Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
28 июля 2014, 10:03
 Сергей Шевченко 2062

За покупками в онлайн

26 июля в России отметили День работников торговли. «БелПресса» решила рассказать об интернет-торговле, которая неизбежно будет заменять всё больше традиционных магазинов

За покупками в онлайн
  • Сергей Шевченко
  • Статья

Объём рынка розничных онлайн-продаж в России составляет около полутриллиона рублей в год – деньги всё стремительней уходят в сеть. Уже давно и безоговорочно завоевав крупную аудиторию в столице и крупнейших российских городах, интернет-магазины начинают завоёвывать и региональные рынки. Эксперты уверены, что экономия времени и ресурсов сделают своё дело и онлайн-продажи в Белгородской области достигнут столичного уровня.

Неизбежный рост

По данным исследования «Интернет-торговля в России. Основные показатели и тенденции» компании East-West Digital news, объём рынка интернет-торговли в России в 2013 году составил 510 млрд рублей, на 365 млрд из них продано физических товаров. Доля онлайн-продаж во всём российском ретейле достигла показателя 2 %, покупки в Интернете сделали около 30 млн человек. Рост рынка электронной коммерции – 25–30 % в год. По данным экспертов, в России насчитывалось порядка 39 тыс. интернет-магазинов.

Среди интернет-магазинов лидирующим с первых лет развития интернет-коммерции остаётся сегмент бытовой техники. По итогам I полугодия 2013 году его объём составлял 65,7 млрд рублей. В первую тройку входят также одежда и обувь (20,2 млрд) и автозапчасти (15,6 млрд). Аналогичная картина на рынке наблюдалась и по итогам 2012 года.

Если в настоящее время основная доля электронной коммерции приходится на Москву и Санкт-Петербург, то основная часть будущего роста будет проходить в регионах. По данным EWDN, пока рынок примерно пополам делят две столицы и регионы. Однако уже в 2015 году вместе с весьма бурным приростом до уровня 845 млрд рублей на Москву и Санкт-Петербург будет приходиться 365 млрд, а на регионы – 480 млрд рублей.

«Компании, ориентированные на Москву, вероятно, будут удивлены тем, что многие интернет-магазины, обслуживающие всю страну, фиксируют более высокую покупательскую активность в городах с населением от 300 тыс. до 1 млн, чем в Москве», – отмечается в исследовании.

Время регионов

Белгородская область, пусть и с некоторым опозданием в сравнении со столицами, довольно динамично вступает в эру интернет-магазинов. Генеральный директор одной из белгородских IT-компаний Алексей Прокопенко замечает, что ещё в 2013 году запросы клиентов на создание сервисов, которые бы позволяли оплачивать товары и услуги онлайн, были, скорее, исключением, то уже в 2014 году они превратились в правило. Сайты-визитки превращаются в моветон. Спрос белгородских клиентов в целом подтверждает данные о 25%-ном росте электронной коммерции.

В Интернет приходит как давно устоявшийся бизнес, имеющий мощные оффлайн-площадки и желающий расширить каналы продаж, так и совершенно новые проекты, в том числе продающие то, что продаваться может только через Интернет, как продажа электронного контента, смс-сервисы и т. д. Соотношение матёрых игроков рынка с теми, кто приходит только для работы в онлайн, по оценкам руководителя CSN, – примерно 50 на 50.

Если на заре развития интернет-магазинов все они требовали доступа в Интернет с персонального компьютера или лэптопа, то сейчас быстрый рост рынка основывается на новых возможностях приобретать всё максимально быстро и просто при помощи смартфонов.

«Если говорить о тенденциях, можно отметить запросы на создание сайтов интернет-магазинов в адаптивном дизайне, то есть для мобильных устройств. Это очевидный тренд. Причём такой дизайн заказывают даже непопулярные, по нашим прогнозам, ресурсы», – отмечает Алексей Прокопенко.

Существующая в регионе мобильная сеть с предоставлением мобильного Интернета вполне удовлетворяет потребностям растущего рынка электронной коммерции в регионе.

«Особой скорости не нужно. Сама транзакция, т. е. совершение покупки, не требует больших затрат по скорости, это один клик, что называется. Но хороший Интернет может потребоваться для задачи всесторонне ознакомиться с товаром, особенно если там много картинок», – подчёркивает эксперт.

