Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 ноября 2014, 14:30
 Ольга Арчибасова 2750

Анатолий Вассерман: Лучше читать бумажные издания

Анатолий Вассерман: Лучше читать бумажные издания Фото Вадима Кумейко
  • Ольга Арчибасова

Гостем II Областного фестиваля науки, который прошёл в Белгороде в середине октября, стал человек, имя которого в России и СНГ уже стало синонимом слова «эрудиция».

Анатолий Вассерман – герой множества интернет-мемов, известный в Сети под прозвищем Онотоле, – поделился с Ольгой Арчибасовой своими мыслями об интеллектуальном уровне молодых белгородцев, о маршале Тухачевском, об Интернете, о преимуществах социализма перед капитализмом и многом другом.

О пище для ума: Чтобы быть более-менее умным, надо много читать. Я читаю с четырёх лет и за это время приучился думать над прочитанным. Но нужно не только думать, но и постоянно сверять результаты своих размышлений с окружающей действительностью, надо обсуждать их с другими. У меня в жизни всего этого хватало: и размышлений, и обсуждений.

О бумажных книгах и Интернете: Лучше читать бумажные издания, а не Интернет, просто потому, что бумажные книги – особенно советских времён – проходят достаточно серьёзные проверки, и там гораздо меньше шансов наткнуться на какую-то явную «липу». В Интернете значительно легче, чем на бумаге, наткнуться на какие-то ошибочные или сознательно ложные сведения, поэтому ко всему, что вы находите в Сети, нужно относиться с осторожностью. Необходимо стараться найти несколько разных мнений по одному и тому же поводу, а также оценивать авторитетность авторов этих мнений.

Об анонимности в сети: Когда вы оцениваете любое высказывание, вы оцениваете его не только само по себе, вы опираетесь ещё и на оценку автора этого высказывания, на все его предыдущие слова и дела, на то, насколько часто сбывались предыдущие его утверждения. Так вот, если высказывание анонимно, за ним не стоит прежний авторитет человека и, соответственно, вес такого высказывания намного меньше. Поэтому, когда я вижу споры по поводу того, нужна ли в Интернете анонимность или следует её вообще запретить, я обычно говорю о том, что анонимность вредит прежде всего самим анонимам. В любом случае надо стараться рассмотреть несколько точек зрения на каждый вопрос и по возможности сверять эти точки зрения с базовой, так сказать, информацией.

Об интеллектуальных играх: Наши игры называются интеллектуальными именно потому, что они не на знания, а на размышления. Вопросы составляются в расчёте на минимальный объём знаний практически в пределах школьной программы и личного опыта, вроде нескольких популярных фильмов или массовых реклам. Все участники интеллектуальных игр знают гораздо меньше, но при этом думают гораздо больше, чем кажется со стороны. Должен сказать, что по моему опыту эти игры изрядно способствуют развитию интеллекта во всех его проявлениях, поскольку думать приходится много и разнообразно. Рассуждения нужны действительно нетривиальные, и чем больше вы играете, тем больше у вас накапливается опыта. Поэтому в нашем спорте игровой стаж команды очень серьёзно прибавляет ей класс. Во всемирном рейтинге Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?» на сегодняшний день учтено более восьми тысяч команд, но насколько я знаю, в первой сотне рейтинга нет ни одной команды, играющей менее пяти лет.

О последней прочитанной книге: Перед нашей беседой я читал показания советского маршала Михаила Тухачевского, данные на следствии по его делу. У нас долгое время было принято считать его невинной жертвой кровавой сталинской тирании, но, судя по сведениям, понемногу всплывающим в последние десятилетия, кровавой тиранией там и не пахло. Из показаний маршала вырисовывается действительно страшная картина. Страшная вот почему: насколько легко от мелких разногласий внутри своей профессиональной среды можно перейти к недовольству политическим курсом страны, а потом и к попыткам заручиться помощью заведомых внешних врагов страны в надежде изменить хотя бы таким способом её политический курс. Сейчас я читаю эти самые показания, чтобы понять эту логику – каким образом человек, искренне любящий свою страну, может дойти до прямых преступлений против неё? И, соответственно, когда вникну в эту логику, постараюсь что-то написать о том, как самому себя контролировать, чтобы не выйти на такой саморазрушительный путь.

Об образовании и профессии: По базовому образованию я инженер-теплофизик, но после института теплофизикой не занимался, а сразу подался в программисты. Более двух десятилетий я работал программистом, а параллельно с этим в перестроечные времена стал довольно серьёзно интересоваться политикой. Начиная с 1994 года я занимаюсь ею уже более-менее профессионально. С конца 91-го я увлёкся политической публицистикой – это та часть журналистики, в которой автор не столько описывает события, сколько размышляет вокруг этих событий. Важная часть этих размышлений – это попытка ответить на вопрос «Что делать?». Вопрос «Кто виноват?» на самом деле чаще всего не столь важен.

О преимуществах социализма над капитализмом: Недавно вышел сборник моих статей под названием «Чем социализм лучше капитализма». Оказывается, что все известные нам недостатки социализма прямо или косвенно через длинные цепочки причинно-следственных связей вызваны ограниченными возможностями современных информационных технологий. Придя к такому выводу, я задался вопросом: когда развитие технологий снимет эти ограничения? Оказалось, что довольно скоро. По моим расчётам, не позднее конца 2022 года, а возможно, и несколько раньше, социализм станет выгоднее капитализма по всем показателям без исключения.

О самых важных книгах: Я обычно рекомендую прочесть и хорошенечко обдумать четыре книги: «Анти-Дюринг» Фридриха Энгельса, «Сумму технологий» Станислава Лема, «Слепого часовщика» Ричарда Докинза и «Структуру реальности» Дэвида Дойча. По моим наблюдениям этих четырёх книг достаточно, чтобы в общих чертах сформировать контуры цельной картины мира, а дальше уже новые факты будут её опять же пополнять, развивать и совершенствовать. Так что вот эта основа из четырёх книг – это тот базовый минимум, который сейчас нужен практически каждому.

О Белгороде и белгородцах: Впечатлений от города как таковых нет. Один день – этого явно недостаточно, чтобы что-то узнать, получить какие-то впечатления. У меня очень плотный рабочий график, выкроить время на поездки вроде нынешней удаётся очень редко, так что боюсь, что в Белгороде я оказался в первый и последний раз. Но всё-таки надеюсь, что удастся ещё здесь побывать – это как раз один из тех случаев, когда можно надеяться, но нельзя рассчитывать.

Что касается уровня белгородских знатоков, то он вполне нормальный, как раз в этом смысле всё хорошо. Хочется, чтобы в дальнейшем в – это один из очень надёжных способов развития интеллекта.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×