Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
07 февраля 2024,  13:21
 574

Как в обычной белгородской школе готовят специалистов отрасли будущего

«Белгородские известия» пообщались с одним из талантливых учеников Майской гимназии Иваном Трофимовым

Как в обычной белгородской школе готовят специалистов отрасли будущегоФото: Алексей Дацковский
  • Статья
  • Статья

Роботы настолько прочно вошли в нашу жизнь, что никого не удивишь сейчас домашним роботом-пылесосом. Но одно дело – считать привычными механизмы, замещающие человека в быту, и совсем другое – проектировать и программировать их.

Юные инженеры

Ученики Майской гимназии приобщаются к программированию с самых ранних лет: здесь – в центре цифрового и гуманитарного образования «Точка роста» – абсолютно все учащиеся с 4-го по 9-й класс посещают краткосрочные программы. Более тысячи школьников охвачены курсом внеурочной деятельности. А вот если кого‑то заинтересовало это направление, тот уже приходит заниматься отдельно.

«Дети могут посещать центр начиная с 4-го класса, но я беру даже малышей из 1-х, потому что главное – желание, – рассказывает педагог допобразования Максим Косинов. – Мы начинаем с простого. Сперва ребята собирают передачи, изучают, как всё вращается, как каждая передача называется, а потом они применяют знания в своих машинках. Следующий этап более сложный – ученики уже делают роботов, программируют и участвуют в различных соревнованиях. Кстати, не так давно ребята из 4-го класса участвовали в самом распространённом и популярном виде соревнований в робототехнике «Робо-Сумо». И показали отличный результат: София Рожкова и Егор Мартынов на своём роботе заняли 1-е место в области, обогнав 46 команд».

Будущие чемпионы и все, кому нравятся IT технологии, приходят на занятия в просторное помещение, оснащённое по последнему слову техники. Здесь есть огромный экран, сенсорная и интерактивная доски, 11 3D принтеров и 50 ноутбуков. А главное, тут наборы конструкторов новейшего поколения – пять модулей NXT 2.0. Устройство состоит из электронных датчиков и специальных двигателей, с помощью которых можно построить робота и запрограммировать его на выполнение определённых функций.

Максим Косинов Максим Косинов / Фото: Алексей Дацковский

«По сути это микрокомпьютер, благодаря которому работают все датчики и мотор, – поясняет Максим Александрович. – Есть датчик расстояния, с его помощью робот видит препятствия, может останавливаться. Датчик освещённости, позволяющий задать программу ехать по чёрной полосе или до чёрной линии. Очень нравится ребятам работать с датчиком касания при запуске робота или его остановке. Особый восторг вызывает датчик звука, используемый для запуска. Это может быть хлопок или слово, услышав которое робот начнёт движение».

В «Точке роста» предлагают четыре направления учащимся по возрастам. Ученики 4–6-х классов осваивают курс «Робототехника. Лего». Ребята постарше занимаются по программе «Промдизайн 3D», а также «3D моделирование» и «3D печать». Часть школьников учится управлять беспилотным летательным аппаратом и программировать коптер. Кстати, есть здесь для занятий маленький аппарат, который можно запускать прямо в аудитории, и второй, предназначенный для фото- и видеосъёмки. Дальность полёта у него 10 км, высота полёта – 5. Но он, конечно, служит пока только как наглядное пособие. И четвёртое направление для самых продвинутых – это программирование, позволяющее делать мини-анимации и создавать мини-игры.

 

Как в обычной белгородской школе готовят специалистов отрасли будущего - Изображение Фото: Алексей Дацковский

«Ученики развивают мышление, мелкую моторику, но главное – они понимают, что конструируют, – говорит педагог. – Могут, например, сами собрать бытового робота, миксер или машинку. Но ребятам нравится, что они не только могут соединить что‑то из готовых запчастей, но и сами выступить в роли создателей. Например, нужна шестерёнка, значит, необходимо её точно смоделировать, чтобы потом всё сошлось и вращалось. Делаем чертёж, моделируем и только потом отправляем в 3D печать».

От теории к практике

У многих воспитанников «Точки роста» пока только просыпается интерес к IT направлению, но есть и те, кто уже добился потрясающих результатов и свою жизнь намерен связать с технологиями будущего. Один из таких – ученик 9-го «Б» класса Иван Трофимов.

 

Иван Трофимов Иван Трофимов / Фото: Алексей Дацковский

«Здесь я с 1-го класса. Сначала заняться инжинирингом и программированием мне посоветовали родители – мама Мария Викторовна и папа Виктор Владимирович, – рассказывает Ваня. – Они сказали, что в будущем это направление будет востребовано и хорошо, если я обучусь основам. Тогда я просто согласился с их мнением, но когда сам попробовал, мне действительно понравилось. С 5-го класса я стал ходить в «Кванториум» и уже четвёртый год занимаюсь IT-направлением».

