Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
01 сентября 2023,  11:00

Пробудить что‑то важное. Почему чернянские школьники торопятся на уроки к Алле Шалимовой

Педагог рассказала «Белгородским известиям», в чём секрет её успеха

Пробудить что‑то важное. Почему чернянские школьники торопятся на уроки к Алле ШалимовойАлла ШалимоваФото: Алексей Стопичев
  • Статья
  • Статья

Каким должен быть настоящий учитель? Какими качествами и знаниями должен обладать? Эти вопросы мы задали заслуженному учителю Российской Федерации, почётному работнику образования Алле Шалимовой.

Она учитель истории средней школы № 2 посёлка Чернянка. Здесь она преподаёт с 1996 года. Как пришла после окончания БелГУ, так и работает по сей день. Её любят ученики и уважают родители. Да и профессиональное сообщество давно оценило труд преподавателя. 

«Начинаю с интриги»

Алла Шалимова словно вплывает в класс: грациозная, статная, с прямой спиной и плавными движениями – настоящее воплощение благородства и спокойствия. Но при этом Шалимова никогда и ни с кем не общается свысока, наоборот находит общий язык с учениками и, мало того, умеет их заинтриговать.

«Чтобы детям было интересно, их нужно удивлять и заинтересовывать, – уверена учитель.  – Потому всегда стараюсь проводить уроки по‑разному, материал подавать нестандартно. Часто начинаю с интриги, говорю: «У нас сегодня тема сложная, но очень интересная». Рассказываю увлекательный исторический сюжет. У ребят сразу возникают вопросы, и это отлично работает. Мы потом выбираем пути решения проблемы и сравниваем с тем, что произошло на самом деле».

Алла Шалимова родилась в Чернянке, с медалью окончила школу. Её старшая сестра поступила на исторический факультет в педагогический институт. Это событие стало решающим и для Аллы Ивановны:

«Тогда, конечно, я не представляла всей сложности профессии. В советской школе было много учителей-мужчин. Работа считалась престижной, и к учителям всегда относились с глубоким уважением. Многие мечтали стать педагогами. Вообще, если брать то время, учителя в нашей школе были очень интересными людьми. Это были отличные специалисты, разносторонние во всех смыслах, мне очень хотелось быть похожей на них».

Пробудить что‑то важное. Почему чернянские школьники торопятся на уроки к Алле Шалимовой - Изображение Фото: Алексей Дацковский (архив)

Главный критерий

Шалимова рассказывает, что родители сегодняшних учеников тоже учились у неё:

«Приносят фотографии, говорят: «Вот, вы нас учили!» Это очень приятно, что тебя помнят. Я никогда не стремилась к каким‑то наградам, победам. Но всегда, когда готовлюсь к урокам и провожу их, думаю об одном. Что ответят дети, когда придут из школы домой, на вопросы родителей: «Что было на уроках? Что запомнилось?» Хочется, чтобы что‑то осталось в памяти, чтобы про твой урок рассказали». 

Для учителя, по её словам, всегда остаётся главным критерием не то, как оценит работу руководство, а как воспримут её дети и родители. 

«В своё время меня учили, что знания и компетенция очень важны, но подача и воспитательная составляющая должны присутствовать обязательно. Задания мы выполняем вместе с учениками, стараемся сделать урок разнообразным, нескучным. Я стремлюсь научить детей хорошему, светлому, в том числе на примерах исторических личностей».

В разговоре о детях заслуженный учитель заметно преображается:

«Вы знаете, они делают нас лучше. Дети по сути своей очень любознательные, поэтому не позволяют нам засиживаться. Я всё время работаю с максимальной отдачей, каждый день происходит что‑то новое, интересное. Я даже не представляю себе однообразную работу. Считаю, что труд учителя не терпит монотонности. Чтобы быть интересной для детей, нужно постоянно развиваться, идти в ногу со временем. Стать для них примером, какими были наши педагоги. Тем более я учитель истории, обществознания, сейчас ещё и финансовую грамотность преподаю». 

Пробудить что‑то важное. Почему чернянские школьники торопятся на уроки к Алле Шалимовой - Изображение Фото: Алексей Стопичев

 

Ученики Шалимовой занимаются исследовательской работой, делают проекты. Один из них представлял свою работу в Москве, в финансовом университете при Правительстве РФ. 

«И я должна соответствовать этому уровню», – отмечает педагог.

Взгляд в будущее

Алла Шалимова говорит о будущем профессии и признаётся:

«Конечно, были времена, когда неловко было признаться, что ты учитель, потому что работал за копейки. В одно время педагог чуть ли не стал синонимом неудачника. Но у меня было стойкое внутреннее убеждение, что такое не может быть долго, что это закончится, изменится. Иначе что будет со страной? Когда ситуация стала меняться – я была счастлива». 

Шалимова рассказывает, что сейчас, если кто‑то из ребят говорит, что хочет выбрать работу учителя, она никогда не отговаривает: 

«Да, признаюсь, профессия сложная, но желание поддерживаю. Конечно, к учителю растут запросы социума, общества, увеличиваются и требования. Но тем ценнее выбор детей. Мне небезразлично, кто придёт работать в школу, потому что это будущее России. В учителя должны идти те, кто любит людей – порядочные, справедливые. Тогда и они вырастят такое же поколение».

Алла Ивановна рассказывает, что в чернянской школе особое отношение к патриотическому воспитанию, а также о том, что из их учебного заведения ежегодно несколько человек поступают на педагогические факультеты.

Она уверена, что в школе очень важны преподаватели-мужчины:

«Сейчас у нас женщин больше в образовании, хотя я считаю, что должен быть баланс, как в семье. И мужское, и женское воспитание одинаково важно, у каждого свои плюсы. Мужчины менее формальны, воспитание у них более строгое, но это не всегда минус».

Пробудить что‑то важное. Почему чернянские школьники торопятся на уроки к Алле Шалимовой - Изображение Фото: Алексей Стопичев

 

— Хорошо, если ученики много вопросов задают? – интересуюсь у неё.

— Очень хорошо, – уверенно кивает Алла Ивановна. – Если задают вопросы, значит, на уроках интересно. Значит, сумел пробудить что‑то важное для детей.

Алексей Стопичев

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×