Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 марта 2015, 15:41
 Тамара Акиньшина 2509

Школа + детский сад: удачное решение

В белгородских сёлах малыши живут со школьниками одним домом

Школа + детский сад:  удачное решение
  • Тамара Акиньшина

Причудливые петли порой закручивает жизнь. На днях она привела меня в родной детский сад.

Назад, в детский сад!

Причудливые петли порой закручивает жизнь. На днях она привела меня в родной детский сад в селе Головчино Грайворонского района. В тот самый, куда 30 лет назад меня в первый раз отвела за руку мама, где я на прогулке ела траву за деревянной беседкой, пела с нянечкой тётей Тоней песни, пока она мыла посуду после обеда.

«Берёзка» всё та же – и не та. Нет уже деревьев, росших по периметру и дававших детсаду название и тень в жаркие летние дни – их спилили из-за старости. Но прямо с порога я попала в ту же атмосферу детства с запахом манной каши, а мне навстречу сияет улыбкой моя самая красивая воспитательница Лилия Александровна. Расспрашивает о детях, журналистских делах. А я приехала как раз по работе. Узнать, как живётся «Берёзке» и дошкольным группам Головчинской средней общеобразовательной школы теперь с углублённым изучением отдельных предметов. Дошкольных групп этих – семь, а дошколят в них – 135.

«Очень много детей стоит в очереди в наш детский сад, за места каждый год – настоящий бой, – признаётся заместитель директора по дошкольному образованию Светлана Костенко».

В селе есть ещё два детсадовских объединения – «Улыбка» и «Солнышко», по две дошкольные группы на каждое, но «Берёзка» ещё в бытность свою сахзаводским садиком завоевала популярность у родителей. Группы заполнены под завязку. А детей в Головчино много: 125 малышей до 5 лет стоят в очереди на дошкольное образование. Поэтому рассматривается возможность в ближайшие годы переоборудовать под дошкольные группы здание местного Дома культуры.

В «Берёзке» как по заказу – день открытых дверей. Дети и воспитатели нарядные, праздничные. Краем глаза мы заглянули во 2-ю младшую группу – дети под руководством наставницы Инны Назаренко рисуют цветы. У «середнячков» – тоже урок рисования. Воспитатель Татьяна Шевченко объясняет малышам как раскрашивать нарисованную рукавичку. Ещё в одной 2-й младшей группе, где воспитателем работает Валентина Полякова, малыши, говоря научным языком, «развивают мелкую моторику» – играют с маленькими игрушками.

«Дошкольными группами при школе мы стали в 2007 году. Стало легче, потому что организационные вопросы теперь решаются на уровне школьной администрации. Те же продукты для детсада, например, привозят из школы. А готовят из них детсадовские повара в собственном пищеблоке, – продолжает рассказывать Светлана Вячеславовна».

У «Берёзки» есть свой музыкальный руководитель и инструктор по физкультуре, а психолог – школьный, в детсаду работает по совместительству. Дважды в неделю в старшие группы приходят учителя английского и немецкого. Запущен проект «Мультишкола» – на примере мультфильмов приходящий из школы учитель объясняет детишкам нормы поведения в той или иной ситуации.

«Благодаря объединению у нас налажена преемственность с начальными классами школы. Учителя начальных классов общаются с дошколятами. Да и мы сами водим наших старших деток в начальную школу на экскурсии – в библиотеку, в музей, на некоторые уроки. Это впоследствии облегчает их адаптацию к школьной жизни, – добавляет Светлана Костенко».

Складывается впечатление, что в Головчино формула «школа+детский сад» прижилась и вполне успешно реализуется. Но здесь дошкольные группы, как и раньше, располагаются в отдельном здании. А как уживаются под одной крышей школа и детский сад, мы увидели в селе Добром.

Королевство в королевстве

Несколько лет назад здесь была лишь основная школа, о детсаде же местные жители могли только мечтать. Потом старую школу снесли, а на её месте возвели новое и красивое здание, 1 сентября 2012 года его открыли. В две дошкольные группы набрали по 12 малышей – не только из Доброго, но и из ближайших сёл. И с тех пор школьники и дошколята зажили одним домом.

Для малышей сделали отдельный вход, а внутри школьные и дошкольные помещения хоть и сообщаются, но днём дверь между ними заперта. Получилось этакое королевство в королевстве. Светлое, с огромными окнами с видом на лес. С красивыми групповыми помещениями, уютными спальнями и буфетными, небольшим залом для торжественных мероприятий и кабинетом для воспитателей.

«Некоторые наши дошколята – младшие братья и сёстры школьников. На прогулках они встречаются, старшие «шефствуют» над малышами, получается такая преемственность поколений, – рассказывает директор Добросельской общеобразовательной школы Алла Анпилова».

