Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
26 июня 2022,  15:04

Музыкальная мастерская. Кто учит красногвардейских школьников делать народные инструменты

Об этом узнала «Белгородская правда», очутившись в селе Сорокино Красногвардейского района

Музыкальная мастерская. Кто учит красногвардейских школьников делать народные инструментыДмитрий НечаевФото: Олег Гончаренко
  • Статья
  • Статья

В местной школе, как и везде, каникулы. А когда шли уроки и были переменки – тут всё было наполнено звуками трещоток. И приложил к этому руку Дмитрий Нечаев – новый директор Верхнепокровского дома культуры: вместе с ребятами он изготавливает народные инструменты.

Армия тоже прошла с музыкой

«Узнавать что‑то новое детям всегда интересно. А если ещё сделать инструмент своими руками, а потом на нём сыграть – это восторг неописуемый. Я вижу, как горят у них глаза при этом», – делится Дмитрий Нечаев.

С прошлого года он работает по губернаторскому гранту, направленному на развитие народной культуры. 

Как же в Сорокино появилась творческая мастерская музыканта-ремесленника?

Первым народным инструментом, который Дмитрий Николаевич освоил, была балалайка. Причём научиться играть на ней нужно было в рекордно короткие сроки.

«Я местный, родился в Нижней Покровке, с 5-го класса пел в фольклорном ансамбле «Чернозёмочка», а после 9-го решил поступать в Белгородский музыкальный колледж. За полгода до поступления вдруг узнал, что на вступительных экзаменах нужно исполнить два произведения на любом инструменте. Я же в музыкальной школе не учился, нотной грамоты не знал», – вспоминает Дмитрий Нечаев.

 

 

Помог дядя – Виктор Нечаев, руководитель известного фольклорного ансамбля «Усёрд», директор Нижнепокровского дома культуры. Он и стал учить будущего абитуриента игре на балалайке. Прослушивание старательного ученика на экзамене прошло успешно.

В колледже – очередная встреча с народными инструментами на посвящённом им курсе.

«Жалейки, свирели, другие фольклорные инструменты были. Брал их и играл на всех, чтобы понимать и знать основу, – рассказывает Дмитрий Николаевич. – Армия после учёбы тоже прошла с музыкой, весело и задорно. Там в доме культуры части был духовой оркестр, где в свободное время я играл на трубе».

Но после срочной службы парень вернулся домой с твёрдым убеждением, что профессию нужно менять. Устроился оператором по приёмке молока, подумывал поработать водителем. Но получил предложение преподавать музыку в Верхнепокровской школе. Согласился, а через месяц следующее предложение – возглавить Сорокинский дом культуры. О том, что молодому руководителю, которому в то время исполнился 21 год, и жителям села за восемь лет совместной работы удалось многое, говорит благодарственное письмо губернатора Белгородской области, которое Дмитрий Нечаев получил в прошлом году.

 

Музыкальная мастерская. Кто учит красногвардейских школьников делать народные инструменты - Изображение Фото: Олег Гончаренко

Гусли звончатые и лира колёсная

Новоиспечённого работника культуры Виктор Нечаев пригласил в фольклорный ансамбль «Усёрд». Дмитрий был самым молодым участником и жадно пользовался открывшимися возможностям. Коллектив часто выезжал на фестивали и конкурсы – в Москву, Санкт-Петербург, Ростов, другие города, где его ждали новые знакомства.

«На многих мероприятиях были выставки народных инструментов, мастер-классы по их изготовлению. Например, Сергей Плотников из Воронежа, основатель музея «Забытые инструменты», очень интересно рассказывал про гусли. И я подумал: если он, не имея музыкального образования, делает инструменты, на которых можно играть, то почему бы и мне не попробовать», – говорит Дмитрий Нечаев.

Первые гусли он делал практически на коленке инструментами, которые нашёл дома – пилой, стамесками. Для изготовления корпуса подошла найденная во дворе древесина сосны, в магазине заказал гитарные струны определённой толщины. И традиционный русский народный инструмент, звучавший на Руси с незапамятных времён и так часто упоминавшийся в сказках и былинах, заиграл в руках Нечаева.

