Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
02 сентября 2022,  12:44

Как педагог допобразования Александр Квочка победил в областном конкурсе профмастерства

Как педагог допобразования Александр Квочка победил в областном конкурсе профмастерстваФото: Личный архив Александра
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Молодой преподаватель рассказал о себе в профессии и профессии в себе, о детях и о том, почему принципы воспитания буддистских монахов не приживутся в российской системе образования.

Пять Квочек

Александр четыре года преподаёт народное творчество в центре дополнительного образования «Успех» Белгородского района. Его работа – песни, простая хореография и народные инструменты вроде ложек и трещоток, игре на которых можно обучить буквально за урок, и постоянное общение с детьми.

«Всегда хотел связать свою жизнь с народным творчеством. Родители этим занимались и занимаются, брат, его жена. Нас тут по школам в Белгородском районе пять Квочек: родители в стрелецкой школе, брат – в разуменской, я работал в Стрелецком, потом в Майском, теперь перехожу в Разумное, – рассказывает Александр. – С детьми интересно, хотя не скажу, что просто. Самое сложное – находить к ним подход, этому учатся годами».

У Саши – начальная школа, дети 7–10 лет. Учебный год начинается с походов по классам и рассказов о кружке. По его наблюдениям, главное – сагитировать классного руководителя, тогда и дети будут приходить.

«Ещё одна трудность – дисциплина. Не все же воспринимают занятие как урок, там есть задания, планы, дневник, домашняя работа. Дети понимают, что нужно собраться и учиться, а на кружок они приходят повеселиться, потанцевать, попеть, тут другое восприятие».

— Как настроить их на рабочий лад?

— Говорю, что впереди конкурсы, концерты, надо готовиться, ведь на вас будут смотреть родители.

— Включаете «злого полицейского»?

— Очень редко, голос повышаю на один-два тона. Ведь крик эффективен здесь и сейчас, но дальше придётся орать всё больше и больше. И что будет через месяц, год?

— Говорят, что дети лучше воспринимают мужчину педагога, чем женщину.

—  Не знаю, не замечал, – смеётся Александр. – Им тяжелее воспринимать мужчину педагога, потому что воспитатели и классные руководители – женщины, а мужчины – это только тренеры или преподаватели труда. Тут творчество – и вдруг мужчина. Дети в небольшом смятении, им непонятно, какую модель поведения выбрать.

«Да! Мы это сделали!»

— В конкурсе профмастерства «Сердце отдаю детям» вы победили в номинации «Педагог допобразования, работающий с детьми с ОВЗ, с  инвалидностью». Расскажите про своих особенных учеников.

 – На индивидуальные занятия ходит ребёнок с тяжёлым нарушением речи. У нас отдельные программа, учебный план, составленный совместно с психологами и методистами, чтобы я не просто мог окунуть ребёнка в мир народной культуры и инструментов, но и скорректировать его дефекты речи. У моего ученика есть проблемы и с восприятием звуков. Мы учимся различать их на шумовых инструментах, а потом восприятие звуков развивается и в пении. Ещё он путает окончания падежей в речи, и разговор получается несвязным, как у иностранца, из урока в урок мы это совершенствуем.

— Как вы нашли этого ученика?

— В каждой школе, даже классе, таких детей много. У кого‑то незначительные нарушения, у кого‑то тяжёлые. С моим первым учеником мы за год смогли исправить ситуацию, с него сняли диагноз, он теперь ходит в обычную группу со всеми остальными детьми. В каждой школе у психолога и логопеда есть списки таких ребят. Я выбрал ученика и предложил родителям и ребёнку, всем оказалось интересно, мы занимаемся уже больше года.

— Что изменилось за это время?

— Главное достижение – адаптация. Он влился в детский коллектив, ведь индивидуальные занятия только со мной, на остальных уроках он наравне со всеми. Я ему на балалайке показал 11 аккордов, он по всей школе ходит с ней, детям предлагает: давай покажу, научу. Это и есть самое главное. Ну и конечно, он участвует в конкурсах, занимает призовые места.

