Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
02 июня 2022,  11:16

Душа музея. Почему ивнянец Дмитрий Кременёв не любит селфи

Душа музея. Почему ивнянец Дмитрий Кременёв не любит селфиФото: Олег Гончаренко
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Во главе любого дела – и в развитии туризма – стоят, как известно, люди. Директор Верхопенского филиала Ивнянского историко-краеведческого музея Дмитрий Кременёв из тех руководителей, благодаря которым музей не пустует.

На его экскурсии возвращаются снова и снова – не по одной теме, так по другой. Дмитрий убеждён: главное – быть увлечённым своей работой и выполнять её с душой, а не для галочки. Он рассказал «БП», как у него это получается.

Эталонное городище

«Родители мои отсюда, из Ивнянского района, а родился я в 1988 году здесь, в Верхопенье, – рассказывает Дмитрий Кременёв. – Здесь ходил в детсад и школу, и интерес к истории у меня почему‑то был с детства. Когда я поступил на истфак, соседи сказали, мол, мы не удивлены, ты нам ещё в 6 лет рассказывал про Курскую дугу. И после института, уже работая в музее, я осознал, что помню всё, что нам рассказывали на экскурсиях про местных уроженцев».

Дмитрий мог бы стать военным, но в военное училище не получилось поступить. В итоге окончил истфак Белгородского госуниверситета – с его увлекательными лекциями таких влюблённых в своё дело учёных, как археолог Владимир Сарапулкин, с ежегодной летней практикой на разных раскопках.

Будучи археологом, историю Верхопенья Дмитрий Кременёв исчисляет с незапамятных времён – со скифских городищ, которых здесь множество. По его словам, на какой улице в селе ни копни – везде найдёшь остатки древних поселений.

Директор музея хотел бы сделать «эталонное городище»: раскопать одно из поселений так, чтобы был хорошо виден быт скифов – первых верхопенцев.

Душа музея. Почему ивнянец Дмитрий Кременёв не любит селфи - Изображение Фото: Олег Гончаренко

Вам здесь работать

В 2009 году, учась на пятом курсе, Дмитрий Кременёв зашёл в свой будущий музей в Верхопенье. В нём тогда шёл ремонт. Слово за слово с тогдашним руководством – и для будущего молодого специалиста нарисовалась вакансия. И голые стены в отремонтированных музейных залах да складированные экспонаты.

«Ваша задача – заново сделать музей, – сказал ему начальник управления культуры Ивнянского района Николай Савицкий. – Делайте, что и как хотите. Вам здесь работать и водить экскурсии».

Уникальная возможность сделать музей «под себя» помогла Дмитрию и его сотрудникам досконально ­изучить историю Верхопенья. Тем более что экскурсии по новой экспозиции начались с первых дней её открытия. Невидимая часть айсберга в музейном деле – это хранение ценностей материального и культурного наследия, но видимая часть – как раз экскурсионная и прочая работа с посетителями.

Душа музея. Почему ивнянец Дмитрий Кременёв не любит селфи - Изображение Фото: Олег Гончаренко

Экскурсовод – лицо музея

Можно записать голос экскурсовода на устройства-аудиогиды и раздавать их посетителям вместе с наушниками. Можно с помощью смартфонных технологий оснастить экспозицию элементами дополненной и виртуальной реальности. Но ничто не заменит беседу с живым человеком, уверен один из лучших экскурсоводов региона.

«Это касается и нас, музейщиков, – подчёркивает Дмитрий Кременёв. – Я понял это в 2020 году, когда в разгар пандемии мы снимали видеоэкскурсии для Интернета. Трудно было говорить в одну камеру. Важно, когда ещё и люди есть. Думаю, необходимость обратной связи с публикой подтвердит и музыкант на сцене, и учитель в школе – все, кто работает с людьми».

Никакое электронное устройство не может обеспечить увлекательный диалог экскурсовода и гостей, ответы на вопросы. Так, Дмитрий предлагает сказать: что, кроме готовки, позволяла делать русская печь? Оказывается, спать, лечиться, стирать и даже купаться. Спрашивает: что значит слово Верхопенье? Верховье здешней реки Пены. Или – с чего и в котором часу начиналось утро русской крестьянки (с затворения хлебов часа в 4 утра, а то и раньше), сколько за один раз корова выпивает воды (до 60 литров!).