Затем занялся гудком, смычковым трёхструнным музыкальным инструментом. Внешне он похож на скрипку: деревянный корпус, струны – недаром же считается её прародителем. А вообще практически все современные классические инструменты имеют фольклорные корни и дошедшие до наших дней традиционные аналоги.

 

Музыкальная мастерская. Кто учит красногвардейских школьников делать народные инструменты - Изображение Фото: Олег Гончаренко

 

«Сергей Плотников сказал, что гудок из чурбачка можно сделать за один день. Раз так сказал, нужно пробовать, мне было на кого равняться», – улыбается Дмитрий Николаевич.

Он нашёл и обтесал маленький чурбачок, для смычка подошла ветка сливы. Раньше в качестве струн натягивали конский волос, Нечаев же для этих целей заказал в интернет-магазине синтетические нити. Как он отметил, старинные инструменты создают по этнографическим образцам, но современные мастера давно пришли к выводу, что в их изготовлении можно использовать всё, что есть под рукой.

«Наш народ всегда был творческим и талантливым, жалейки, свирели делались просто. Человек видит, например, лежит палочка – поднял, а она полая. К ней пищик из камыша приладил, проковырял отверстие – получилась жалейка. На территории Красногвардейского района бытовала полностью камышовая жалейка», – рассказывает мастер.

Для обработки металла требовался токарный станок, но покупка специализированного инструмента – неподъёмные затраты. Нечаев нашёл подходящий мотор, заказал подшипники, что‑то с отцом подварили – вот и самодельный токарный станок, на котором можно делать свирели и жалейки. Число музыкальных инструментов – струнных, духовых, шумовых – в его коллекции продолжало расти.

«Сейчас работаю над изготовлением долблёной балалайки, в старину её делали из цельного куска дерева, – рассказывает мастер. – В планах колёсная лира – струнный инструмент, где роль смычка выполняет бесконечно вращающееся колесо».

 

Мелодичные ложки

Август прошлого года директору Сорокинского ДК запомнился приятными хлопотами. Для мастерской музыканта-ремесленника на денежные средства губернаторского гранта – 263 тысячи – закупили куб сосновой доски, рубанки, токарный, сверлильный и фрезерный станки, шлифовальную машину, а также циркулярную и ленточную пилы.

«Первые месяцы в мастерской был ажиотаж: школьникам всё интересно, ведь многие станки видели впервые, спорили «ты уже пилил, отходи, дай мне», – рассказывает мастер. – Но ребёнок не должен работать на циркулярной пиле, поэтому я нарезал заготовки, детям постарше доверял ленточную пилу, сверлильный станок. А потом каждый из своих заготовок делал музыкальный инструмент. Видели бы вы их эмоции, когда он начинает издавать звуки!»

Ребята из Верхнепокровской школы делали заготовки не только для себя, но и для мастер-классов в Нижнепокровской школе, ведь проект мастерской рассчитан на детей всего сельского поселения.

Дмитрий Нечаев брал с собой коллекцию фольклорных инструментов, сначала подробно рассказывал о них и только потом проводил практическое занятие.

«В настоящий момент разработан районный проект, в рамках которого я проведу мастер-классы во всех местных школах», – говорит Дмитрий Николаевич.

Сейчас он выкладывает их в Интернете. Для изготовления ударных народных музыкальных инструментов особых заготовок не требуется. Ими могут стать, например, обыкновенные ложки. Дмитрий Николаевич наглядно показывает, что делать, чтобы они зазвучали.

Об инструментарии, бытовавшем в нашей местности, он говорит со студентами и преподавателями Белгородского государственного института искусств и культуры, который закончил несколько лет назад. Теперь он участник международных научно-практических конференций, которые проводит вуз.

В Красногвардейском районе создали клуб хранителей потомков однодворцев, одним из участников которого стал Дмитрий Нечаев, назначенный недавно директором Верхнепокровского дома культуры.

Елена Мирошниченко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×