В этом свете Алексей Прокопенко уверен, что жители региона в ближайшем будущем будут не менее активно, чем сейчас москвичи или петербуржцы, пользоваться интернет-магазинами. По его мнению, к этому приведёт нежелание людей тратить время на поездки в магазины, особенно в условиях осложнённого трафика. Кроме того, в онлайне, как правило, предлагают более низкую цены на товар или услугу, чем обычные магазины.

Сокращение издержек

Несмотря на то что весь сегмент интернет-торговли де-факто только начинает по-настоящему развиваться в Белгородской области, здесь уже сформировался пул довольно успешных онлайн-проектов, быстро освоивших пустующую пока нишу.

Директор белгородского интернет-магазина контактных линз  Галина Шатилова рассказывает, что открыть свою онлайн-площадку решилась ещё в 2009 году, для чего сразу же зарегистрировалась как ИП. Причины ухода в онлайн знакомы многим белгородским предпринимателям.

«После того как мы узнали среднюю стоимость на аренду помещений в Белгороде, идея заняться поставкой линз через Интернет появилась незамедлительно. И потом в нашей семье были свои, так скажем, ресурсы (есть веб-дизайнер, авто с водителем, бухгалтер). Открыть ИП, найти поставщиков в нашей стране достаточно просто, сложнее найти рынок сбыта», – рассказывает предприниматель.

Галина Шатилова замечает, что главным плюсом и для продавцов, и для предпринимателей являются адекватные цены. Ключевой недостаток – отсутствие возможности пощупать товар, так как у покупателя есть возможность попасть на недобросовестных продавцов. В то же время такая ситуация заставляет владельцев интернет-магазина очень внимательно относиться к отзывам своих клиентов, которые и становятся лучшей рекламой онлайн-площадки.

«Потребители в Белгородской области становятся всё более продвинутыми, рост заметен. Когда мы начинали, отзывы были примерно такие: «Ого, у нас в Белгороде есть интернет-магазин?! Посмотрим, посмотрим…» Опасений со стороны клиентов в последние пару лет стало в разы меньше, тем более что мы работаем без предоплаты, т. е. оплата у нас идёт в момент получения заказа. С нашей стороны это своеобразный жест доверия нашим клиентам, что они не откажутся от товара», – делится опытом Галина Шатилова.

По мнению создателя интернет-магазина, в последнее время для владельцев таких ресурсов серьёзно упростились условия работы, что также позитивно влияет на рынок.

«Развитие этого сегмента значительно: отпали проблемы с доступом в Сеть, развивается система электронных платежей, повышается уровень доверия покупателей к онлайн-торговле. Как ни странно это прозвучит, но для нас главная проблема – задержки с поставками от наших поставщиков или транспортных компаний, к сожалению. На мой взгляд, всё должно работать как часы. Сроки доставки – это очень важный момент для любой торговли. А если глобально, мне кажется, для развития качественной интернет-торговли нам нужна прежде всего оценка наших потребителей, своего рода сертификат доверия от клиентов, если он есть, то люди разберутся сами, кому доверять, а с кем не стоит работать», – добавляет собеседник «БелПрессы».

Цена вопроса

Развивающийся рынок электронной коммерции существенно снижает входной порог для начинающих предпринимателей, тогда как  традиционный бизнес в России сегодня работает в весьма сложных условиях. Действительно, арендная плата в Белгородской области заставляет многих отказаться от реализации задуманных проектов. Интернет-магазины в таком случае становятся палочкой-выручалочкой для бизнесменов.

Алексей Прокопенко отмечает, что стоимость создания интернет-магазина начинается от 30 тыс. рублей. За эту сумму можно приобрести лицензию на редакцию популярной платформы для создания интернет-магазинов. Однако в таком экономичном варианте предпринимателю придётся самостоятельно наполнять и дорабатывать сайт под свою задумку.

«Вся информация есть, можно самостоятельно освоить. Но немногие готовы тратить на это время и силы. Для тех, кто хочет быстрый и качественный результат, цена стартует от 100 тыс. рублей. Это нижняя планка. А для сайта с адаптивным дизайном стоимость интернет-магазина будет начинаться примерно от 150 тыс. рублей», – подчёркивает  Прокопенко.

Сергей Шевченко


для комментариев используется HyperComments
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×