Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 февраля 2015, 22:17

По такому праву

По такому праву
  • Мнение

С подачи воронежского Минюста словосочетание «иностранный агент» может приобрести положительную коннотацию

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru

В середине февраля Управление Минюста по Воронежской области провело внезапную, внеплановую и чрезвычайно эффектную проверку Центра защиты прав СМИ – некоммерческой организации, деятельность которой лежит в сфере медиаправа.

Вообще-то Центр защиты прав СМИ не нуждается в представлениях в медиасообществе. Сотни раз белгородские журналисты (как и их коллеги из многих регионов России) получали бесплатные консультации от ведущих юристов. Десятки раз представители этой организации приезжали в Белгород, защищая в суде интересы редакций и журналистов. Почти в каждой редакционной библиотеке есть справочники и сборники по информационному праву, полученные на семинарах и тренингах, которые воронежские медиаюристы проводили как в Воронеже, так и в Белгородской области. Причём всё это – и консультации, и суды, и тренинги, и умные книжки – в большинстве случаев не стоили редакциям ни копейки.

Сотрудники воронежского Минюста обнаружили, что Центр защиты прав СМИ, оказывается, получал зарубежные гранты на просветительские программы. Правда, сама организация этот факт никогда и не скрывала: на любом выпущенном издании крупными буквами указано, за чей счёт его подготовили и отпечатали. Кроме того, чиновники проанализировали целый ряд интервью с Галиной Араповой, в которых она – о ужас! – характеризует некоторые нормы российского информационного права как «неэффективные» и «несистемные».

Мало того, Арапова имеет наглость возглавлять общественный совет при ГУ МВД по Воронежской области, призывая СМИ шире «содействовать ГУ МВД в разъяснительной работе, касающейся охраны общественного порядка». Она консультирует не только редакции, но и суды, сотрудничает с Федеральной антимонопольной службой, оказывает экспертную поддержку Общественной палате Российской Федерации, охотно взаимодействует с региональными органами власти, безвозмездно консультируя их по правовым вопросам.

Всё это, по версии воронежского Минюста, – не что иное, как политическая деятельность за деньги непонятных и наверняка опасных зарубежных структур. Вывод ясен: Центр защиты прав СМИ – «иностранный агент», которого надлежит занести в специальный реестр, а ещё лучше – оштрафовать на 500 тысяч рублей за то, что не зарегистрировались в этом реестре сами.

Впрочем, позицию Минюста не разделяет почти никто. Союз журналистов России, факультет журналистики ВГУ, Фонд защиты гласности и просто рядовые представители журналистского цеха выступили категорически против внесения Центра защиты прав СМИ в реестр. На оперативном совещании в правительстве Воронежской области в поддержку организации высказались спикер воронежской облдумы, начальник областного управления по взаимодействию со СМИ и административной работе, руководитель регионального управления Федеральной антимонопольной службы

Автор этих строк, как и многие белгородские коллеги, много раз получал консультации Центра защиты прав СМИ на этапе подготовки публикаций и участвовал в их семинарах. В прошлом году при поддержке воронежских медиаюристов Издательский дом «Мир Белогорья» выиграл четыре иска к чиновникам федерального ведомства, которые усмотрели административное правонарушение в наименовании должностей руководителей выпускаемых нами изданий (проще говоря, редакторов пытались наказать за то, что они проходят в штатном расписании и выходных данных как просто редакторы, а не главные редакторы).

Не так давно при поддержке тех же самых медиаюристов отбились от иска крупной строительной компании, которая требовала опровергнуть сведения из публикации «Белгородских известий». Сейчас Центр защиты прав СМИ помогает нам готовиться к суду с РЖД: госмонополия требует от редакции 100 тысяч рублей за критические публикации о её деятельности.

При этом Центр защиты прав СМИ не делит редакции на «своих» и «чужих». Он помогает любым массмедиа – государственным и частным, проправительственным и оппозиционным, «жёлтым» таблоидам и респектабельным еженедельникам, маленьким районкам и крупным федеральным изданиям. И уже этот факт никак не вписывается в концепцию «иностранного агента», стратегия которого должна базироваться на лоббировании интересов зарубежного заказчика.

Настоящий юрист по определению не может быть политиком. Потому что для настоящего юриста нет понятия политической конъюнктуры, которая позволяет менять своё мнение или позицию в угоду меняющейся ситуации. Для него есть понятие Нормы Права, которой он придерживается. В этом – залог его профессионализма и гарантия его репутации.

Парадоксально, но факт: представители ведомства, которое призвано всячески способствовать верховенству закона, фактически выступают против своих коллег-юристов. Думается, если ретивые сотрудники воронежского Минюста преуспеют в своём начинании и таки добьются включения Центра защиты прав СМИ в злополучный реестр, мы с вами станем свидетелями любопытного языкового явления: у словосочетания «иностранный агент» вполне может появиться положительная коннотация.

 


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×