Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 января 2024,  17:33

Без коммутаторов и переключателей. Как работают связисты в белгородском приграничье

Сотрудники белгородского филиала Ростелекома рассказали, как восстанавливают Интернет и телефонную связь

Без коммутаторов и переключателей. Как работают связисты в белгородском приграничьеФото: Алексей Дацковский
  • Статья
  • Статья

Наши корреспонденты вместе с техническим директором компании Владимиром Шаталовым выехали в Шебекинский округ.

На смену устаревшим технологиям

В результате обстрелов ВСУ в Новой Таволжанке были повреждены не только дома, но и социальные объекты, нарушена связь, за которое отвечает отделение АТС, расположенное в центре посёлка. 

Ночью 1 июня 2023 года сотрудники связи от местных жителей узнали, в каком состоянии эта станция. Люди успели сообщить, что пропал Интернет и перестали работать мобильные телефоны. Позвонил недалеко живущий от АТС мужчина, тот, у кого работал стационарный телефон. Именно такой способ связи оказался выигрышным в момент опасности.

«Только через неделю после массовых обстрелов мы смогли приехать и оценить ущерб. Оборудованию АТС хорошо досталось: в здании вылетели все стёкла, – рисует картину трагических событий ведущий сервисный инженер Владимир. – Затем приступили к восстановлению АТС. Нужно было закрыть контур здания, чтобы в помещении обезопасить оборудование от влаги и ветра, в ход пошли подручные материалы и плёнка. Хорошо, что оборудование находится в одном блоке, там быстро навели порядок. Сейчас уже всё остеклили». 

Владимир Владимир / Фото: Алексей Дацковский

 

По его словам, из сотрудников никто не отказывался от поездок на обстреливаемую территорию. Белгородцы понимали, что нужно наладить связь. У крепких и мужественных ребят, прошедших службу в армии, не возникало лишних вопросов. Сам Владимир имеет военный и технический опыт: в Санкт-Петербурге служил связистом, был командиром отделения в звании старший сержант, имеет опыт сварки подводных кабелей связи. Награждён знаком «Отличник связи». Девять лет назад пришёл с братом в Ростелеком. О таких людях говорят, что они – уникальные штучные специалисты.

«Мы знаем, что связь необходима. Тем более в такое непростое время и на такой непростой территории. От нас многое зависит, поэтому мы осознаём всю ответственность», – объясняет инженер.

Вторая остановка нашего автомобиля возле искорёженной груды металла. Прямым попаданием ВСУ уничтожили магистральный и климатический шкафы, контейнер АТС. Тогда сеть связи Ростелекома здесь практически перестала работать. 

 

Без коммутаторов и переключателей. Как работают связисты в белгородском приграничье - Изображение Фото: Алексей Дацковский (архив)

В передвижной лаборатории

Чтобы снизить затраты на восстановление оборудования, компания работала с перспективной идеей: внедрить новую технологию GPON и охватить ею все домохозяйства в белгородском приграничье.

«Мы приняли решение не восстанавливать старую медную инфраструктуру, а внедрить современную технологию GPON. Рассматривалось два вопроса. Первый, чтобы не было возможности вследствие новых обстрелов уничтожить инфраструктуру полностью. И второй – устаревшую технологию DSL восстанавливать нерентабельно. Мы посчитали, что строительство новых сетей обойдётся нам практически в такую же сумму, что и ремонт прежней. В результате после обсуждений, защиты проекта приняли решение: связь в Новой Таволжанке отстроить заново. Технология предусматривает установку компактного оборудования и прокладку воздушной линии – оптоволоконного кабеля, растянутого по железобетонным опорам ЛЭП. В результате население получило Интернет со скоростью 250 мегабит. Наш проект в Москве поддержали, выделили финансирование», – рассказывает технический директор Владимир Шаталов.

Владимир Шаталов Владимир Шаталов / Фото: Алексей Дацковский

 

С сентября в Новой Таволжанке, несмотря ни на что, велись монтажные работы.

«Два месяца назад поступила задача – восстановить разрушенные линии связи. Мы поменяли технологию, и уже работы на этом участке завершаются. В январе у местных людей появилась возможность подключить качественные услуги связи, – объясняет начальник отдела строительства, технической инфраструктуры Станислав Чернобаев. – Здесь у нас работает подрядчик с двумя бригадами, всё выполняется в срок. В 2023 году в Борисовском, Краснояружском районах и Шебекинском округе мы обеспечили технологией GPON почти 17 тыс. домохозяйств. Охватываем по границе почти 400 километров».

На одной из крайних улиц монтажники устанавливают муфту на электрический столб. Рядом находится разбомблённый дом с забитыми фанерой окнами. Вокруг звенящая тишина. Место работы бригады – передвижная оптическая лаборатория, на базе автомобиля «Соболь». Монтаж воздушной системы по новой технологии разработал представитель подрядчика Евгений Николенко.

