Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
28 сентября 2023,  13:58

Наделена не только Божьим даром. Ольга Слепнёва более полувека служит театру

Наделена не только Божьим даром. Ольга Слепнёва более полувека служит театруФото: Елена Ховхун
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Ольга Слепнёва не знает, что в ней зародилось прежде: любовь к литературе или театру. Уже 53 года она остаётся идейным руководителем при постановке пьес народного театра. Отвечает за художественное наполнение создаваемых произведений, подбирает актёрскую труппу, ставит задачи, формирует сценические образы персонажей.

На театральной площадке она, как сказали бы раньше, ответственное лицо. Театр, в котором она служит, носит название «Все свои» и в полной мере зависит от её профессионализма. Итак, приоткроем занавес Валуйского любительского театра районного Дворца культуры и спорта и познакомимся с яркой, талантливой женщиной.

Не убивайте моего папку

Сейчас воспоминания Ольги Васильевны бесценны, потому что только она знает, как начинался театр маленького провинциального города. Любовь к своей малой родине она сохранила с детства. И куда бы жизнь ни отправляла – в Свердловск (сейчас Екатеринбург) или Белгород, её всегда тянуло назад, к истокам, и возвращало в рамки маленькой, но такой любимой сцены, на подмостках которой она очутилась, будучи трёхлетней. О своём папе, легендарной личности – Василии Филипповиче Зеленском она рассказывает с придыханием. Одержимый с молодости любовью к искусству, он работал в колхозе трактористом-экскаваторщиком. Жили они тогда в Мандрово, недалеко от Валуек. Самодеятельный художник – его карикатуры, сделанные карандашом на полях передовиц, были известны не только в их колхозе, но и в районе – прославился тем, что собрал при сельском клубе любительский театр и играл в нём всю жизнь.

«Ставили тогда чеховского «Медведя». Отец – в образе Луки. В эпизоде, где стреляются, он падает к ногам директора школы, который играл главного героя. А я в этот момент сидела в зале, на коленях у мамы. Я срываюсь, бегу на сцену, обнимаю его лежащего и, рыдая, кричу: «Не убивайте моего папку!» Таким был мой первый выход на сцену. Спектакль я сорвала, занавес закрыли. Мне было три года, но папа сказал: ну вот, у нас родилась актриса», – улыбается Ольга Васильевна.

Тогда она поверила ему и обрела внутреннее состояние театрала. Интересна и более поздняя биографическая деталь, как она полюбила литературу. Бабушкина Библия всегда лежала на столе. Пятилетняя Оля случайно прочитала маме слово, потом другое, та очень удивилась, ещё больше удивлялась бабушка, которая наблюдала, как внучка постепенно осваивает её настольную книгу.

 

Наделена не только Божьим даром. Ольга Слепнёва более полувека служит театру - Изображение

«Других попросту не было. Я прочла её от корки до корки. Это была такая поразительная сказка. Я её одолела. А потом «глотала» всё подряд. Разговаривала плохо, приходила к соседям и просила «книску» – ещё шепелявила. А потом читала всё, что давали. Засыпали мы под отцовское чтение на ночь, с тех пор я с классикой не расстаюсь», – вспоминает режиссёр.

После восьмого класса, для повышения уровня знаний, девочку отправили к тёте в Свердловск. Она там училась в девятом классе и занималась в театральном кружке. Но юной барышне не хватило силы и стойкости духа, очень соскучилась по родителям и вернулась домой. Десятый класс окончила в Насоновской школе, где до сих пор в школьном музее хранятся под стеклом её сочинения. Но здесь, вопреки наставлениям родителей, душа уже тяготела к театру сильно.

«В газете «Валуйская звезда» я как‑то прочитала, что поставили спектакль «Васса Железнова». За него Валуйскому театру присудили звание народного театра. Я пришла в старый на тот момент Дом культуры. В большом холле стоял огромный человек. Я представилась, сказала, что я Оля Зеленская, живу в Мандрово и хочу быть в театре. Я готова бросить школу и работать здесь уборщицей. Он наставительно произнёс, что я должна сначала выучиться, – продолжает рассказ Ольга Васильевна. Этого человека она уже не увидит никогда, но Валуйский театр сыграет огромную роль в её судьбе».

