Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
23 февраля 2024,  11:00

Справляться с неудачами. Как помочь детям пережить фрустрацию

Справляться с неудачами. Как помочь детям пережить фрустрациюФото: Вадим Заболоцкий
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Ребёнок хотел в гостях поиграть с котёнком, а тот спрятался под диван. Мечтал о крутом самокате, а родители сказали, что не могут его купить. Собирался пойти погонять в футбол, а пришлось играть гаммы. И, как результат, истерика, агрессия, непослушание.

«Это не отсутствие воспитания, избалованность или желание сделать всё назло, как считают многие. Речь идёт о фрустрации – особом психическом состоянии, стрессе из‑за невозможности получить желаемое», – объясняет психолог Ирина Розанова.

Без конфликтов

А стоит ли помогать ребёнку справляться с фрустрацией, ведь многие родители пытаются полностью защитить своих отпрысков от негативных переживаний? Обязательно, уверены специалисты. С каждым годом взросления, переходом из класса в класс у детей появляются всё более сложные задачи, как в пределах, так и за пределами их возможностей, и встречаться с фрустрацией они будут часто.

«Пропасть между успешными и неуспешными детьми часто бывает не из‑за разного уровня интеллекта, приобретённых навыков, а, скорее, из‑за разных способностей справляться с неудачами», – считает Ирина Розанова.

Но нам хочется, чтобы у малыша не было проблем в детском саду, а потом конфликтов с учителями и одноклассниками. Умирает хомячок, но крохе говорят, что он убежал. А как сказать, что бабушки больше нет? Легче придумать, что она далеко уехала.

Многие родители считают, что отрицательные эмоции травмируют ребёнка. Да и видеть его слёзы, горе и другие негативные переживания очень сложно, лучше оградить его от них. Такое воспитание называется бесфрустрационным.

«Ограждение от негативных переживаний наносит ребёнку вред. Когда он вырастет, то всё равно встретится с теми эмоциями, от которых его оберегали в детстве. Например, причиной станет злой начальник, недружелюбные коллеги и понимание, что задуманное не осуществляется. Человека накрывает отчаяние, бессилие, злость. И самое плохое – он не знает, что со всем этим делать», – говорит психолог.

Один начинает употреблять спиртное, чтобы не думать о проблемах, другой заедает стресс, а третий уходит в депрессию. То, как человек реагирует на неудачи, определяет последствия пережитой фрустрации. Кого‑то они закаляют, приводят к новым активным действиям, поискам выхода, а кто‑то всю жизнь страдает и чувствует себя неполноценным.

Родители рядом

Что может спровоцировать фрустрацию?

«Чаще всего это отказ выполнить сиюминутное желание, запрет на какие‑то действия. Несправедливое отношение родителей или других взрослых, любое препятствие на пути к желаемому», – говорит психолог.

Задача взрослых – помочь ребёнку справиться с этим состоянием. Трудностей в получении желаемого на протяжении всей жизни избежать не удастся, а вот свои реакции можно на­учиться контролировать.

Ориентироваться нужно на возраст, ведь области мозга, отвечающие за сдерживание эмоциональных импульсов, до семи лет находятся в стадии развития. До полутора лет потребности ребёнка – питание, сон и прочее – должны удовлетворяться полностью.

До трёхлетнего возраста фрустрацию нужно стараться сводить к минимуму. Например, предвидеть ситуацию и убирать опасные и ценные вещи, которые вызывают у чада интерес. Отвлекать его, переключая внимание на что‑то другое. Если кроха переживает из‑за невозможности получить желаемое, не запрещать ему плакать или злиться. Главное – увидеть, что он чувствует, без этого понимания он будет казаться капризным и невыносимым, хотя в действительности это страдающий от фрустрации малыш, который из‑за незрелой психики не может самостоятельно справиться с обрушившимися на него эмоциями.

«С трёх лет забудьте про метод отвлечения ребёнка, чтобы во взрослой жизни он не убегал от проблем, а решал их, но помогайте. Проговаривайте чувства малыша. Например, не оставайтесь дома, если кроха рыдает вам вслед, не стыдите и не высмеивайте его. А скажите, что понимаете его обиду, а он просто маленький, поэтому тяжело расставаться, но с ним останется бабушка, – советует психолог. – Или успокойте: «Тебе очень грустно, что умер любимый хомячок. Иди ко мне, поплачь, я знаю, что тебе больно».

Ребёнку важно слышать, что родители рядом, его не бросили и всегда придут на помощь. Нужно проговаривать эмоции, тогда событие лишается главного страха – неизвестности.

Важно анализировать происходящее, чтобы понять, когда ребёнок справится с проблемной ситуацией и получит нужный опыт, а когда ему нужна помощь.

«Конфликты с друзьями дети могут решить сами. Но если из‑за проблем с одноклассниками ребёнок не хочет идти в школу, он грустный, подавленный, то взрослые должны разобраться, не переживает ли он буллинг», – говорит Ирина Розанова.

Хорошо, если родители вспомнят и поделятся своим опытом преодоления трудностей с друзьями или с учителями в школе. Важно не обесценивать чувства детей, помнить, что у них нет незначительных проблем, они всё переживают на максимуме, от ярости и ненависти до чувства бессилия, разочарованности, обиды и сильного расстройства. Для них имеет огромное значение, что вы будете рядом и спокойно выдержите поток их гневных эмоций, а часто и слёз.

«Дайте им выплакать их в безопасности, рядом с вами, но не кидайтесь решать любые их проблемы. Позвольте пережить опыт преодоления трудностей самому или при необходимости с вашей помощью, – советует специалист. – Состояние фрустрации может иметь и положительный эффект, когда чувство неудовлетворённости побуждает двигаться дальше, что‑то делать и доказывать».

Елена Мирошниченко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×