Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
03 августа 2023,  01:57
 Арина Беседина 426

Вербница, Радоница и Мокошь. Кто живёт в домашнем музее красногвардейской мастерицы

Вербница, Радоница и Мокошь. Кто живёт в домашнем музее красногвардейской мастерицыФото: Валерия Шатько
  • Арина Беседина
  • Белгородская правда
  • Арина Беседина
  • Белгородская правда

Так уж устроен мир, что малыши его познают через игры. И если мальчики больше осваивают оружие и машинки – они станут защитниками и добытчиками, то девчонки играют в кукол – шьют платьица, кормят, гуляют с ними – примеряют роль хранительниц очага и будущих мам. Время проходит, игрушки уходят на чердаки и в чуланы. Но есть и такие люди, которые пронесут любовь к детской забаве через всю свою жизнь, превратив в изысканное увлечение.

И обязательно веник

К рукоделию Галина Пащенко пристрастилась с детства – мама научила дочку шить и вязать. Поэтому у её кукол всегда имелись самые модные обновки. Уже повзрослев, Галина Николаевна как‑то увидела в Интернете вязаные игрушки. Это настолько увлекло мастерицу, что на свет из‑под её ловких спиц появились целые наборы героев популярных мультфильмов. К Буратино добавлялись Пьеро, лиса Алиса и кот Базилио, к Чиполлино присоединялся граф Вишенка, а репку тащили бабка с дедкой. Настоящие мастерицы – очень экономные люди. Вот и наша героиня, увидев, что от вязания остаются нитки, сразу стала думать: куда бы их приспособить? Снова подсмотрела на просторах Сети идею делать из остатков пряжи куколок. И уже это увлечение привело к новой рукодельной любви:

«Когда я увидела славянские куклы-обереги, меня это захватило с такой силой, что я стала изучать не только способы изготовления, но и саму их историю, – рассказывает мастерица. – Оказалось, что каждая из них имеет свой смысл и хранит вековые традиции».

Мастерили их изначально из простейших природных материалов – веточек деревьев или лозы. Постепенно начали добавлять ткань, а со временем некоторые из куколок стали изготавливаться только из материи.

«Все куклы-столбушки делятся на три вида: игровые, обереговые и обрядовые, – поясняет Галина Пащенко. – Каждое название говорит о своём предназначении. Первые делались просто для развлечения деток, а два других – строго для определённого действия».

Галина Пащенко со столбушкой «Ведущая в жизнь» Галина Пащенко со столбушкой «Ведущая в жизнь» / Фото: Валерия Шатько

Детские игровые куклы славяне мастерили чаще всего из дерева в виде фигурок людей, животных и птиц. А вот обрядовые готовили исключительно к определённому событию. Например, для таких важных зимних праздников, как Коляда. В руки хозяюшки вкладывали символы добра, благополучия – два мешочка, один – с зерном, другой – с солью. И обязательно веник, которым выметали из дома всё плохое.

Или взять куклу-оберег Масленицу. Зима всегда считалась временем испытания для славян, которое связывали с образом Морены – богини зимы и смерти. Её изображали в виде старухи, чьё соломенное чучело, сделанное в человеческий рост или выше, сжигали в костре. Гораздо позже в некоторых регионах России именно эту фигурку стали называть Масленицей. А вот настоящую куклу к этому дню мастерили в предпраздничные дни. Ритуальной игрушке полагалось иметь яркие одежды и пышную грудь, что означало пришествие солнечного тепла, окончание сильных холодов, пробуждение природы и начало работы на земле. Правда, век её всё равно был недолог: в течение всего года она служила талисманом, а в следующем её либо сжигали, либо бросали в реку за день до праздника, приговаривая: «Старое сожжено, новое найдено!»

«Славяне очень любили весну. После тяжёлых зимних дней она воспринималась как пора пробуждения, поэтому встречали её с радостью и очень много ей куколок посвящали, – рассказывает Галина Николаевна. – Вот, например, Вербница делалась на Вербное воскресенье, Радоница – к Пасхе. В коллекции мастерицы много обрядовых кукол. Есть и Покосница. Такие обереги хозяюшки мастерили для своих мужей, чтобы те охраняли косцов от порезов».

С позитивными эмоциями

Обережные куклы, как правило, делались для конкретного члена семьи, а защищающие – для всего рода. С их помощью люди пытались улучшить урожай, отогнать болезни, завести семью. В ход шли ткани, нитки, ленты, шнурки, бусины, пуговицы. Важнейшей составляющей при изготовлении амулетов считалось настроение: нужно вкладывать позитивные эмоции, делать в хорошем самочувствии и с большим желанием. Всё должно совпасть, чтобы получился гармоничный и красивый результат.

