Давайте жить дружно. Какое влияние на детей оказывали советские мультики
Почему поколение 30+ говорит о них с ностальгией, рассуждают «Белгородские известия»

-
Статья
-
Статья
Два года назад в интервью журналу «Огонёк» доктор психологических наук Надежда Мазурова рассказала, что количество неврозов разной степени у детей и нарушений произношения звуков за последние 10 лет выросло в несколько раз. По мнению специалиста, причина кроется в том числе в неконтролируемом просмотре мультфильмов с младенческого возраста, а также слабом качестве (или неподходящим для детей) современной мультпродукции.
С этим трудно не согласиться: мы воочию видим, что дети до 3 лет связно практически не говорят, а в стадии первых предложений во рту у них такая звуковая каша. И про истеричность, гиперактивность чад знаем, как и о тике, заикании, энурезе и прочих предвестниках серьёзных заболеваний. Конечно, дело не в одних только мультиках. Но искушение произнести сакраментальное «а вот в наше время» имеет под собой почву: перечисленные явления до вторжения в нашу жизнь планшетов и сотовых телефонов встречались реже.
От прогресса к регрессу
Для начала вспомним, что телепогружение народа вплоть до 1990-х было в разы меньше нынешнего. Первая причина – техническая. Телевизоры производили в стране ламповые, долгое время только чёрно-белые, в сетке телевещания – одна-две программы, сигнал – от общей антенны, а сами передачи годами шли в определённое время для каждой возрастной и социальной группы: утром – «Здоровье», «Сельский час», «Служу Советскому Союзу», «Утренняя почта», вечером – «Время» и «Спокойной ночи малыши», «Кабачок «13 стульев», спортивные трансляции и другие.
Мультфильмы длиною в 15–30 минут показывали раз в день. В праздничные дни добавляли детский фильм, еженедельно – передачу «В гостях у сказки», где показывали и фильмы и мультсказки. При таком режиме не было зависимости от телевизора. Захотел ребёнок засидеться у экрана – не получилось бы, как и взрослым, которые ждали конкретную передачу под свой вкус. Поэтому народ отдыхал вдалеке от диванов: осаждал кинотеатры, ходил в гости и на концерты, занимался в кружках художественной самодеятельности. Детвора же гуляла на улице от рассвета до заката.
Конечно же, советские граждане мечтали о новых цветных экранах, увеличении числа программ, позже – о видеомагнитофонах, не осознавая, как новации в ТВ-сфере повлияют на их культурные традиции и даже менталитет.
Такой вот парадокс: люди стремятся к техническому прогрессу, надеясь, что он облегчит или украсит их жизнь, совершенно не заботясь о негативных последствиях, к которым приведут эти достижения.
Всех жалко
Как ребёнок 1970-х расскажу, какие эмоции остались от мультипликации того времени. Сразу вспоминается чинность, неспешность в изложении сюжета, особенно в мультфильмах 1940–60-х годов. Скачков, неожиданностей и экстрима в них нет – всё вполне предсказуемо.

