Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
06 августа 2014, 10:48
 Беседовала Виктория Передерий 635

«Свои» и «чужие»

«Свои» и «чужие»
  • Беседовала Виктория Передерий

О воспитанниках детдомов в российском обществе сложились диаметрально противоположные точки зрения.

Одна – слезливо-жалостливая: бедные сиротиночки, растущие без родительской любви. Другая – презрительно-уничижительная: дескать, что может получиться путного из «плохого семени»?! Однако ни одно из этих суждений не отображает всей многогранности проблемы жизни детей, лишенных родительского попечения, считает кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии НИУ БелГУ Оксана Бубнова.

Несколько лет Оксана Владимировна проработала в детских домах и интернатах Белгородской области, изучая психологические особенности воспитанников данных учреждений. У неё сложилось собственное, основанное на многолетней практике и изучении научной литературы, мнение о проблеме детей-сирот. Об этом наш сегодняшний разговор.

– Оксана Владимировна, жизнь в детском доме или интернате накладывает отпечаток на ребёнка. В чём это проявляется?

– Конечно же, это особые дети. Они растут в условиях депривации, то есть в той или иной мере лишены самых необходимых жизненных потребностей – семьи, любви близких, личного пространства, безопасности… И это сказывается на личности ребёнка. Для примера давайте рассмотрим ситуацию, когда ребёнок лишается родителей с самого раннего детства. Если младенца что-то беспокоит (голод, боль и т.д.), у него есть лишь один способ привлечь внимание –плач. Когда малыш плачет, к нему подходят мама или папа, берут на руки, укачивают, кормят, заново пеленают – т.е. причина дискомфорта, как правило, быстро устраняется. В детском доме ребёнок может плакать, даже перейти на крик – нет гарантий, что к нему кто-то незамедлительно подойдёт. И вовсе не потому, что там работают бессердечные люди. Просто, к примеру, нянечка в это время занята другим малышом.

Постепенно такой ребёнок перестаёт реагировать плачем на дискомфорт, а между малышом и взрослым возникает дистанция. Впоследствии эта дистанцированность накладывает отпечаток на всю жизнь ребёнка. С годами чувство незащищённости перерастает в недоверие к окружающим, ребёнок не может научиться строить и поддерживать нормальные отношения с людьми. Его реакции на различные жизненные ситуации и самооценка зачастую неадекватны.

Особо следует отметить характерные для воспитанников детских домов частые смены настроения, от дружелюбия и подъёма сил до вялости, озлобленности и подавленности в зависимости от внешних обстоятельств, событий, повышенные обидчивость, агрессивность и чувство вины.

– Являются ли взрослые авторитетом для воспитанников детских домов?

– Для детей, растущих в семье, родители, как правило, изначально пользуются авторитетом. Не секрет, что и многие воспитанники сохраняют привязанность к своим родителям даже после того, как нерадивых мам и пап лишают родительских прав, а ребёнка помещают в детский дом. Дети рады каждому посещению родителей и готовы поделиться с ними всем, что у них есть – сладостями, мелочью, вещами. Ребятам жалко своих непутёвых «предков», они для воспитанников государственных учреждений – вечная жертва обстоятельств. Другое дело воспитатель в детском доме… Он изначально – «чужой», как и все остальные. Дело в том, что дети, живущие в детском доме, делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». У них особая нормативность по отношению к «чужим» и «своим».

От общения с «чужими» воспитанники стараются извлечь как можно больше выгоды. Воспитателей, педагогов, нянечек они зачастую воспринимают только как обслуживающий персонал. Отсюда формируется неуважительное, потребительское к ним отношение: «Я – сирота, поэтому мне все должны, а вы вообще обязаны, потому что за это зарплату получаете!». Вместе с тем, следует отметить, что есть много случаев, когда взрослые у воспитанников пользуются большим авторитетом и становятся «своими». Здесь всё зависит от личностных качеств педагогов и их профессионализма.

– При отсутствии такого авторитета среди взрослых, может место лидера занять кто-нибудь в детском коллективе?

– Несомненно, так происходит почти всегда. Для воспитанников характерна ситуативность в поведении, неспособность к конструктивному решению проблем, организации своей деятельности. Часто это связано с чётким режимом дня в детском доме, жёстким контролем всех сторон жизни воспитанников педагогами, которые указывают, что следует делать в тот или иной момент времени. Это формирует привычку к «пошаговому» выполнению чужих указаний. Воспитанники в данной ситуации привыкают к постоянному внешнему контролю, перекладыванию ответственности, не желают проявлять инициативу. Если среди воспитанников появляется сильная личность, дети попадают под влияние такого лидера. Здесь педагогам очень важно вовремя выявить возможного лидера и через него влиять на детский коллектив, в том числе для пресечения асоциального поведения воспитанников.

– Жизнь по расписанию, жёсткая дисциплина, тотальный контроль, говорят специалисты – это хорошо, дети получают много внимания. Дома, дескать, они были предоставлены сами себе.

– Действительно, воспитанники детских домов постоянно находятся под наблюдением педагогов и специалистов. С ними систематически работают психолог, логопед, дефектолог, врачи. Это необходимо, так как многие из воспитанников, к сожалению, имеют те или иные отклонения в психическом развитии, а также личностные проблемы и поведенческие нарушения. В то время как дома такие ребята часто предоставлены сами себе, т.к. родители многих из них ведут асоциальный образ жизни и нередко навязывают его своим детям. Вместе с тем, содержание в государственных учреждениях приводит к нарушению личных границ воспитанников. Они вынуждены привыкать к тому, что их жизнь протекает у всех на виду и под постоянным контролем со стороны педагогов.

– Если детский дом несёт с собой столько негатива, зачем он вообще нужен?

– Без сомнения, никто и ничто не может в полной мере заменить ребёнку полноценную семью. Но есть определённые жизненные обстоятельства, когда проживание ребёнка в семье биологических родителей несёт в себе реальную угрозу его психическому и физическому здоровью. И, к сожалению, в силу возраста, состояния здоровья или по другим причинам шансы на то, чтобы попасть в замещающую семью, у них невысоки. Но где-то же они должны жить? Поэтому детские дома в России – это вынужденная необходимость…

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×