Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08 марта 2024,  16:07

Соло для флейты. О чём мечтает преподаватель Чернянской детской школы искусств

Авигея Чкареули – флейтистка, преподаватель по классу духовых инструментов

Соло для флейты. О чём мечтает преподаватель Чернянской детской школы искусствАвигея ЧкареулиФото: Алексей Дацковский
  • Статья
  • Статья

У девушки, несмотря на юный возраст, множество достижений и наград, ведь музыкой она занимается почти 20 лет. Всё благодаря поддержке своих родных. В семье Дудниковых-Чкареули десять детей, и все увлечены музыкальным творчеством.

На одной сцене

Авигея родом из Грузии, её семья переехала в Чернянку в 2011 году. По словам девушки, в Тбилиси хороший уровень преподавания музыки, но стоимость обучения высокая и не так много школ искусств. В России существует больше возможностей для развития своих талантов.

Она пошла в музыкальную школу в возрасте пяти лет и сначала обучалась игре на скрипке, как её мама Аделина. Но однажды попробовала сыграть на флейте и уже не смогла с ней расстаться:

«У нас в семье идут в обычную школу и сразу – в музыкальную, иногда её выбирают даже раньше. Музыка присутствует в моей жизни с ранних лет. Мама тоже работает в Детской школе искусств, заведует отделением скрипки. Возможно, кто‑то из младших захочет преподавать, так и династия сложится. А пока я единственная выбрала игру на флейте».

Вслед за мамой освоили скрипку младшие сёстры Авигеи – Елизавета и Вера. Ева, которая третий год подряд становится губернаторским стипендиатом, выбрала игру на фортепиано. Братья Давид и Стефан играют на кларнете, Иеремия и Рафаил – на фортепиано.

«Настя у нас крепенькая и выбрала аккордеон, – говорит она. – А самая младшая Мария пока ходит в садик и не определилась с инструментом. Мы на разных конкурсах выступали, недавно на открытии Года семьи все вместе на сцене собрались. Постоянно выбираем какие‑то музыкальные произведения, устраиваем семейные репетиции».

Из семьи Дудниковых-Чкареули можно составить ансамбль Из семьи Дудниковых-Чкареули можно составить ансамбль / Фото: личный архив

Техника дыхания

Авигея окончила Губкинский филиал института культуры. Из‑за небольшого количества студентов все преподаватели знали их в лицо и могли уделить время каждому. С 2020 года девушка преподаёт в школе искусств.

«Поначалу было трудновато, все детки абсолютно разные, – признаётся она. – Случалось, ученики бросали заниматься музыкой. Я переживала, думала, может, что‑то не так сделала. Не знала, как контакт с детьми наладить, правильный подход к ним найти. Но всё приходит с опытом, тут никакая теория не поможет, надо самому учиться вместе с ребятами. Они все уникальные и непохожи друг на друга. Сейчас есть первоклассница, схватывающая всё на лету. Но многим малышам первое время очень сложно. Они ещё нот не знают, я параллельно и нотную грамоту пытаюсь объяснить, и произведение с ними выучить. А у детей постарше начинается переходный возраст, появляются первые протесты, прогулы по неуважительным причинам. И тут тоже важно правильные слова подобрать, чтобы не обидеть и не отбить любовь к музыке».

Соло для флейты. О чём мечтает преподаватель Чернянской детской школы искусств - Изображение Фото: Алексей Дацковский

 

Она не раз занимала первые места на музыкальных премиях. Так, недавно Авигея Чкареули стала лауреатом I степени Пятого регионального конкурса преподавателей «Исполнительское творчество».

Талант девушки замечают и в области. Ей доверили выступить на Неделе Белгородской области в рамках Международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ.

«Честно, я не сильно волновалась, больше переживала за бытовые вопросы – дорога, жильё, чтобы не замёрзнуть. Тогда мороз 25 градусов был. Ведь от личного комфорта музыканта зависит качество выступления. Я всё‑таки сильно там замёрзла, и у меня болела спина. В перерыве пришлось делать обезболивающий укол. Однако на моей игре это никак не отразилось, ведь все артисты всегда стараются выкладываться на сцене по максимуму, чтобы порадовать зрителей, и неважно, что там тебя беспокоит. Но после возвращения пришлось какое‑то время отлежаться на больничном».