Наделена не только Божьим даром. Ольга Слепнёва более полувека служит театру - Изображение

Валуйская Виринея

Выбор профессии определила учитель Анна Николаевна, она считала, что Олечка Зеленская должна быть только педагогом, но с этим институтом не сложилось, на «четвёрку» сдала историю и не прошла по конкурсу. В Белгородском культурно-просветительном училище объявили дополнительный набор на театральное отделение. Она помчалась туда, сыграла и спела, очаровала на экзамене комиссию.

«Учёба была лучшими годами моей жизни. Мои учителя – режиссёр Семён Наумович Бак, Екатерина Васильевна Стёпкина. Я благодарю их за всё, что сейчас умею. Преподаватели научили меня преданности искусству, вере, жертвенности. До сих пор я могу приходить на репетиции в любое время и беззаветно люблю служение театру», – утверждает собеседница.

За полгода до окончания в училище от Валуйской администрации приехал представитель, Олю вызвали к директору и спросили, хочет ли она после окончания учёбы вернуться на малую родину и служить в театре. Студентка ответила согласием, и неожиданно для себя и своей семьи стала получать ежемесячный аванс до окончания учёбы. Сейчас она с трепетом рассказывает, как, будучи дипломированным специалистом, пришла на должность режиссёра театра.

«Тишина, ребята разбирают ёлку, меня встретило время новогоднего послевкусия. В коридоре я увидела девушку, которая подшивала газеты. Мы познакомились, это была методист Дома культуры Лида Морус. Мы общались с ней всю жизнь, до её ухода в мир иной. Меня принял Юрий Дмитриевич Сысоев, уже другой директор. Театра на тот момент не было уже два года, я стала собирать людей, и ко мне пришло море народу», – делится впечатлениями Ольга Васильевна.

Наделена не только Божьим даром. Ольга Слепнёва более полувека служит театру - Изображение

 

Костяк труппы составили активные пенсионеры. Первый спектакль на валуйских подмостках – «Виринея». Ставила его под себя, играла главную роль, и работу приняли на ура. По её воспоминаниям, зал был забит битком, зрители смотрели с упоением, а потом долго аплодировали.

«Сейчас, к сожалению, не всегда так бывает. Приходит мало зрителей, но нас учили: если пришли даже три человека, играйте для них. Возможно, ты спасёшь кого‑то своей игрой, потому что театр – это школа жизни. Мы душу свою обнажаем на сцене и не стыдимся этого, – эти слова как заклинание произносит представитель старой театральной школы».

«В наше время я такой отдачи не вижу. Может потому, что театр переживает кризисные моменты, но надеюсь, что всё вернётся на круги своя и это искусство займёт достойное место. И мы будем наслаждаться игрой местных актёров, которые приходят к нам, не считаясь со временем и обстоятельствами жизни».

Наделена не только Божьим даром. Ольга Слепнёва более полувека служит театру - Изображение

Спектакли на зоне

В 1972 году Ольга стала лауреатом областного смотра, а спектакль «Лесная песнь» получил областное признание. В нём одновременно играли 20 человек. По тем временам – шедевр.

«Комиссия после окончания говорит, давайте на сцену актёров, мы хотим на костюмы посмотреть, у вас они особенные. А это обыкновенная крашеная накрахмаленная марля. Денег на костюмы не было, поэтому ухитрялись делать так. И это было сказочно красиво», – вспоминает режиссёр.

Потом поставили «Отважное серд-це» и показали его на зоне. Заключённые принимали сердечно. Ольга Васильевна говорит, когда появлялась Сонька Золотая Ручка, её встречали восторженно, потому что этот персонаж был им близок.

Большой проблемой для актёров были неотапливаемые в 70-е сельские клубы.

«Как‑то ставили мы «Дуэль» Мара Байджиева. В этом спектакле действие происходит летом на берегу Иссык-Куля. По сценарию там загорают, купаются. Мы все в купальниках, а в зале два градуса. Актёры вышли на сцену, отыграли на одном дыхании. Аплодисментов не было слышно, потому что зрители хлопали в варежках. Мы холода не чувствовали – отдались действию. Нас охватили эмоции. Театр покоряет вершины», – улыбается она.

Конечно, в эти годы влюблённый в своё дело человек работал на износ. Каждый год новый спектакль, а иногда и два нужно вывести на сцену. За всю театральную жизнь она даже не помнит, сколько их было. Возможно, около сотни.