Душа музея. Почему ивнянец Дмитрий Кременёв не любит селфи - Изображение Фото: Олег Гончаренко

Какая публика – такой и рассказ

Первую официальную экскурсию для посетителей Дмитрий провёл 27 марта 2010 года. И довольно быстро сделал вывод: хорошая экскурсия не может быть унифицированной, одинаковой для всех. Одно и то же не рассказывают одинаково взрослым и детям, приезжим и местным, любителям и профессионалам-историкам. Разнятся и набор подаваемых фактов, и интонация.

«Любознательной аудитории я подаю интересные факты: например, то, что 100–200 лет назад ивнянцы ели вдвое-втрое больше хлеба, нежели сейчас. По буханке хлеба в день на человека, в то время как сейчас у нас 400-граммовая буханка не всегда съедается целой семьёй. Потому что раньше щи да каша были пищей нашей, их трудно есть без хлеба, а сейчас питание куда разнообразнее», – констатирует экскурсовод.

Девочкам при этом можно дать попробовать ухват и чугунок – насколько они были тяжелы при помещении в печь.

«А вот пенсионерам этого не требуется, они же это помнят! – уверен Дмитрий Кременёв. – Лет 40 назад они сами, вместе с их родителями, жили этой жизнью. Поэтому в рассказ я добавляю фразы «Вам это знакомо», «Вы, конечно, это помните».

Взрослые и сами могут рассказать о том, что через 20 лет после войны в хозяйственных книгах сёл Ивнянского района ещё фиксировались такие строения, как хата (6х6 м) и хатёнка (5х5 м). И даже землянка и полуземлянка. Первая полностью в земле, вторая – наполовину, с выдающейся крышей.

«За 12 лет я одного только не понял: от чего зависит то, что на одной экскурсии я увлечённо рассказываю, например, про предметы крестьянского быта, а на другой душа лежит к истории погибшего здесь Героя Советского Союза танкиста Якова Кобзаря. Как работает этот внутренний компас, я не знаю», – признаётся директор музея.

О том, что мешает

К сожалению, не все посетители музеев дисциплинированы и внимательны. Порой приходится бояться за сохранность экспонатов и витринных стёкол.

«Лет десять назад появилась напасть – селфи с экскурсоводом. Представляете, я рассказываю, а дети становятся рядом и на фоне меня фотографируются. В первый раз я даже не выдержал и прекратил экскурсию. А сейчас считаю, что поступил тогда непедагогично. Следовало терпеливо разъяснить детям, что труд человека нужно уважать», – признаётся Дмитрий Кременёв.

Проблемный возраст посетителей музеев – 13–16 лет. Обычные подростки, со своим максимализмом и скепсисом. Дело чести для экскурсовода – мягко показать им, что они знают далеко не всё (ведь они убеждены в обратном), увлечь их рассказом и получить слова благодарности.

«Но есть и приятное. Каждый год перед 9 Мая к нам отовсюду, даже из далёких областей приезжают родственники тех, кто погиб в Ивнянском районе, под Верхопеньем. Визиты этих людей очень волнительны. Внуки, правнуки погибших солдат умеют находить информацию про них в архивах, в Интернете, на сайтах типа «Книга Памяти». И приезжают».

Сам по себе экспонат

Основание села Верхопенье, ­крестьянский быт, творчество местного самобытного художника Михаила Крамского (1908 – 1900 гг.), дореволюционные ремёсла, события ВОВ, культурная жизнь верхопенцев – у экскурсовода готовы рассказы на добрый десяток разных тем. Плюс – пешеходные экскурсии по селу и выездные по району. Плюс – интерактивные программы: например, «Каша из топора».

«Рассказываю сказку «Каша из топора» про то, как смекалистый солдат досыта наелся на побывке у скупой хозяйки, пообещав ей сделать кашу из топора. Он выпросил у неё всё остальное, что нужно для обычной каши: крупу, масло, соль и прочее. И в итоге сварил сытную кашу, только с топором в котелке. Рассказав сказку, предлагаю детям сочинить свои рецепты каши из топора, и тут‑то они включают фантазию, подбирают ингредиенты, вспоминают готовку своих мам и бабушек. Многие, кстати, предлагают использовать рис. И это – повод сообщить им новый факт: рис в России появился лишь в ХХ веке».

Кстати, недавно в национальной премии «Маршрут построен» Дмитрий Кременёв номинировался в номинации «Народный гид». В этот раз, к сожалению, не одержал победу. Но то, что экскурсовод из простого сельского музея представлял целую область на национальной премии – уже само по себе приятно.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×