Соло для флейты. О чём мечтает преподаватель Чернянской детской школы искусств - Изображение Фото: Алексей Дацковский

 

Играть на флейте достаточно сложно. Первым делом необходимо освоить технику дыхания, контроль над выдохом и вдохом. А ещё нужно правильно держать инструмент и перелистывать ноты:

«Сколько я играю, столько и учусь. Что‑то новое постоянно узнаёшь. Преподаю детям уже на собственном опыте, не только по методичкам. У меня всегда на уроке под рукой инструмент, я беру и думаю, как бы упростить произведение, показываю ученику. Потом, когда он усвоит лёгкую версию, можно переходить к более сложным вещам. Конечно, каждый музыкальный инструмент непрост, но в игре на флейте охвачены не только пальцы, важна правильная постановка губ, дыхательные упражнения, постоянный контроль. Иногда взрослым сложно её освоить, а тут малыши».

Молодой преподаватель не случайно выбрала школу искусств в Чернянке, ведь она сама здесь училась. Её доброжелательно приняли в коллективе, помогли влиться в рабочий процесс, хотя первое время не всегда воспринимали всерьёз из‑за юного возраста. Но личными достижениями и заслугами учеников она добилась признания и уважения.

«Я ходила на уроки Юрия Дмитриевича Хорольского, сейчас мы с ним работаем вместе, – рассказывает Авигея. – До сих пор посещаю его уроки. Он много лет преподаёт. Не знаю, как объяснить, но есть что‑то такое цепляющее детей в его обучении. У нас мальчики с отделения фортепиано пожелали научиться играть на трубе, он начал их бесплатно обучать. И многие потом продолжают дальше заниматься, участвовать в конкурсах, в вузы поступают. А как он с оркестром детским выступает! Вкладывает в него душу. На таких преподавателей и хочется равняться».

Путь к признанию

Сейчас в классе у Авигеи Чкареули шесть учениц. В музыкальной школе часто практикуют индивидуальные занятия, и это, по мнению преподавателя, очень правильно. На своих уроках она старается не только научить детей понимать музыку и владеть инструментом, но и помочь советом, поддержать, просто поговорить:

«Я люблю детей и стараюсь бережно относиться к их чувствам. Мы можем обсудить, например, полученную кем‑то из учениц двойку в школе. Всем классом её поддерживаем, говорим: «Это не самое страшное. Ещё будет возможность исправить». Или у кого‑то котята родились, мы смотрим фотографии, радуемся. Иногда и поплакать можем вместе. И постепенно они мне открываются, у нас складываются доверительные отношения, и это замечательно. Конечно, порой бываю и строгой, но не слишком».

Девушка не только преподаёт, но ещё играет в духовых и народных оркестрах. Её часто приглашают выступать в другие районы. А в будущем Авигея планирует создать собственный музыкальный коллектив:

«Это мечта, хочется попробовать, получится у меня или нет. Но иногда времени на всё не хватает, даже на какие‑то банальные бытовые вещи. А ещё моя цель – получить высшее музыкальное образование, но тут сложность – я до конца не определилась, кем хочу быть – артистом или преподавателем. Время подумать пока есть».

Соло для флейты. О чём мечтает преподаватель Чернянской детской школы искусств - Изображение Фото: Алексей Дацковский

 

Когда в плотном рабочем графике случается выходной, Авигея, конечно же, старается провести его с семьёй – съездить к старшим братьям в Губкин или погулять с сёстрами. По её словам, с ними она «всегда отдыхает душой». Но о том, чтобы бросить музыку, девушка никогда даже не думала:

«Это не какая‑то отдельная часть моей жизни, а естественный процесс. Без музыки меня не будет. После каждого выступления я напитываюсь потрясающей энергией. Это мотивирует и даёт силы продолжать работать дальше».

Маргарита Грачёва

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×