 

Наделена не только Божьим даром. Ольга Слепнёва более полувека служит театру - Изображение

 

О цензуре говорит неохотно: жёсткости не помнит, но кое‑что не разрешали. Например, в 80-х даже имитацию питья спиртного, это иногда доходило до абсурда, если образ героя построен в пьесе на «рюмочку надо принять». А как‑то запретили сочетание слов «алтарь Отечества», пришлось переписывать сценарий. Но со спектаклем «Свои люди – сочтёмся» связаны нелёгкие воспоминания.

В 2023 году он отгремел на валуйской сцене с большим успехом. Все говорили о новых костюмах и находках режиссёра, а лет 30 назад режиссёр и тогдашние артисты изрядно расстроились из‑за постановки по пьесе Александра Островского. Тогда победа на областном конкурсе обязывала к участию на всероссийском этапе, проходил он в городе Сочи, а в жюри входили именитые режиссёры. Репетиция прошла с успехом, а когда вышли на сцену – провалились с треском.

«Может, мы перемёрзли ночью в кемпинге. Утром испытывали внутреннее опустошение, ступор. Сыграли плохо. По смыслу я провела параллель с новыми русскими, которые на тот момент только появлялись. При разборе спектакля на меня накинулись: разве это Островский? Липочка в укороченном платье, Аграфена Кондратьевна едет на Большове, словно на борове, Подхалюзин разбрасывает бумажки по сцене, и тут я услышала: пока театр жив, Островского так ставить никто не будет», – грустно говорит Ольга Васильевна.

Окончания конкурса они не дождались и уехали домой. А через два года по телевизору режиссёр увидела постановку другого театра и узнала свои наработки, за которые её тогда отругали. Заноза в душе сидела долго.

 

Наделена не только Божьим даром. Ольга Слепнёва более полувека служит театру - Изображение

Цветы из бутонов

Сейчас в труппе 30 человек. Спрашиваю, сколько же за 53 года прошло людей через мастерство и эмоции Ольги Васильевны? Она, улыбаясь, рассказывает такую историю. Как‑то пришёл человек и говорит: наконец‑то я приехал и попал к вам. А она не узнала его. Тогда он напомнил, где и что играл. И начались объятия и слёзы.

«Их было так много, что я даже не узнаю их. Сосчитать всех невозможно», – улыбается она.

Она по‑прежнему любит выращивать «цветы из бутонов», как называет своих актёров. Сама уже на сцене не играет, но огромное удовольствие доставляет ей открывать таланты.

Такое счастье дарят воспитанники. Восторженно она рассказывает о музыканте Володе Бортникове, который очень не хотел играть в коллективе, аргументируя тем, что он уже состоявшийся вокалист и духовик и, по его словам, ему это не надо. Долго они вели диалог, договаривались, а во время премьеры он так раскрылся, что зрители были удивлены, поражены и очарованы им.

«Ольга Васильевна повсюду, она может искать декорации, поправлять платье, кому‑то давать советы. Всеобъемлющий человек. В театре я открыл для себя новое, учитывая проблемы с дикцией, не думал, что получится. Да и много текста нужно было учить. А сейчас рад, что у меня получилось», – делится Бортников.

А будущих Липочку и Жанну д’Арк в одном лице Ольга Васильевна нашла в библиотеке. Девушка подбежала и, волнуясь, громко и твёрдо спросила: «Вы возьмёте меня в театр?» Сейчас Дарья Любасова играет ведущие роли, поступила в институт культуры и даже работает со своей наставницей в одном коллективе. Анатолий Мурысин, баянист, тоже открыл для себя мир театра и уже весьма успешно сыграл Пигмалиона и Подхалюзина. Для Екатерины Акуленко действо на сцене дело привычное, она уже почти пять лет совмещает две труппы: православную и «Всех своих». Для неё театр – это преодоление себя и поиск новых образов. И все они безмерно благодарны одному человеку – Ольге Слепнёвой.

«Я всегда с людьми очень легко сходилась, мама учила: принимай людей с лучшей стороны, так и делаю. Стараюсь поступать мудро. Отношусь ко всем с большой любовью и уважением. Я не судья им. Все мы имеем право на ошибки. Актёр должен любить людей, всё, что он в себе аккумулирует, он несёт зрителю», – говорит заслуженный работник культуры, почётный гражданин города Валуйки и Валуйского района Ольга Васильевна Слепнёва.

И сейчас она сохраняет необыкновенную лёгкость в движениях, стремительность мысли и преданность профессии. Не может без театра жить, дышать. Судьба её удивительна, ведь сцена, драматургия и талант давно слились в единое целое.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×