Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 января 2015, 16:57
 Валерий Черкесов, член Союза писателей России 1967

Завет мастера

Евгений Носов увековечил и Белгородчину

Завет мастера Слева направо: Е. Носов, В. Астафьев, В. Жуковский. Фото Павла Кривцова
  • Валерий Черкесов, член Союза писателей России

15 января исполнилось 90 лет со дня рождения писателя-фронтовика Евгения Носова – ныне признанного классика русской литературы XX века. Его жизнь и творчество тесно связаны с Белгородчиной.

В июне 1974 года меня из Благовещенска, где я тогда жил, пригласили на совещание-семинар молодых писателей Сибири и Дальнего Востока в Иркутск, руководили которым Евгений Носов и Валентин Распутин. В один из вечеров они зашли в наш гостиничный номер. Была интереснейшая беседа. Помню, Евгений Иванович много рассказывал о родной курской природе, рыбалке, шутил, а когда кто-то спросил о его участии в Великой Отечественной войне, немного помолчав, ответил, что он, мол, больше землю копал, чем из пушки стрелял. Такая скромность фронтовика удивила нас. Позже, читая его рассказы и повести, – «Красное вино Победы», «Шопен, соната номер два», «Усвятские шлемоносцы» и другие, я тоже не находил патетических и велеречивых слов. Эта естественность и правдивость – одна из отличительных свойств как самого писателя, так и его творчества.

Евгений Носов в своей прозе увековечил и Белгородчину. В повести «Шопен, соната номер два» читаем:

«...на этих высотах, не одолённых ледником, без малого тридцать лет назад разгорелась небывалая битва… Враг, грозивший России новым оледенением, был остановлен сначала в междуречье Днепра и Дона, а потом разбит и сброшен с водораздельных высот… К маленькой станции Прохоровке, куда был нацелен один из клещевых вражеских ударов, сапёры свозили с окрестных полей изувеченные танки – свои и чужие. Мертво набычась, смердя перегоревшей соляркой, зияя рваными пробоинами, стояли рядом «фердинанды», «тигры», «пантеры», наши самоходки и «тридцатьчетвёрки», союзные «черчилли», «шерманы», громоздкие многобашенные «виктории». Они образовали гигантское кладбище из многих сотен машин».

Эти строки написаны далеко не случайно. В начале 50-х годов прошлого века Евгений Носов, будучи корреспондентом курской газеты «Молодая гвардия», часто бывал в Белгороде и в районах, которые входили тогда в Курскую область, а когда образовалась Белгородская и стала выходить газета «Белгородская правда», работал в «Белгородской правде». И его первая литературная публикация была в этой газете – рассказ «Верная дорога» (1954 год). Первую книгу Носова «На рыбачьей тропе» (1958 год) редактировал поэт-белгородец Виталий Буханов, который в то время работал в Курском книжном издательстве.

В 1965 году Евгений Носов вместе с Виктором Астафьевым приезжал в Белгород. В тот год широко отмечалось 20-летие Победы в Великой Отечественной войне. Писатели побывали в Прохоровке, где тогда открыли первый памятник – установили на пьедестал знаменитый танк Т-34. Вероятно, и цитируемые выше строки были написаны после того, как Носов побывал на Танковом поле.

Евгений Иванович дружил с фотокорреспондентом областной молодёжной газеты «Ленинская смена», ныне известным фотохудожником Павлом Кривцовым, и тот сделал немало прекрасных снимков Мастера. Дружба связывала Носова и с заслуженным художником России Станиславом Косенковым, иллюстрировавшим его произведения. Писателя знали, с ним встречались и общались белгородские прозаики и поэты.

В своё время Евгений Иванович поддержал и белгородского прозаика Льва Конорева, когда тот жил в Курске, и дал ему рекомендацию для вступления в Союз писателей. Лев Фёдорович считал его своим учителем и написал проникновенные воспоминания, в которых впервые опубликовал шестнадцать писем Мастера. В письмах много интересных подробностей о жизни Носова, но, пожалуй, самое ценное – удивительные строки о деле, которому он служил: «Вздохни глубоко и свободно и – с Богом за работу… Всё остальное – прикладное… Я зову к тому святому и каторжному труду, который требует всего тебя, полного самозабвения… Само по себе получение звания писателя – это не путёвка в рай. Это всего лишь тот колышек старта, отсчёта новой жизни, перед которым ты берёшь особую клятву и ответственность».

В год 60-летия Победы и к 80-летию со дня рождения Евгения Носова в Белгороде вышел том его избранных произведений «Костёр на ветру», подготовленный областным издательским Советом, – так Белгородчина отблагодарила писателя-фронтовика, хотя уже и после его ухода из жизни. Но лучше позже...

14 июля 2002 года, возвращаясь на поезде в Белгород, я проезжал Курск. День был ясный, солнечный. Вышел из вагона, постоял на перроне, вспомнил те недолгие иркутские встречи с Носовым. А возвратившись домой, узнал, что Евгений Иванович ушёл из жизни, и что его предали земле как раз в тот день, когда я побывал в его родном городе. Я часто перечитываю книги Евгения Носова, эти его строки накрепко засели в памяти: «Малая родина – это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения». Проникновенней о том, что так дорого и любимо, наверное, не сказать. Великий завет Мастера тем, кто ступил на тернистый путь литературного творчества.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×