Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
02 июля 2022,  14:30

«Здесь мои причалы». Чем живёт вейделевское село Николаевка

Окрестности «Белгородским известиям» показала глава поселения Оксана Коноваленко

«Здесь мои причалы». Чем живёт вейделевское село НиколаевкаСтарейший в Вейделевском районе храм Николая Чудотворца построили в 1895 годуФото: Владимир Юрченко
  • Статья
  • Статья

Повезло оказаться в Николаевке в мае, когда на полях пробивается первая зелёночка, цветёт сирень, в палисадниках догорают бордовые воронцы, а на синем небе ветер подгоняет пухлые, будто из сладкой ваты, облачка. Яркий акцент на этот и без того пёстрый пейзаж усиливает красно-белый храм Николая Чудотворца 1895 года постройки.

Чего не жить‑то!

Оксана Коноваленко родилась и выросла здесь, после учёбы работала экономистом в правлении колхоза, а 10 лет назад стала главой села.

«Наш выпуск 1974 года – последний из тех, кто не хотел уезжать, даже мысли такой не было, – говорит Оксана. – Везде мои одноклассницы: в школе, поликлинике, в Доме культуры. Вместе росли, за одной партой сидели, котлеты друг у дружки из тарелки воровали».

Сейчас в Николаевке 1 тыс. жителей, хотя летом население заметно увеличивается – приезжают дети и внуки. Вот и Оксане Николаевне внучку из Белгорода привезли. Хотя к энергичной улыбчивой блондинке в джинсах и кроссовках слово «бабушка» как‑то не клеится.

 

Оксана Коноваленко Оксана Коноваленко / Фото: Владимир Юрченко

 

Идём к учительнице Валентине Лариной. Она давно на пенсии. Всю жизнь отдала детям – работала преподавателем русского языка, учила Оксану и её нынешних коллег. Вырастила 6 дочерей, теперь у неё 6 зятьёв, 13 внуков и 2 правнука. Её домик спрятался за сиренью в палисаднике и деревьями, облепленными зелёными вишнями. В просторной кухне гостям уже приготовили чай, варенье из вишни, молодую картошку и кулеш.

«Не кулеш, а николаевская наша каша по собственному рецепту Ирины Сергеевны, – говорит Валентина Михайловна, представляя ещё одну свою бывшую ученицу. – А чего не жить? Через стенку соседи – мои ученики, с другой стороны – тоже, глава поселения – моя ученица».

Оксана Николаевна добавляет:

«Это правда, она всю жизнь в коллективе, ни минуты покоя. Только одну идею воплотим, уже следующую придумает, стихи пишет, Николаевский вальс сочинила».

Валентина Ларина Валентина Ларина / Фото: Владимир Юрченко

 

Валентина Михайловна приглашает за стол: 

«Я салат новый сделала, по рецепту из Интернета: свежая капуста, копчёная колбаска, помидоры и красная фасоль, ну и майонез. Пробуйте. А я вам рассказывать буду – могу всю ночь без подготовки».

Они с мужем приехали Николаевку по распределению после института в 1966 году. Валентина Михайловна рассказывает, как она любила свою работу, ездила с детьми в походы на велосипедах с ночёвкой, водила их слушать весну и смотреть, как оживает дуб, описанный Толстым в «Войне и мире».

«Мы, как Болконский, приходили, когда дуб был ещё мёртв, и потом через две недели, когда он уже оживал, чтобы дети поняли, что хотел сказать писатель. А в школе был сад, и мы ходили слушать приход весны: ложились на снег вокруг деревьев и слушали. Знаете, какой шум под снегом! Потому Некрасов и написал «Зелёный шум, весенний шум», – вспоминает она и как‑то подщимливает сердце от невольного сравнения с современной школой. 

«Здесь мои причалы». Чем живёт вейделевское село Николаевка - Изображение Фото: Владимир Юрченко

 

Там, где учителя и дети как загнанные лошади галопом несутся по тестам ЕГЭ, нет места звукам весны и дубу Болконского. 

