. Сегодня она готовит его к продаже и уже мечтает о другом: после поездки на Балканы и в Гималаи девушка влюбилась в горы, и теперь грезит мотоциклом, на котором можно рассекать по горному серпантину.

«На чоппере поворот серпантина – это очень опасный маневр, особенно когда он больше 360 градусов. Ты закладываешь поворот мотоцикла, ведёшь-ведёшь, а кольцо идёт и не заканчивается. Спираль фактически. А потом – раз! – и в другую сторону, и тебе нужно мотоцикл переложить на другую руку, в другую сторону его наклонить, не побоятся, потому что иначе обрыв. С одной стороны, это страшно, с другой – вызывает мурашки», – восторженно сообщает Марина.

Слышишь такое и не веришь, что перед тем как сесть на первый мотоцикл, девушка не умела водить велосипед. Удивляя всех вокруг, сама Марина ничего необычного в своём увлечении не видит. Сетует только на нехватку времени на путешествия и переживает за родителей, которые до сих пор не понимают выбора дочери.

«То есть они меня поддерживают, потому что любят, но не понимают и очень надеются, что это закончится. Они думают, это прекратится с рождением ребёнка, как будто это лекарство от твоих увлечений, от самого себя. Я так не думаю. Думаю, что это никуда не денется. Если думать, что нужно что-то оставить ради ребёнка, то потом это скажется на нём же. Зачем же так себя ограничивать?»


для комментариев используется HyperComments
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×