Мы, дети, за 5 минут до события догадывались, что лиса с хитрым прищуром должна что‑то выманить, украсть или подставить простаков, как и другие коварные персонажи. Наивные положительные герои верили злодеям до конца, и мы переживали за их беспомощность перед злобностью и бессовестностью негодяев.
И какое же было счастье, когда зайчики, белочки, обиженные мачехами дочки и прочие создания прозревали и спасали себя и друзей, получая справедливую награду за доброту. Уверена, «Серая Шейка», «Двенадцать месяцев» и прочие мультики сделали больше, чем нотации и наказания: благодаря им, корыстолюбие, снобизм, общественную и личную несправедливость, особенно в отношении безответных, слабых людей, душа моя не выносит. Также мультфильмы советского периода учили не хвастаться, а помогать просто так – это человечно и правильно. Как и стремлению не подводить тех, кто на тебя надеется. Ситуацию, когда самодовольный начальник орёт на подчинённого или взрослый на ребёнка, я лично проживаю на физическом уровне. У меня тут прямая ассоциация с сиротами-котятами из «Кошкиного дома», которым родная тётка жалела крошку хлеба, унижая за бедность. Важно, что понимание добра и зла совершенно чётко сформировалось и утвердились в детском сознании с 4–5 лет, когда по телевизору показывали эти мультфильмы.
Совпадение или нет, не знаю, но то, как я переживала за каждого из бедолаг, которым выпадало то или иное испытание, помню прекрасно.
Красота спасёт мир
Во многом этому способствовала совершенно потрясающая музыка, которая подогревала или придерживала эмоции в нужных, поворотных местах. Вообще, музыкальное и художественное оформление советских мультфильмов считаю огромным подспорьем к самым разным творческим увлечениям и воспитанию вкуса.
Во‑первых, потому что они по‑настоящему красивые, реалистичные, есть в их стилистике что‑то от Васнецова, Врубеля, Поленова – классиков русской живописи. В более поздних работах, типа «Ёжика в тумане», эффект движения, прозрачности воздуха достигался уже другими декоративными средствами. Важно, что мы с удовольствием копировали понятных, хорошо прорисованных мультгероев, самостоятельно постигая анатомию звериных тел, пропорции человека.
Благодаря мультяшным деталям понимали, как выглядела крестьянская изба и царские хоромы, сады, леса и морские глубины.
Музыка из мультфильмов заполняла нашу жизнь на 100 %. Помню, как выезжая осенью на уборку свёклы, мы с удовольствием пели в автобусе песни из «Крокодила Гены», «Бременских музыкантов», «Кота Леопольда», «Летучего корабля», которые все знали наизусть. Звучали они и на утренниках, днях рождения, в походах у костра. И остаются любимыми до сих пор.
Тут добавлю, что скромный ассортимент мультиков нам с успехом заменяли радиоспектакли, грампластинки со сказками и стихами. По‑моему, сила их влияния была даже больше, поскольку рассказанные дикторами истории нужно было представить и додумать, отчего фантазирование было совершенно естественной вещью нашей детской жизни. Наверное, поэтому сегодня я на «ты» с самыми разными видами творчества, где требуется воображение.
Старые мультфильмы я пересматриваю теперь вместе со своими внуками. Заметила, что современным детям нужно к ним привыкать: в них нужно вдумываться, следить за сюжетом, сопереживать, к чему младое племя, растущее на скачущих бесформенных мультсозданиях (как бы развивающих), совершенно не приучено. И всё‑таки уверена, что мы, взрослые, просто не имеем права идти на поводу эфимерной моды на мультфильмы, и должны показывать самые разные произведения, в том числе те, на которых росли сами, которые отложились в наших головах и сердцах.
Мнение эксперта
Анна Киреева, детский и семейный психолог, специалист в области детско-родительских отношений:
«Мультфильмы широко и прочно вошли в жизнь практически каждой семьи, в которой есть дети. Для родителей зачастую мультики являются некоей «палочкой-выручалочкой», когда ребёнка нужно чем‑то занять, отвлечь, чтобы сделать какие‑то свои дела, а иногда – просто передохнуть.
Но при этом каждому родителю важно помнить, что мультфильмы являются в своём роде информационной пищей для головного мозга и психики. И здесь важен и размер порции и её качественное наполнение. Иными словами, важно то, что именно и сколько по времени смотрит ваш ребёнок.
Смотреть, чтобы думать. Каким должно быть настоящее кино
Чем ребёнок младше, тем больше его нервная система уязвима перед информационным «перегрузом». Родители маленьких детей замечают, как 2–3-летний малыш может без видимых причин впасть в истерику, если просмотр любимых мультиков затянулся. На это также способна повлиять и сенсорная перегруженность мультфильма – быстрая смена кадров, чрезмерно яркая цветовая насыщенность, большое количество героев и пр. Существуют рекомендации ВОЗ, согласно которым для сохранения здоровья детей, в том числе психического, до 1 года запрещено смотреть что‑либо в принципе, для малышей в возрасте от 2 до 4 лет экранное время допустимо в пределах одного часа.
Если говорить о мультфильмах советского времени, важно отметить атмосферу, темп той жизни, которые, безусловно, были более степенными, неспешными. Что, соответственно, сказалось и на мультфильмах того времени. Посылы о нормах поведения, отношения к дружбе, труду, состраданию, добру и злу были очень чёткими. За счёт неторопливости развития сюжета у ребёнка есть возможность прочувствовать характер, позицию героев, понять настроение.
С героями любимых мультфильмов ребёнок неосознанно идентифицируется, хочет быть на них похожим. Именно поэтому развёрнутость внутреннего мира героя мультфильма необычайно важна. Поскольку способствует пониманию ребёнком и своих переживаний.
Я не могу сказать, что современные мультфильмы – абсолютное зло. Среди них есть очень удачные, добрые, которые так же учат взаимопомощи, любви и заботе к животным, ближнему.

Задача родителей – подбирать мультфильмы разных периодов времени и производителей по их качеству, ориентируясь на то, чему они могут научить ребёнка, а не на происхождение. Кроме этого, персонажи любимых мультфильмов могут становиться предметом сюжетно-ролевых игр детей. Или предметом общения, обсуждения у более старших детей. И если ребёнок, к примеру, смотрит исключительно мультфильмы советского периода, то не исключена вероятность того, что ему будет неловко или некомфортно среди более «современных» сверстников.
Родителю важно с определённой долей критичности относиться к содержанию мультфильма и принимать в расчёт возраст своего ребёнка. К примеру, для дошкольника «Маша и Медведь» – образец для подражания безбашенности и безответственности, отсутствия авторитета родителя. Для подростка же – просто повод для смеха.
К слову, мультфильмы с главным героем-хулиганом были всегда. У нас – «Ну, погоди!», в Америке – «Том и Джерри». В каждом из них есть моменты конкуренции, мести, непреднамеренной жестокости, которую сегодня осуждают. Но, повторю, реакция и влияние этих мультфильмов на детей разного возраста отличается в силу физиологических и психических особенностей.
Дорогие родители, помните, что мультфильмы могут стать вашими помощниками в воспитании ребёнка. Для этого важно, чтобы вы в первую очередь интересовались тем, что смотрит ваш ребёнок. Обсуждали с ним героев после просмотра, объясняя их поведение, ситуацию в целом».
Ольга Бондарева