— Методику работы сами придумали?

— Взяли готовую программу и на её основе вместе с методистами и преподавателями создали индивидуальную, конкретно для этого ребёнка, рассчитали часы, очерёдность тем, учитывая его речевые особенности, чтобы постепенно повышать сложность. Сначала мы осваивали инструменты, делали упражнения для губ, дыхательного аппарата, потом выговаривали простые скороговорки, затем перешли на лёгкие песенки, и постепенно всё сложилось в полноценный концертный номер.

— Сложный и долгий процесс. В какие моменты у вас было ликование: «Да! Мы это сделали!», а в какие разочарование: «Опять всё мимо»?

— Второе чаще (смеётся). «Да!» – это когда на занятии получается то, к чему долго-долго идёшь. Конкурс, безусловно, успех, но главная задача – чтобы ребёнок чему‑то обучился, а такие достижения происходят в повседневной рутине. Приходит он дважды в неделю, и бывают откаты назад, а бывают, наоборот, прорывы, и вот в такие моменты говоришь себе то самое «Да!».

Больно, действенно и… бесперспективно

— Почему вы решили участвовать в конкурсе?

— Мне интересно и свои силы попробовать, и новое увидеть, а там столько всего оказалось, что я даже не ожидал! На первом муниципальном этапе было очень много участников в творческой номинации, поэтому выбрали номинацию сложнее, где показывают результаты с детьми с ОВЗ. На областном этапе я проводил мастер-класс для педагогов, показывал, какие методики применяю. Подготовка мастер-класса – самая сложная часть конкурса. Как в 30 минут уместить всё и сделать так, чтобы это было интересно? Мы, можно сказать, писали сценарий спектакля и на работе, и с мамой дома ночами, потом репетировали. Ещё одно конкурсное испытание – обсуждение фрагмента фильма: там буддистский монах привязал ребёнку к спине большой камень в наказание за то, что тот сделал так с лягушкой, змеёй и рыбой. Ребёнок, конечно, заплакал, а учитель наказал ему идти и спасать тех, к кому он привязывал камни.

— Применимы ли такие, скажем, философские методы в нашей системе образования?

— Нет, потому что это противозаконно, да и не особо гуманно. Обучение через физическую боль очень действенно и эффективно, ребёнок понимает мгновенно, но снова подчеркну, это негуманно. Это сработает раз-два, а дальше будет всё менее и менее действенно. Дети, которых бьют, не отличаются особой дисциплиной и, что ещё хуже, никакого другого языка больше не понимают. После физического насилия словами ничего донести уже нельзя.

Мечтательное предложение

— После победы в областном конкурсе идёте на федеральный?

— Да, на всероссийском этапе сначала заочный отбор. Конкуренция очень большая, в каждой номинации после отсева должно остаться всего 10 человек, которые поедут в Красноярск на финал. Подают заявки со всей страны, и даже само участие в таком конкурсе – очень круто! Это же самый главный и престижный конкурс для педагогов допобразования. Я прошёл первый этап предварительного отбора. Теперь нужно снять ролик, в котором необходимо выбрать глобальную педагогическую проблему для всего человечества и придумать её решение.

— Ого, это уже на Нобелевскую тянет!

— Мы все долго думали и взяли проблему деградации людей, превращения в общество потребления, где безответственно относятся друг к другу и планете. Решением должно стать возвращение к своим корням – к традициям и культуре, народной мудрости. А как можно заинтересовать людей? Конечно, через обучение и воспитание. Я бы предложил в качестве эксперимента ввести в школьную программу народное творчество. Лет 20 назад этот предмет вводили по инициативе директора в школе № 43. Многие дети выбрали потом данное направление в качестве своей профессии – это те, с кем я сейчас работаю. Предложение, конечно, мечтательное, но всё же можно попробовать.

— За четыре года работы в школах можете сказать, что ваше сердце отдано детям?

— Конечно! Целиком и полностью. Если его не отдавать, не получится работать, дети очень чувствительны к контакту с педагогом, и если не выкладываться эмоционально, то им будет неинтересно.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×