Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
31 октября 2014, 10:22
 Ирина Дудка 2663

Там, где бился в печурке огонь

Под Белгородом ветераны и школьники воссоздали землянку командного пункта времён Великой Отечественной войны

Там, где бился в печурке огонь Комендант воссозданной землянки Пётр Жуков. Фото Ирины Дудки
  • Ирина Дудка

Музей под открытым небом расположен на въезде в село Беловское. Вокруг землянки хорошо просматриваются остатки окопов, которые отрыли советские солдаты.

В 1943 году здесь стояли полки 81-й и 73-й Сталинградских дивизий. В землянке же располагался командный пункт 209-го полка 73-й Сталинградской дивизии.

Сколько вражеских атак отбили – не помню

В июле 1943 года противник пытался уничтожить группировку советских войск на южном фланге Курской дуги. На месте нынешних сёл Беловское, Разумное, Мясоедово шли ожесточённые бои.

– Войска стояли в лесах, и эти леса кругом изрыты окопами, здесь проходила первая линия обороны 81-й Сталинградской дивизии, – говорит комендант землянки и инициатор её создания ветеран Пётр Жуков. Сам он во время войны был подростком, но хорошо помнит, как в 1941 году враг всю зиму обстреливал сёла, как в 1942 году фашисты оккупировали деревни и угоняли пленных в Германию, как 21 месяц пришлось жить в оккупации, как в 1944 году пахал поле на корове.

– Для того, чтобы вспахать, его сначала нужно было разминировать, и я так наловчился, что меня включили в состав команды, и поэтому я тоже являюсь участником войны, – рассказывает Пётр Наумович. – Когда в 1943 году немец начал наступать, он занял Харьков и Белгород, и наши сёла оказались прифронтовыми. Фронт проходил по старому городу, Михайловскому шоссе и Крейде. 73-я дивизия заняла оборону возле Мясоедово, и вместе с 81-й Сталинградской дивизией они первыми приняли бой. Немец так их перемолотил, что от батальона оставалось по 30-50 человек.

Из воспоминаний командира пулемётной роты 2-го стрелкового батальона 209-го гвардейского Абганеровского полка Дмитрия Ширкова:

«В ночь на 6 июля мы были подняты по тревоге и броском выдвинуты в район маленького селения Генераловка. Рано утром появился самолёт-разведчик «рама». И тут же начались налёты по нашим окопам. Первый бомбовый удар пришёлся по высоте, где располагался КП, затем по всему расположению батальона. День 6 июля был солнечным и жарким, но солнце не часто пробивалось сквозь облака дыма и пыли. Потери были большие: санитары едва успевали перевязывать раненых тут же в окопах. Прямыми попаданиями в траншеи фашистские пикировщики разбили два станковых пулемёта, пострадали и их расчёты. Прямо на нас и соседний 3-й батальон двигалось около ста танков, образуя большой клин… Сколько вражеских атак отбили – не помню. В 4 часа дня я осмотрел поле боя. Начиная от речки Разуменки, в расположении 2-го и перед половиной участка 3-го батальона было уничтожено 11 танков, сотни неприятельских солдат и офицеров».

За тот бой Дмитрий Ширков получил орден Красной Звезды, а из всего батальона живыми осталось не больше 30 человек.

– Там погибло столько людей, что это знает только история, – продолжает Пётр Наумович. –Этот лес был в окружении с 5 по 13 июля. Не было ни воды, ни пищи. Воды не было, потому что старый город был запружен власовцами, и настолько там разложились трупы, что воду из Донца невозможно было пить, а наша речка была под немцами.

  • Землянка командного пункта.

  •  Экспонаты школьного музея

Никто не забыт

Почти через 40 лет после войны бойцы 73-й Сталинградской дивизии связались со школой в Беловском и в письмах просили найти землянку, в которой располагался командный пункт. Они присылали письма, документы и личные вещи, из которых постепенно собиралась экспозиция для школьного музея. А в августе 1983 года больше 600 участников боёв под Беловским приезжали на открытие школьного музея.

– Ветераны писали нам, чтобы мы к открытию музея в школе нашли землянку, но прошло столько лет, точных координат не было, я помню, ещё в 10-м классе училась, мы обошли все окрестные леса, но не нашли её, – вспоминает завуч и руководитель музея Беловской СОШ им. С.М. Остащенко Надежда Кононенко. – И вот Пётр Наумович решил детям показать, что такое землянка, как она выглядит, здесь у нас и памятников-то не было, кроме как в Мясоедово.

В 2009 году Жуков вместе с учениками Беловской школы стали рыть землянку. К созданию музея подключились и местные бизнесмены, художники и за несколько месяцев работы закончили. Теперь сюда водят школьные экскурсии, здесь проводятся песенные фестивали и просто проезжающие могут поклониться памяти павших.

– Кругом землянки окопы и ходы сообщения, их тоже надо приводить в порядок. Мы их вычистим, чтобы это место было как музей под открытым небом – как оно было во время войны, – продолжает ветеран о дальнейшей работе. – Но вот беда, наша землянка не имеет никакого исторического статуса. Мы не просим денег, нам нужно, чтобы отдел культуры Белгородского района и областное управление культуры поставили нашу землянку на учёт как исторический памятник Великой Отечественной войны и способствовали её успешной работе по патриотическому воспитанию молодёжи.

Интерактивная история

Сейчас патриотическим воспитанием занимается школа.

– Одно дело – рассказать детям, что погибло много людей, а другое – показать настоящие свидетельства войны, – продолжает завуч. – Дети могут примерить солдатскую пилотку, подержать в руках котелок. У нас есть похоронка, там указано, что вот здесь была церковь в 1943 году, сейчас её нет, но дети читают, что вот на этом месте погиб человек, видят фотографии и тогда по-другому это воспринимают.

В числе самых значимых экспонатов письма рядового Савченко, его школьные принадлежности и похоронка на него. Останки Ивана Савченко, который как раз и погиб возле церкви, перезахоронены в братской могиле в Мясоедово. Переписка с родными Ивана и другими ветеранами шла до прошлого года.

– Отправляли с Новым годом поздравления, но уже не получили ни одного письма, –продолжает завуч. – Мама Ивана Савченко два года назад собиралась побывать у нас, но родственники тогда сказали, что она в плохом состоянии и не смогла приехать.

Окрестные леса буквально усыпаны материальными свидетельствами тяжёлых боёв, и музейная коллекция в школе регулярно пополняется. Надежда Кононенко рассказывает, что дети почти каждый день приносят гильзы, а недавно нашли такой экспонат: карандаш с одной стороны, а с другой – ручка.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×