Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 сентября 2023,  11:34

Мир большой и разный. Для чего в грайворонской «Капельке» сажают гречиху

Мир большой и разный. Для чего в грайворонской «Капельке» сажают гречихуФото: Алексей Дацковский
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

«Алло, бухгалтерия? – деловито кричит в трубку маленький директор фирмы. – У нас тут песок просят, примите заказ!»

Четырёхлетний пацан по повадкам натуральный бизнесмен, и мы еле сдерживаемся, чтобы не рассмеяться. Но он сам и его товарищи-дошколята серьёзны и сосредоточенны: не совочками в песочнице ковыряют, а играют в самые настоящие «процессы». Цель игры у педагогов – научить малышей действовать более эффективно, в духе всем известных «бережливых технологий». По большому же счёту – это практический урок из жизни, когда ребёнок постигает, что как в мире устроено, анализирует разные ситуации и ищет оптимальные пути их решения.

Таких познавательных игровых проектов в грайворонском детсаду «Капелька» много. Мы условно назвали их социализацией детей, но слово какое‑то скучное. На самом деле всё происходит весело, дружно, на подъёме и интересно всем: и воспитателям, которые «рулят» процессами, и малышам, с удовольствием примеряющим на себя взрослые роли.

Заказ исполнен 

Мы же досматриваем песочную эпопею. Заказчица Сашенька приносит заявку на песок в фирму нашему артистичному директору: «Здравствуйте, я строю дом, мне нужен песок». Тот звонит в бухгалтерию, бухгалтер обращается в гараж, просит выделить грузовой автомобиль.

— Я здесь, – с готовностью надевает каску водитель, берёт пропуск и показывает его сотруднику, стоящему на шлагбауме.

В карьере грузовик старательно под завязку нагружает экскаватор (эх, взрослым бы специалистам такое усердие). Сценарный ход подсказывают воспитатели, но дети по ходу импровизируют, заодно речевые навыки тренируют, как выясняется. Директор фирмы смотрит на часы и сокрушается: «Процессы идут, но медленно».

Вместе с воспитателями детвора решает, как выполнить заказ ­быстрее. Точно! Директор может напрямую позвонить в карьер, назвать номер машины, которая заберёт песок. Проигрывают ситуацию заново, чтобы убедиться: так на самом деле быстрее. «Заказ исполнен», – докладывает водитель. Довольные, все отправляются на настоящий детсадовский обед.

«По похожему сценарию мы придумываем самые разные игры с полезными навыками. Дети играют в них с удовольствием, а потом и дома ещё пересказывают, чем занимались, что нового усвоили, то есть закрепляют знания», – делится заведующая детским садом «Капелька» Наталья Горшкова, фонтанирующая идеями, которые делают жизнь в дошкольном учреждении насыщенной и интересной.

Совершенно очевидно, что высокий рейтинг сада и его востребованность – результат этой неуспокоенности и энтузиазма педколлектива.

 

«Умная» мини-теплица

А Наталья Константиновна ведёт нас в поля – полоски земли с зерновыми.

«Сеяли их, чтобы ребята понимали суть работы на земле, могли видеть плоды труда аграриев, – объясняет задумку руководитель детсада. – Здесь растут культуры, которые дети встречают каждый день в виде продуктов: гречиха, рожь, овёс. Они видят, как выглядят растения до переработки, могут потрогать их руками, понять, откуда на столе хлеб и каша».

Не так давно неподалёку был и огород с овощами, но урожай уже убрали, а собственноручно выращенные плоды дети продали на ярмарке, торговые ряды которой устроили тут же. Кабачки, тыква, лук, морковь, зелень, между прочим, пользовались большим успехом. Вырученные деньги пошли на нужды детсада. Дачникам, которые не знают, кому подарить очередную партию кабачков, можно поучиться у ребят, как извлечь из своих трудов двойную пользу.

Ребята между тем наперебой вспоминают, как работали в огороде и что у них выросло: глаза горят, видно, что это им в удовольствие.

«Скоро у нас снова будет ярмарка, будем продавать рассаду земляники», – рассказывают воспитатели, помогая дошкольникам рассаживать розетки по кассетам.

Есть в детсаду и зимний агрономический вариант: «умная» мини-теплица, которую приобрели за средства муниципального гранта. Сама по себе она – пример того, что любое производство сегодня можно запрограммировать с помощью компьютера, будь то выращивание растений или изготовление машин. Вот и в парнике можно задать нужные параметры влажности, настроить капельный полив, освещение, как в настоящей теплице. Агрономами на этом участке работает средняя группа. Весной ребята выгоняли в тепличке луковицы гиацинтов, которые подарили мамам (сколько было радости у всех: настоящие цветы от детей к 8 Марта!). Сейчас выращивают разные растения, за которыми они наблюдают как в настоящей лаборатории, постигая основы научного подхода.

 

Отряд эколят

Активно в саду продвигается экологическая тема, для которой создали отряд эколят – молодых защитников природы. Есть в нём самые разные персонажи, у каждого свой образ и костюм. Специально для нас эколята показывают, как правильно сортировать мусор: раскладывают пластик, стекло, металл, органику, бумагу в разные контейнеры.

«Воспитательная подоплёка этого процесса в том, что дети приучаются к цветовой маркировке при сортировке мусора, как это принято в мире, а по большому счёту – к чистоте и порядку», – поясняет происходящее Наталья Горшкова.

Опытный педагог уверена, что воспитанники детсада хорошо усвоили уроки: они и родителей просвещают, почему это нужно делать.

 

Важные уроки

К традиционным детским играм в дочки-матери в саду тоже подошли по‑своему, и они получили новый смысл.

«У нас малыши приходят в группы к ребятам постарше. И пятилетки с трёхлетними детками играют, опекают, заботятся о них. Это не кук­лу убаюкать, а живого ребёнка, природа такого процесса совершенно иная, – рассказывает руководитель детсада. – С другой стороны, маленькие тянутся за старшими, копируют их, учатся быстрее и всё происходит естественно, как и бывает обычно в жизни».

А вот за красиво накрытым столом «жена» кормит «мужа» вкусным обедом. По‑моему, тот доволен и вниманием, и обедом. Муж, жена, дети, забота друг о друге – то, что вчера считалось прозой жизни, в сегодняшнем гендерном мракобесии стало настоящей традиционной ценностью. Кажется, это один из самых важных уроков, который необходим нашим детям.

Ну и конечно, всё, что касается быта, услуг, здоровья доносится до детей через игры в доктора, магазин, заправку, парикмахерскую. Как в каждом детском саду. Но не в одном мы не видели, что на кассе «покупатель» рассчитывается деньгами, а не нарезанными бумажками. Всё по‑настоящему, да.
 

Музей на заданную тему 

Ещё очень понравилось, что воспитатели в «Капельке» практически не читают лекций перед сидящими детьми на заданную тему, а приглашают их… в музей. При этом музей создают для каждого случая специально. Например, хотят рассказать о России, показывают картины с историческими местами страны, готовят костюмы разных народов, карты, национальные блюда, чтобы представить наш мир наглядно, понятно и во всём разнообразии. Говорят, очень эффективно работает.

Ещё недавно мы сетовали, что детям в садиках и школах дают теорию, не привязанную к реальной жизни. В «Капельке» ребят к ней готовят полным ходом, причём делают это творчески, с фантазией и любовью. А такие уроки, как мы все понимаем, не проходят даром. 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×