Старожилы вспоминают, что в 1970–1980 годы ливнёвка была по всему городу, но со временем её постепенно закатывали в асфальт, перекрывали и не уделяли должного внимания содержанию. Сейчас перекапывать дороги специально для обустройства ливнёвок дорого и совсем неумно. Поэтому самым приемлемым для бюджета способом, наверное, является обустройство ливнёвок на тех улицах, где ремонтируют дорожное полотно. К такому мнению склоняется и народный эксперт Виталий Вдовенко.
В 2012 году «делом о сливе» в Белгородской области занималась даже прокуратура, куда написали уставшие от незапланированных водных процедур жители Строителя. Тогда сотрудники прокуратуры провели проверку и обратились в суд, который обязал городскую администрацию провести инженерные изыскания, разработать проект и построить систему для отвода ливневых потоков. Всё это в Строителе наверняка сделали, ведь сроком окончания работ значился июнь 2013 года. Белгородцы в прокуратуру, видимо, ещё не писали, поэтому им остаётся лишь выкладывать в соцсетях фотографии залитых улиц и соревноваться в прыжках в длину через быстрые потоки воды.
В прошлом году на сайте «Народной экспертизы» на проблему в очередной раз обратил внимание народный эксперт Дмитрий Савкин.
«Годовая норма осадков для нашей местности составляет примерно 550 мм, а суточный максимум осадков на уровне 83 мм. Существующая канализационная сеть не имеет возможности принимать ливневые стоки. Предлагается строительство канализационной сети для приёма дождевых и талых вод и отвода их либо на станции очистки, либо в водоёмы. Это позволит избавиться от потопа на улицах», – написал он.
Идею обсудили на заседании отраслевой экспертной комиссии по рассмотрению проектов при департаменте строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области и пришли к выводу, что она целесообразна в форме проекта.
Первый заместитель начальника управления дорог общего пользования и транспорта области Сергей Евтушенко тогда констатировал, что в Белгороде нет единой системы ливневой канализации и эта проблема актуальна. Председатель комиссии Анатолий Давыденко отметил, что реализация идеи требует тщательного планирования и контроля, а главное – значительных капиталовложений. За их отсутствием проект так и не был воплощён.
Развитие сети ливнёвок прописано и в стратегии развития Белгорода до 2025 года. Там же значится и соответствующая программа «Реконструкция и развитие ливневой канализации в городе Белгороде на 2008–2011 годы», исполнителем которой указан департамент строительства и архитектуры. На реализацию этой программы из бюджета городского округа выделялось 87,5 млн рублей. Впрочем, ливневую канализацию строили не только за счёт бюджета, но и с привлечением внебюджетных инвестиций.
«Показатель «доля протяжённости улично-дорожной сети города, оборудованной ливневой канализацией в общей протяжённости улично-дорожной сети» достиг значения 23,5 % при запланированном значении – 25 %, что вызвано необходимостью проведения проектно-изыскательских работ по строительству ливневой канализации», – сообщили в организационном управлении администрации Белгорода результаты первого этапа развития сети ливнёвок.
Если следовать стратегии, то и второй её этап – до 2016 года – в числе мероприятий по обеспечению устойчивого развития города тоже предполагает строительство сети ливневой канализации, правда, уже без конкретной программы и объёма её финансирования.
Сколько всего денег из городского бюджета потратили на обустройство ливневых стоков и что сделано после 2011 года, дабы устранить потоп на улицах города? Какая часть программы выполнена в 2014 году? Проводилось ли исследование, где расположены самые проблемные участки? На многочисленные запросы журналистов, касающиеся развития Белгорода, департамент городского хозяйства упорно не отвечает…