Так люди жили. Как в Музее старины красненских Горок хранят историю
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Хата-мазанка под камышовой крышей выбивается из ряда более современных сельских домиков на улице Центральной. Примечательно, что это никакой не новодел под старину, а самый настоящий домик, в котором ещё четверть века назад жили люди.
Дом Калашниковых
Хозяйками хатки, возраст которой, вероятнее всего, составляет около 100 лет, были две уроженки Горок – сёстры Калашниковы: Евдокия Романовна и Татьяна Романовна. Обе всю жизнь трудились на благо родного села. Первая посвятила свою жизнь служению церкви – была псаломщицей в местном храме, а вторая работала трактористкой. Но на склоне лет здоровье сестёр пошатнулось, и последние годы они жили в Красненском доме милосердия. А после их смерти усадьбу – по завету хозяек, у которых не было близких родственников, – превратили в музей. Экскурсии в нём проводят сотрудники Дома милосердия.
«Детки из нашего детского дома сюда приходят, да и просто приезжие. Например, москвичи ехали мимо, увидели, захотели посмотреть, и мы им провели экскурсию. Где бы ещё горожане увидели такой деревенский быт», – с улыбкой поясняет заместитель директора Дома милосердия Константин Немчинов.
Во дворе усадьбы у стены старенького, как и сам дом, сарайчика, стоят телега и сани. Ещё несколько лет назад они, по утверждению Константина Викторовича, были на ходу. А сейчас просто музейные экспонаты: пребывание под открытым небом не пошло деревянным средствам передвижения на пользу. Камышовая крыша домика тоже страдает от дождей, но администрация Дома милосердия старается не допустить протечек и вовремя её латает.
Во дворе усадьбы взгляд посетителей привлекает небольшой колодезный сруб.
«Колодец самый настоящий. И вода здесь близко – метров 15 до неё. Хорошая вода, кстати, – замечает замдиректора, приоткрывая крышку. Вниз уходит узкая бетонная труба. А вот ведёрка нет – его в неэкскурсионные дни убирают для сохранности».
С первого шага за порог Музея старины не отпускает ощущение, что хозяйки домика вышли куда‑то на полчасика – в церковь или магазин – и вот-вот вернутся. Только как же они могли уйти в морозный день, оставив на вешалке свои тёплые курточки-«плюшки» и уютные шерстяные платки?
В самом домике главенствует печь.
«Вот такая она тут шикарная, на полдома. И самое интересное – функционирует! Затопи и лезь на лежанку. Да, раньше печки были: и кормили, и согревали, и лечили. А ещё в них мылись. Сейчас такие не кладут», – вздыхает Константин Викторович.
В небольшой жилой комнате всё так, как было при хозяйках: земляной покатый пол, накрытый линолеумом, а поверх него – от входа к кроватям и печке – лежат яркие домотканные половички. На кроватях – пирамиды подушек, накрытых вышитыми рушниками. Никаких радиаторов отопления, проводов с лампочками и даже обоев – только белёные стены и потолок. Главное украшение комнаты – большой иконостас в красном углу. Тускло блестят оклады икон, а лики святых на них потемнели от времени. С портретов на стенах строго смотрят на гостей Евдокия Романовна и Татьяна Романовна, будто спрашивая: «С чем пожаловали?»
«Каждый год хозяева обновляли побелку, причём не только внутри, но и снаружи. И здоровее тогда люди были, потому что белили не известью, а мелом. Не то что сейчас современные обои – сплошная химия», – говорит замдиректора Дома милосердия.
От утюга до керосинки
По примерным подсчётам Константина Викторовича, всего в Музее старины насчитывается более 300 экспонатов, представляющих сельский быт. Какие‑то вещи и домашняя утварь остались от сестёр Калашниковых, что‑то передали в музей другие жители села.
«А мы с удовольствием их принимаем и выставляем для посетителей», – поясняет Немчинов.
Есть здесь и древние железные утюги, и самовар, и керосинки разных модификаций, и старинные, ржавые от времени часы-ходики. На крышке большого деревянного сундука – россыпь чёрно-белых фотографий, а на столике рядом – стопка церковных книг. На форзаце одной из них, по всей видимости рукой хозяйки, выведено карандашом: «Евдокия Калашникова 1955».
Каждый предмет в Музее старины может рассказать посетителю свою историю. Вот, например, очки с круглыми стёклами и загнутыми дужками. Быть может, именно в них читала вслух Евдокия Романовна сестре Татьяне победный номер «Правды» от 10 мая 1945 года, который теперь хранится в музее? Или крюк, вбитый в крепкую дубовую потолочную балку: уж не на него ли цепляли люльку-зыбку, в которой больше 100 лет назад качались Дуся и Таня? А подкова над дверью – как звали коня, который её носил? Или же её купили по случаю на рынке, а потом повесили над дверью – на счастье? И много ли она его принесла обитателям этого маленького деревенского домика?
…Когда мы вышли на крыльцо Музея старины, из‑за туч выглянуло солнышко. Его скупые лучи растопили иней на траве и пересчитали ветви фруктовых деревьев в саду.
«Его мы разбили в 2015 году. Высадили яблони, груши, сливы, алычу. Не только для себя. Для всех – люди приходят, собирают», – пояснил Константин Викторович.
И в этом есть что‑то символичное. Шумит листьями молодой сад рядом с покосившимся от времени старым домиком. А значит, жизнь продолжается. И хозяйки хатки просто отлучились на полчаса – ушли на службу в церковь или отправились в магазин за хлебом…