Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 июля 2023,  10:13
 Арина Беседина 95

Оживающие в масштабе. Как дети познают историю с помощью моделизма

Оживающие в масштабе. Как дети познают историю с помощью моделизмаФото: архив музея
  • Арина Беседина
  • Белгородские известия
  • Арина Беседина
  • Белгородские известия

В прохоровском музее «Битва за оружие Великой Победы» отдельный стенд посвящён конструкторам. Их вклад в победу и ежедневный, если не сказать еженощный, труд невозможно переоценить. Всю войну конструкторское бюро постоянно работало над усовершенствованием техники – танков, самолётов, боевых кораблей. А теперь самым юным посетителям экспозиции прохоровского музея интересно попробовать себя в роли изобретателя.

Это не составляет труда: достаточно подойти к интерактивному кульману и с помощью него сделать чертёж штурмовика или танка. А ещё лучше – собрать самому боевую машину из маленьких деталек. Этому ребятишек научат в Детском конструкторском бюро, которое располагается здесь же.

Не игрушки, а копии

Моделизм – это вид технического творчества, который позволяет изготавливать визуально точные, уменьшенные копии моделей самолётов, автомобилей, кораблей, бронетехники, архитектурных объектов. История этого направления ведёт начало со времён Древнего Египта. Старейшие находки данной тематики восходят к Х веку до н. э. и представляют собой копии кораблей того времени, выполненные из раскрашенной глины и дерева.

Следующим шагом в развитии моделизма стали так называемые «построечные» модели. С их помощью сооружали настоящие корабли: деталь в мини-копии увеличивали до настоящих размеров и изготавливали, заменяя нужную часть 
корабля. Так строилось всё судно. Кстати, здесь впервые применили термин «масштаб».

Технический прогресс не стоял на месте, создавались новые машины и, как следствие, их модели. В конце XVIII века появилась первая модель паровой машины – паровоза. В XIX веке стали популярны первые сборные модели автомобилей, а вскоре и самолётов.

Первую сборную модель-копию придумал англичанин Джеймс Стивенс. Он и стал основателем компании Skybird, выпустившей такую модель в масштабе 1/72. Этот размер по сей день считается эталоном для многих производителей сборных моделей.

Первый набор для сборки представлял собой бумажный пакет, в котором находились инструкция, выпиленные по контуру детали, стойки из проволоки, детали из жести и наждачная бумага. Увлечение оказалось настолько популярным, что уже к концу Второй мировой каталог моделей фирмы знаменитого производителя насчитывал свыше 120 единиц. Кстати, пригодились они и во время войны: стендовые модели использовались при обучении личного состава королевских войск для распознавания вражеской техники.

В дальнейшем появились сборные модели вертолётов, зданий, сооружений, фигуры экипажа и участников военных действий, а также целые масштабные композиции – диорамы.

Для самых терпеливых и усидчивых

Технологию стендового моделизма решили взять на вооружение и в Прохоровке – в 2021 году на базе музея открыли Клуб юного конструктора. Началось всё с конкурса моделистов «Ожившие в масштабе». Решили набрать небольшую группу, но идея вызвала такой ажиотаж, что пришлось разделить 30 прохоровских школьников на две:

«Наше Детское конструкторское бюро стартовало с небольшого уровня сложности – клеили модели из 10–15 деталей, – рассказывает научный сотрудник музея-заповедника «Прохоровское поле» Яна Фонова. – Моделизм – это кропотливая работа, не каждый ребёнок может сосредоточенно работать над мелкими деталями. А когда к нам на работу пришёл инженер, увлекающийся данным направлением, мы сразу поняли, как распределить силы: я взяла на себя историческую часть, а он – инженерно-техническую».

Сборке любой из моделей предшествует рассказ – что это была за техника, кто и как её конструировал, где использовали. Потом уже и сами дети включаются в работу: начинают искать дополнительную информацию, изучают детально то, что им предстоит собрать.

Занятия в Клубе юного конструктора длятся час-полтора и проводятся два раза в месяц. Готовые комплекты для сборки уменьшенных, масштабированных образцов гражданской или военной техники, самолётов, автомобилей, морских судов предоставляет сам музей для учащихся. Такие наборы позволяют воспроизвести конкретный исторический экземпляр до мельчайших подробностей. Работа небыстрая: 7–8 полноценных занятий уходит у школьников, чтобы собрать, например, крейсер «Аврора»:

«Курс воссоздания точных копий-миниатюр военно-технического оснащения рассчитан на учебный год, – поясняет руководитель кружка Иван Шумаев. – На втором курсе ребята сами могут выбрать те модели, которые им интересно собрать и склеить – танки, бронетранспортёры, вертолёты, самолёты, корабли. Кстати, у нас представлены все виды советской военной техники времён Великой Отечественной войны. Знакомим мы школьников и с особенностями технического оснащения противников – собираем немецкую и американскую трофейную технику».

В ходе занятий участники клуба осваивают азы моделизма, учатся пользоваться инструментом, специальным клеем, аэро­графом, узнают особенности сборки. Результатом кропотливой работы курса «Введение в мир моделизма» стал воссозданный авиаполк истребителей «Як», «Ла», «МиГ» и британских «Харрикейнов». Выставка этих моделей прошла 30 марта 2022 года в музее «Битва за оружие Великой Победы», где экс­понировали 31 модель самолётов в масштабе 1:48.

Руководители кружка довольны результатом. Они понимают, что такие занятия рассчитаны на самых терпеливых и усидчивых. Однако ни один ребёнок в возрасте от 7 до 13 лет не покинул КБ:

«Я стараюсь детей научить мыслить трёхмерно и логически, – рассказывает Иван Александрович. – При сборке они представляют, как модель будет выглядеть в готовом виде. Да, конечно, к каждой прилагается инструкция, но не всегда нужно слепо следовать ей. Иногда нужно хорошо поразмыслить: как потом добраться до той или иной детали, чтобы покрасить».

Дальше – сложнее

В основе стендового моделизма лежит создание сборных статичных конструкций, детально повторяющих первоисточник. Но важно, чтобы модель не только была правильно собрана с точки зрения технической, но и выглядела один в один как её знаменитый оригинал. Тут не обойдёшься обычными красками и кисточками – нужна профессиональная техника:

«Детям очень нравится процесс покраски, поскольку мы используем профессиональный аэрограф с компрессором, – поясняет Яна Ивановна. – Этому процессу предшествует большая поисковая работа, ведь наша задача – покрасить модель не просто в какой‑то подходящий цвет, а воссоздать то, как эта техника выглядела раньше. Мы добиваемся исторической точности, ищем фотографии, смотрим, изучаем, как выглядела та или иная деталь, где находилась, для чего служила. Обязательно пытаемся отыскать и героев, которые летали, например, на самолёте, что мы взялись собирать».

На втором курсе детей ждут более сложные модели, по­этому для них организовывают индивидуальные занятия. Кроме того, многие ребята и сами уже покупают небольшие модельки – им хочется конструировать ещё и ещё. Если что‑то у самих не получается, несут в клуб, просят помочь собрать.

Впрочем, на достигнутом в Клубе юных конструкторов не останавливаются: в планах замахнуться на более масштабные модели – объёмные диорамы. Их будут создавать с той же техникой, которую дети собирают, но дополнят ландшафтом и другим оформлением.

Увидеть творческо-инженерный отчёт деятельности юных конструкторов можно 10 сентября. Специально ко Дню танкиста в музее откроют выставку работ моделистов. На ней планируют представить противостояние танка Т 34 и немецкого «тигра», а также макеты артиллерии, авиации и бронетехники периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени. 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×