Иван уже изучил 3D моделирование, веб-разработку, написание кода на различных языках программирования. Теперь он запросто может, например, смоделировать танк на компьютере.

«В программе есть базовые фигуры – куб, цилиндр, шары и так далее, – из которых и создана машина, – поясняет будущий инженер. – Недели полторы-две ушло на то, чтобы создать танк. После учёбы приходил, садился и делал. Теперь его можно напечатать на 3D принтере, а можно использовать в кино как макет. Эту военную машину я делал к фестивалю, посвящённому 80-летию Курской битвы, и занял 2-е место в областном конкурсе».

Как в обычной белгородской школе готовят специалистов отрасли будущего - Изображение Фото: Алексей Дацковский

 

Это далеко не единственное достижение юного IT-конструктора – Иван Трофимов взял одну из престижнейших наград Всероссийского конкурса «АгроНТРИ 2023». Это обучающий проект, созданный Фондом содействия инновациям по инициативе региональных российских IT компаний, которые работают в сфере цифрового сельского хозяйства. Его воплотили в жизнь для того, чтобы приобщать молодёжь к аграрной отрасли и показать её развитие и цифровизацию.

Первый этап конкурса состоялся в заочном формате, где участники слушали лекции и решали предложенные задания по темам, а потом проходили итоговый тест. Второй этап был очным на базе Белгородского аграрного университета.

«Я участвовал в номинации «Агророботы», для которой построили специальный полигон из клеток 80 на 80 см, – рассказывает ученик. – На каждой клетке находился объект, например курятник или коровник. Наша задача была, управляя роботами с помощью джойстика, выполнять задания: вспахать поле, взять сено и отвезти его в коровник. За каждое испытание давалось определённое количество баллов, а в конце заезда они подсчитывались. Например, ты кормишь кур зерном, а они тебе дают яйца, которые нужно собрать и отправить на склад. Или выкопать редис и тоже отвезти на склад, потом отвезти коровам сено. Если работать слаженно, грамотно построить тактику, то всё довольно легко. У нас была команда из двух человек. Мы распределили, кто что делает, выполняли все задания и получали за это баллы».

По результатам областных соревнований Иван Трофимов и ещё двое ребят прошли в финал. К нему готовились, обкатывая уже знакомый полигон в аграрном университете.

 

Как в обычной белгородской школе готовят специалистов отрасли будущего - Изображение Фото: Алексей Дацковский

«У нас сложился хороший тандем с аграрным вузом. Наши партнёры предоставили ученикам возможность потренироваться: выделили полигон, на котором в течение трёх дней ребята катались, управляя роботами, отрабатывали тактику и тренировались, – рассказывает Максим Косинов. – И вот результат – мы заняли 2-е место в России на конкурсе «АгроНТРИ». А в 2021 году мы тоже участвовали – конкурсантка взяла 3-е место. Что касается Ивана – это заслуженная награда, поскольку он способный, активный, умный и инициативный парень».

Будущее за ними

Центр «Точка роста» – это не только место, где развивают цифровую грамотность, творческую, проектную деятельности, познавательную и социальную активность учеников. Здесь идёт большая профориентационная работа.

 

Как в обычной белгородской школе готовят специалистов отрасли будущего - Изображение Фото: Алексей Дацковский

«Максим Александрович у нас совсем недавно, третий год, но ребята идут к нему с удовольствием, – считает замдиректора по работе с одарёнными детьми Елена Корнейко. – Он вырастил уже немало призёров. Ваня – гордость гимназии, но есть и другие звёздочки, которых открыл наш педагог. Например, третьеклассник Фёдор Хохлов – призёр многочисленных конкурсов, в прошлом году был удостоен благодарности главы района. Приятно, что у ребят всё получается, а ещё они делают первый шаг в направлении тех профессий, которые сегодня являются приоритетными».

Иван Трофимов уверенно говорит о том, что своё будущее свяжет с IT-технологиями и даже выбрал, куда собирается поступать – в Санкт-Петербургский университет ИТМО. А пока продолжает со своим педагогом работать над новым проектом.

 

Елена Корнейко Елена Корнейко / Фото: Алексей Дацковский

«Сейчас в России набирает популярность общероссийское общественно-государственное движение «Движение первых», а в этом году у них стартовал проект «Акселератор», – поясняет Иван. – Туда можно предложить свою идею проекта. Мы с командой разрабатывали лагерь для психологического восстановления. Я моделировал корпус проживания, спортзал, столовую – всю инфраструктуру. Предусмотрены здесь и так называемые зелёные классы – небольшие помещения на улице для того, чтобы психологи могли заниматься семьями, где можно посидеть и пообщаться».

Как в обычной белгородской школе готовят специалистов отрасли будущего - Изображение Фото: Алексей Дацковский

 

Арина Беседина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×