Образ своих героинь Галина Пащенко искала долго. Зная общие каноны изготовления, она стремилась передать в каждой игрушке своё видение. Определялась и с размером – делала и маленьких, и больших, но остановилась на одном – около 30 см в высоту. Сначала задумывается образ будущего творения, затем начинается творчество: основу составляет столбик (потому и называется кукла столбушкой), который либо накручивается из ткани, либо ею обматывается заранее заготовленный. Потом крепится голова, а дальше по слоям надевается одежда. В финале уже можно выбирать, какие бусики у неё будут, какой передничек, что будет в руках и так далее.

А вот лица у кукол-столбушек нет. Практически все славянские обережные игрушки его не имеют. Согласно древнему поверью в кукол могли вселиться злые духи, поэтому их и оставляли безликими. Но глядя на работы Галины Николаевны, так и не скажешь – у каждой красавицы виден и характер, и свой темперамент, к тому же можно легко определить – девочка это или взрослая женщина. Например, кукла Рябинка, у которой платочек по‑девичьи повязан. Одноимённое дерево у славян считалось почитаемым, оберегающим семейное счастье, поддерживающим в доме атмосферу любви.

А вот глядя на Мокошь, которая избавляет хозяйку от бед и огорчений, не усомнишься в её возрасте. Сразу понятно – перед тобой взрослая женщина, потому что куколка в традиционной славянской шапочке с рожками. Это старинный символ чадородия, который ассоциировался с образом плодоносной коровы.

Удивительная выставка

Говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Посмотреть на замечательных кукол-столбушек Галины Пащенко и узнать историю каждой из них лично от автора можно в краеведческом музее Бирюча. Здесь с 1 июня до 30 августа куклы-обереги представлены на специальной выставке. В экспозиции около 50 самых разных работ мастерицы. Вот – Материнское благословение, которую делала мама, выдавая дочку замуж. Привязывала ей на пояс две фигурки – мальчика и девочку. В завершение свадебной трапезы отрывала их и дарила молодым, желая им плодовитости. А куклу – образ дочери – оставляла себе, чтобы та согревала душу матери. Восьмиручка или Десятиручка – тоже предназначались молодой жене, чтобы помогать ей за детьми ухаживать и дела по дому выполнять. Зато Шестиручка делалась исключительно для рукодельниц.

На выставке можно встретить и других удивительных столбушек. Чего стоит только одна Кумоха, что обнимает 12 лихоманок: Трясовицу, Огнею, Знобуху, Гнетею, Грудицу, Глухею, Костоломку, Желтуху, Пухнею, Корчею, Глядею, Невею. В славянских мифах – это злые демоны в облике женщин-сестёр, которые по ночам нападают на людей, вытягивая из них все соки. Кукла-подменка должна была сбить с толку лихорадку, которая, признав в ней себя, вселялась в оберег вместо кого‑то из домочадцев.

Впрочем, здесь можно встретить просто красивых столбушек: Тульчанку с бубликами на шее, Северное Сияние, которая перенесёт в край оленей, юрт и снегов, Новгородскую красавицу и других куколок. Это фантазии мастерицы, основанные на знании этнографии.

Кукол много не бывает

Но куклы-обереги – это недавняя любовь Галины Пащенко – около двух лет занимается ими мастер. И это самая малочисленная часть огромной кукольной коллекции, что с любовью, выдумкой и вкусом сделана её руками. Основная сокровищница живёт дома у мастерицы. Более 300 кукол из самого различного материала уютно расположились на полках в разных комнатах. Вот вязаные герои, особняком стоят фарфоровые куколки. Кстати, их мастер делает давно и тоже сама, используя только готовые ручки, ножки и головки. Золушка, Снежная королева, чукчи, казашка в национальном костюме, даже Грушенька из романа Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы». Каждая из кукол так точно описывает образ, какой хотела передать мастерица, что даже игрушками их не назовёшь.

Ловкими спицами созданы герои книг и мультфильмов Ловкими спицами созданы герои книг и мультфильмов / Фото: Валерия Шатько

В таком ремесле без помощника не обойтись. Им всю жизнь является муж Галины Николаевны:

«Всегда спрашиваю, что она задумала, над чем работает, – рассказывает Иван Пащенко. – Да и заготовки для кукол – моих рук дело. Бывает, что приходится прогонять её из‑за швейной машинки – прошу, чтобы глаза поберегла. Ну а то, что в доме много кукол, – это хорошо. Если перестанут умещаться здесь – придётся второй дом для них строить».

Скорее всего, так и будет, потому что энергии и изобретательности у бирючанской умелицы не отнять. Неделю или месяц работает над одной, а как только она готова – сразу же берётся за другую:

Фарфоровые красавицы – юные барышни с миловидными личиками Фарфоровые красавицы – юные барышни с миловидными личиками / Фото: Валерия Шатько

«Тканей у меня много в запасниках, да и фурнитуры хватает. Сейчас работаю над столбушкой Золотая Хохлома, – делится планами Галина Пащенко. – Идею подсказала сама ткань, которую я увидела. Я ведь куколок своих не продаю, бывает, что дарю очень близким, дорогим людям. А когда мне говорят, что у тебя уже ставить их негде, я просто улыбаюсь в ответ – куколок много не бывает!»

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×