Школьный пищеблок обеспечивает питанием и дошкольников, меню у малышей, естественно, своё. Музыкальный руководитель – один на всё учреждение, а вот иностранные языки дошколятам пока не преподают из-за того, что группы разновозрастные: в них собраны дети от 4 до 6,5 лет.

«Отрицательных моментов у объединения в целом нет, но одна сложность имеется. Старшие дети – более шумные, а у малышей – режим. Иногда приходится призывать младших школьников к порядку, уводить гулять на другую площадку, чтобы не кричали под окнами, где спят дошколята, – сетует Алла Вениаминовна».

Но звукоизоляция в детсадовских помещениях неплохая. Школьный шум сюда почти не долетает, звонка здесь тоже не слышно.

Из Добросельской школы мы уезжали с самыми тёплыми чувствами и ворохом ярких фотографий.

На демографических волнах

В 1990-е годы в нашей стране наблюдался демографический спад, детские сады пустели. В 2000-х, напротив, «обмелели» школы, а детсады стали трещать по швам. В Белгородской области к решению проблемы приступили сразу с нескольких сторон. Задействовали внутренние резервы: открывали новые группы в детских садах, используя для них помещения, которые в 90-х оборудовали под изостудии и комнаты сказок. А с 2005 года при школах стали открывать дошкольные группы.

Кое-где к школам делались пристройки для дошкольных групп – с привлечением на эти цели федеральных средств в рамках программы модернизации региональной системы дошкольного образования. Например, так произошло в селе Клименки Вейделевского района, где в прошлом году сделали пристройку к школе на 40 мест.

«По времени и по расходам это оказалось менее затратным, чем строительство детских садов «с нуля», – пояснила начальник отдела дошкольного образования белгородского областного департамента образования Наталья Глазунова».

Кроме того, «под крыло» дошкольного образования стали возвращаться здания детских садов, много лет назад переданные разным организациям. В 2013 году таким образом вернулось 20 помещений, в 2014 – ещё три.

В президентском послании Федеральному Собранию на 2014 год говорилось о необходимости строительства школ и детских садов под одной крышей, в едином комплексе. Для нашего региона, по словам Натальи Александровны, такая форма организации образования не нова. Школы-детские сады функционируют на Белгородчине более 20 лет.

В прошлом году в области 53 малокомплектных детских сада на одну-две группы, расположенных в приспособленных помещениях, присоединились к школам и более крупным детским садам. Физически они остались в своих помещениях, но благодаря проведённой реорганизации появилась возможность для реализации в них в полной мере стандарта дошкольного образования.

«Возможности маленьких детских садов не позволяли держать отдельного инструктора по физической культуре, психолога, музыкального руководителя, теперь же все эти специалисты могут работать там по совместительству. Кроме того, обеспечивается более чёткая преемственность дошкольного и начального школьного образования и сглаживается адаптация детей при переходе с одной ступени образования на другую, – считает Наталья Глазунова».

Принципиальных отличий между воспитательно-образовательным процессом в обычном детском саду и школе-детсаду, по словам Натальи Александровны, нет. Однако у каждого дошкольного учреждения имеются свои направления – экологическое, эстетическое и другие.

Интеграция продолжится

В 2013 году при белгородских школах открыли 22 дошкольные группы на 496 мест. В прошлом году – ещё 23 группы на 525 мест. И процесс этот, по словам Натальи Александровны, будет только набирать обороты. Подобная интеграция позволяет более рационально использовать школьные здания с учётом демографических волн. За последние три года, кстати, население Белгородской области приросло 6 тысячами малышей в возрасте от 1 до 6 лет. Почти половина из них – детсадовского возраста. По прогнозам Белгородстата, этот рост сохранится до 2017 года, а потом снова наступит спад.

В области продолжат строительство школ-детских садов и капремонт уже существующих зданий образовательного комплекса. В Белгородской области на 2015-2017 годы запланировали создать ещё 15 образовательных организаций для дошкольного и иных уровней общего образования. В 2017 году построят школу на 180 мест с дошкольными группами на 30 мест в селе Крутой Лог Белгородского района. В этом году капитально отремонтируют школу в селе Стариково Шебекинского района с размещением там 30 дошкольников. Также завершится строительство начальной школы на 100 мест с детским садом на 80 мест в селе Таврово-2 Белгородского района.



 Справка «Белгородских известий»

6298 человек – численность белгородских детей, нуждающихся в местах в детских садах области и не обеспеченных таковыми в текущем году; 1877 из них – малыши в возрасте от 3 до 7 лет;

39 432 ребёнка состоят на областном учёте на получение места в детских садах в 2015-2017 годах;

654 образовательные организации на территории Белгородской области реализуют программы дошкольного образования.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×