«Цвети и пой, родимая сторонка,
И с каждым годом расцветай мой край.
Пусть песни детские звучат легко и звонко,
Ведь с нами чудотворец Николай.
И я горжусь, что здесь мои причалы,
Мой дом и дети, внуки и друзья.
И если бы опять начать сначала,
Ты, Николаевка, вновь, родина моя», – читает своё стихотворение Валентина Михайловна, простое и такое искреннее. 

В кухонное окно падают косые солнечные лучи, в соседней комнате тихонько бубнит телевизор. Ловлю себя на мысли, что ужасно хочется остаться и болтать до утра обо всём на свете.

Чудотворец Николай

Историю села она собирала по крупицам, работая с краеведами и выискивая документы в архивах.

«Помогал алексеевский краевед Анатолий Кряженков и земляк, который давно переехал в Питер, он искал информацию в государственных архивах там. Многое мне доставали, а я собирала», – рассказывает она.

Так она выяснила, что история Николаевки началась задолго до строительства храма Николая Чудотворца – во времена заселения Дикого поля, тогда и село называлось иначе. Потом по указу Екатерины II земли отошли Никите Трубецкому – первому белгородскому губернатору. Он был дважды женат, во втором браке у него родился сын Николай, который получил земли по наследству.

«А вот тут вопрос, ответа на который мы не нашли. До этого момента местность называлась Кульчин хутор, от прозвища Кулька, которое носил реально существующий человек. Назвали Николаевкой, потому что земли отошли Николаю или потому что на тот момент уже построили первую деревянную церковь Николая Чудотворца? Скорее всего, второе, – рассказывает она. – Точной даты постройки первой церкви нет».

Известно, что она стояла вовсе не там, где нынешняя, и закончила свою историю при пожаре. Жители насобирали денег на новую церковь, тоже деревянную, и построили её в 1804 году.

«Интересный факт. Так вышло, что примерно в то время Николай Трубецкой обанкротился и продал земли Андрею Александровичу Петрово-Соловово (именно такая двойная фамилия) за 500 тыс. серебром. Николаевцы смекнули, что это удачный момент выкупить землю и тем самым избавить себя от крепостного рабства. Собрали вече, написали письмо царю и осенью 1803 года отправили ходоков. Царь собственноручно начертал разрешение, но Петрово-Соловово поднял цену до 1,5 млн рублей. Тогда они в банке взяли ссуду и расплатились, а деньги возвращали до 1823 года, – продолжает Валентина Михайловна. – Выкупились и стали жить. Семьи разрослись, земли на всех не хватало, и часть николаевцев двинула в Нагайские степи, это нынешняя Волгоградская область. Оставшиеся жили обычной крестьянской жизнью, торговали и в целом не были бедны. Притеснений им никто не творил, восстаний и войн не было».

В 1880-е годы было решено разделить Воронежскую епархию на две митрополии. Центром северной части должна была стать Николаевка, потому в 1885 году и началось строительство солидного трёхпрестольного собора.

 

«Здесь мои причалы». Чем живёт вейделевское село Николаевка - Изображение Фото: Владимир Юрченко

Яичный налог и нелогичные решения

Церкви обычно ставят на самом высоком, видном месте, рядом с кладбищем. В Николаевке храм в низинке, а кладбище недалеко от Дома культуры. Объясняется нелогичность женской прихотью. Говорят, жил в те времена напротив места строительства богатый человек и была у него молодая жена.

«Она сказала, что церковь надо строить здесь, чтобы она на службу ходила и сапожки в грязи не пачкала, дорог‑то не было. От их дома до колокольни сделали верёвочный мостик, по которому барышня и ходила на службу», – рассказывает краевед.

Дома того уж нет, а очевидцев и подавно. Судьба же старой деревянной церкви известна доподлинно. Её обменяли на зерно в соседнее селение Куликовы Липяги. Там жили очень бедно и зерна на выплаты не хватило. После войны церковь разобрали на строительство ветлечебницы в Вейделевке, остался только кирпичный полукруг алтаря.