 

«Ранее мы ремонтировали социальные и коммерческие объекты: ветклинику, больницу, магазины, сейчас строим сеть GPON. Вы видите монтаж разветвительной муфты на электрическом столбе. В лаборатории идёт подготовительная работа оборудования, ведётся сварка волокна – два кабеля заводится в муфту. После установки к ней подключатся абоненты из ближайших домов в радиусе 300 м», – объясняет он.

Работа в приграничье не самая спокойная. Сотрудники неоднократно попадали под обстрелы. Момент появления дрона или начала артобстрела не предскажешь, нужно быть готовым быстро спуститься и спрятаться в укрытие, чтобы переждать. 

«Помимо своих профессиональных навыков, сотрудники обладают как минимум силой воли, чтобы сюда повторно приезжать. Попав один раз в ситуацию балансирования на грани жизни и смерти, второй раз уже только мужественный человек может приехать и продолжить работу», – подытоживает Евгений.

Теперь стёкла бронированные

Переезжаем в Шебекино, где располагается сердце связи – центральная АТС, питающая город и ближайшие сельские поселения. Размещается она в здании, где огромные стеклянные окна заменяют часть фасада в переходах и фойе.

Сюда попали снаряды «Града», повредив угол здания, козырёк над крыльцом, и металлический забор, но самое катастрофическое – в строении не осталось ни одного стекла. Во дворе пострадали автомобили, в том числе один из броневиков. Сейчас кузов повреждённой бронемашины отрихтовали. Лобовое стекло ещё предстоит поменять, автомобиль периодически используют для выездов по месту на небольшие расстояния.

«Когда население вывозили из города в безопасное место, узел связи работал. Сотрудники здесь постоянно не находились, но ежедневно приезжали. На блокпостах их пропускали. Тогда не было электричества, но у нас работал генератор, которому подвозили дизельное топливо. Заодно ребята оценивали состояние аппаратуры. Работа не прекращалась ни на секунду, хотя персонал не присутствовал. Управляли дистанционно. Оборудование всё уцелело. Правда, один раз вышел из строя генератор, но его заменили», – рассказывает Шаталов.

 

Сейчас в здании идёт ремонт на первом и втором этажах, меняют двери, делают внутреннюю отделку стен. Стёкла установили бронированные, это при необходимости защитит человека от осколков.

Специалист по станционному оборудованию Иван показывает нам установленные на АТС телекоммуникационные шкафы: 

«Это АТС конца 1990-х годов, она уже прошла свою амортизацию. Сейчас все АТС – это сервера, на которых установлено соответствующее программное обеспечение. Но такое оборудование надёжное, оно не пострадало, мы продолжаем работать», – говорит сотрудник.

 

Владимир добавляет:

«Поэтому и переходим на мировую технологию GPON, она очень простая, патенты на неё не нужны. Приобретаешь оборудование, настраиваешь его и работаешь. Что касается аппаратуры, которую мы посмотрели сейчас, – от неё отказываемся. В стране сегодня большое внимание уделяют импортозамещению. И наша компания занимается разработкой собственного оборудования для новых современных технологий. Думаю, в скором будущем увидим его на рынке. Будет полностью своё производство».

На втором этаже – диспетчерская, где принимает от пользователей звонки специалист по связи Сергей

«Ко мне поступает информация, если где‑то плохая связь или отвалился Интернет. Чаще всего жалобы однотипны. В сутки проходит в среднем 50 вызовов. Когда люди в спешке уезжали из 40-тысячного города, через несколько дней был всплеск заявлений на отключение услуг связи, в сентябре – ноябре пошёл обратный процесс: все стали подключаться, так как вернулись домой». 

 

Как оказалось, 1 июня Сергей работал, во время обстрела его контузило. После лежал в больнице, потом с семьёй жил в белгородском пункте временного размещения, в августе вернулся домой в Шебекино. 

Одновременно с нашим разговором специалист принимает звонок – очередной вызов на улицу Шумилова. Решили расспросить абонента о состоянии связи на сегодняшний день. Хозяин квартиры Дмитрий Усачёв рассказывает, что сейчас Интернет в городе – главное богатство для семей с детьми, ведь они учатся дистанционно.

«Перебои бывают раза два в неделю, обстрелы не прекращаются. Но бригады приезжают в течение часа, устраняют поломку. Все с пониманием относятся и уже привыкли к тому, в какое время и где мы живём», – комментирует мужчина.

Сергей Сергей / Фото: Алексей Дацковский

 

Владимир Шаталов объясняет:

«Мы не выбираем место, где размещать свои сети. По всему приграничью, включая Ровеньский и Вейделевский районы, населённые пункты подключены, зачастую связь нужна даже в серой зоне, то есть за периметром, где стоят российские военные, и там жители такими же телефонами пользуются. Ничего не поделаешь, приходится ремонтировать».

Сотрудники компании добавляют: если человек выезжает из дома и не пользуется услугами связи, оплата и пеня не начисляются. Он должен обратиться по контактному телефону Ростелекома 8 800 450–01–50 и сказать, что не проживал там определённое время. Сотрудники проверяют по трафику, если информация подтверждается, то оплата не начисляют. 

Елена Ховхун

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×