 

«Здесь мои причалы». Чем живёт вейделевское село Николаевка - Изображение Фото: Владимир Юрченко

 

Строительство каменного собора в Николаевке шло 10 лет. Кирпич делали тут же.

«У нас такая глина, которая годится для кирпича, и на берегу пруда были две цыгельни – кирпичных завода. До сих пор остатки цыгельни можно углядеть, – продолжает Валентина Михайловна. – Кирпичи клали на раствор, замешанный на яичных белках. Все сёла были обложены этим налогом – сдавали яйца на строительство. В 1895 году был освящён главный престол Николая Чудотворца и начались службы, позже освятили остальные два престола».

«Это самый большой и старейший храм в Вейделевском районе. Каменное здание в византийском стиле, с крестово-купольной системой перекрытия и колокольней «в одной связи». Церковь была крыта железом. Алтарь имел величественный вид, был многоярусный иконостас. Внутри храма настенные росписи с изображениями святых в южнорусском стиле. При церкви находилась библиотека и архив. Около храма установили бюст Николая II», – сказано в путеводителе по Белгородской митрополии.

В 1930-е церковь отдали под хранение зерна, а во время войны снова открыли и больше уже не закрывали.

«В 1942 году полководцы готовились к Курской битве, но считали, что она пройдёт в этих местах, потому строили защитную линию. Для строительства 11 дотов использовали кирпичи от колокольни, еле разломали, такая крепкая, – продолжает краевед. – История, как мы знаем, пошла иначе, а доты остались. На одном сейчас пушка стоит и табличка с именами погибших. Я туда залезала, разумеется, а как же, интересно. Поразительно, как оттуда видна вся округа на 5–10 км».

Валентина Михайловна застала новый виток войны с религией в 1960-х. Тогда учителя и комсомольцы выстраивались вокруг церкви перед пасхальной службой, чтобы туда не ходила молодёжь. Пускали только стариков.

Колокольню восстановили только в 2011 году, когда начали капитальный ремонт.

Основа всего

В 2016 году в Николаевку приехал отец Роман с семьёй.

«Приход небольшой, почти за шесть лет уже многих прихожан похоронили, бабушки же, молодёжь откуда. Самые молодые – это батюшка с матушкой, а всё держится на бабушках и на плечах сельсовета: уборка, поддержание храма, – рассказывает он. – Раньше в Николаевке почти 3 тыс. жителей было, село процветало, тут напротив церкви ярмарки проходили. Потому и построили такой большой храм, ещё и стены расписали, а это всегда было дорого».

С тех времён сохранились под куполом и две иконы из иконостаса. Недавно появилась тут новая икона Николая Чудотворца.

«Она сопровождала наших военных во время боевых действий под Киевом и Черниговом, по божьему промыслу они решили её оставить в нашей церкви», – говорит отец Роман.

«Здесь мои причалы». Чем живёт вейделевское село Николаевка - Изображение Фото: Владимир Юрченко

 

У храма появилась своя группа в соцсети во «ВКонтакте», там сейчас 301 подписчик, хотя по фотографиям со служб видно, что прихожан немного, как и в любой деревенской церкви.

— Как думаете, вернутся люди в храмы?

— Всё идёт с больших городов. Бабушки, которые ходят в храм, – это те, кто детьми за ручку со своими бабушками в церковь ходили, потом своё время провели на работе, вышли на пенсию и вспомнили, решив, а пойду я в храм, пока есть здоровье. В городских церквях много молодёжи, мужчин. Оттуда и к нам пойдут, когда начнут люди в сёла возвращаться, поймут: там тоже есть для жизни всё, порой даже то, что и не в каждом городе встретишь. Когда‑то же люди устанут от городского шума, и кто‑то вернётся. Понимаю, тяжёлый процесс переступить через себя, но если он начался, то пойдёт. Пока сильно сопротивление телевидения, Интернета, а чему сопротивляться? Чему плохому может научить церковь? Почитать родителей, быть патриотом, любить Родину и семью. Любовь – основа всего.

Ирина Дудка

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×