Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14 апреля 2022,  10:42
 Сергей Ерёмин 334

Всех муз друг славный…

Почему так называется музейная гостиная, посвящённая 80-летию со дня рождения Евгения Дубравного

Всех муз друг славный…Евгений Дубравный и Юрий Помельников в минуту отдыхаФото: из архива Юрия Помельникова
  • Сергей Ерёмин
  • Белгородская правда
  • Сергей Ерёмин
  • Белгородская правда

«Редкая птица долетит до середины Днепра». Редко кто перечислит хотя бы половину талантов Евгения Дубравного. Во всяком случае, число их давно уже превышает количество муз, специализирующихся на покровительстве тому или иному виду творческой деятельности.

В «превышении» ничего удивительного нет: боги на Олимпе не смогли предугадать, что со временем появится кино, которое объявят «из всех искусств важнейшим», и телевидение, которое станет властелином эфира и всего мира. И потому не предусмотрели должность музы по электронным способам пере­дачи движущегося изображения». Это строки из поздравления, которое «Белгородская правда» преподнесла на его 60-летие, озаглавив «Всех муз друг славный Е. Дубравный». Вот что натолкнуло его на «чудаковатую идею» собрать публикации о себе в книге с подаренным названием, которая вышла в 2013 году. Предваряя гостиную в литературном музее, предоставляем слово коллегам Евгения Фёдоровича.

Тихонько скажем: «С юбилеем…»

Вера Кобзарь, председатель Белгородского регионального отделения Союза писателей России:

«Сколько работаю в писательской организации (а работаю я в ней с 1981 года), Евгений Дубравный всегда был в орбите её деятельности. Познакомилась с ним, когда он был редактором газеты «Красное знамя» Шебекинского района и часто бывал у нас, а конкретнее, на литературных консультациях у известного прозаика Владимира Жуковского. Темой нашего первого разговора были воспоминания о Краснодарском крае, где родился Евгений Фёдорович, а у меня большая часть родственников живут именно там. А потом его приём в Союз писателей, выход новых книг – всё это было, как говорится, на глазах».

Евгений Фёдорович был человеком разноплановым. Он и поэт, и прозаик, и переводчик, автор документальных книг и более десяти документальных фильмов, в том числе о белгородских писателях и художниках, а ещё коллекционер и фотограф. Он много книг посвятил детям. В течение пятнадцати лет руководил клубом эстетического развития «Светлячок» в детской библиотеке им. Альберта Лиханова. Он был создателем и руководителем Есенинского общества – региональной общественной организации «Радуница», которая начала свою работу в год 100-летия со дня рождения С.А. Есенина.

Не буду перечислять все заслуги и награды Евгения Фёдоровича – о них известно. Его книги и фильмы говорят о нём больше, чем можем сказать мы, его коллеги и соратники. Верю, что душа его с нами, она рядом. И мы можем тихонько сказать: «С юбилеем, Евгений Фёдорович», – и он услышит.

Рьяно взялся за дело

Юрий Помельников, советник регионального департамента ВГТРК, заслуженный работник культуры РФ:

«С Дубравным я познакомился, кода он был завсектором печати обкома КПСС. А тесное сотрудничество с Евгением Фёдоровичем началось, когда председатель ГТРК «Белгород» Трещалин пригласил его на работу своим заместителем и поручил заниматься организацией телевидения. С Александром Сергеевичем он приезжал в Старый Оскол, где я возглавлял телерадиокомитет и телепередачи по кабельным сетям к нам уже шли. Но работали тогда на бытовой технике».

Дубравный рьяно взялся за дело. Из Москвы поступила профессиональная техника. И 30 декабря 1992 года первая передача вышла в эфир. Он лично готовил сюжеты, вёл передачи в студии, снимал документальные фильмы.

Ещё одна уникальная работа – книга «Звездопад над Белогорьем»: интервью Дубравного с поэтами, писателями, музыкантами, артистами, посетившими наш край. В этом созвездии Евгений Леонов, Лев Ошанин, Владимир Высоцкий, Алла Пугачёва, Михаил Ножкин, Лев Лещенко… Сначала эти материалы печатались в «Белгородской правде», где он работал корреспондентом и заместителем редактора.

А когда появилось телевидение, Дубравный стал приглашать великих и в студию.

…В начале 2000-х мы тесно дружили с Харьковской ГТРК, ездили друг к другу в гости, обменивались сюжетами. С приходом президента Ющенко стали ощущаться ростки русофобии, но Харьков считали русским городом.

Как‑то получаю приглашение поучаствовать в телепередаче в Харькове. Предложил поехать и Евгению Фёдоровичу, так как он начинал учиться в Киевском университете и знал украинский язык.

Думали, разговор пойдёт о дружбе, сотрудничестве между областями (мы взяли данные о промышленности, сельском хозяйстве, культурной жизни Белгородчины). В то время передачи шли уже на двух языках – русском и украинском. И вдруг нам говорят, что «русская» ведущая заболела и вести передачу будет «украинская». Я спросил, а что, она не знает русский? Знает, но говорить будет на украинском, ответили мне.

Таким образом, моё участие в передаче отпало. Ведущая через несколько минут договорилась до того, что мы, мол, русские, вмешиваемся во внутренние дела Украины.

Дубравный в ответ: «Мы братья навеки и «Колокол единения трёх братских народов» в Белгородской области открыли Путин, Лукашенко и Кучма – лидеры трёх славянских народов».

Она: «Вы пытаетесь полностью навязать нам русскую культуру».

«Нет, мы любим и украинскую», – парировал Дубравный и… на украинском языке прочитал стихотворение.

Глаза у ведущей округлились: «Нам по пути с Европой!».

«С какой Европой! – завёлся Дубравный. – Давайте выйдем на площадь, в магазин, в кафе – вы везде услышите только русскую речь».

А ещё напомнил, что Украину от фашистов освобождал наш земляк генерал Ватутин.

Короче, дружеской передачи не получилось.

Заехали в кафе. Съели по тарелке прекрасного украинского борща, жареной картошки с салом. Евгений Фёдорович поднял рюмку горилки, я – коньяка – за дружбу России и Украины.

Больше мы с ним в Харьков не ездили.

Начинали втроём

Светлана Запорожченко, пресс-секретарь управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям:

«Всё возвращается на круги своя… Это я о том, что, уйдя на пенсию из ГТРК «Белгород», пришла работать в управление Россельхознадзора в то самое здание по Щорса, 8, откуда начиналось Белгородское телевидение. Наверное, судьба. Четыре маленьких кабинета на первом этаже бывшей «Сельхозхимии», в актовом зале – студия, наверху монтажная аппаратная. Нас всего трое журналистов: Евгений Дубравный, Михаил Ермоленко (увы, тоже покойный) и я, да ещё оператор Валера Михеев. Было также четверо инженеров».

Евгений Фёдорович был зампредседателя ГТРК «Белгород» по телевидению – одним словом, начальник. Но как‑то не очень идёт ему этот «титул». Он прежде всего был творцом. Никто из нас до этого не работал на телевидении, хотя в своё время все окончили факультеты журналистики и прослушали спецкурс «телевидение». Но спецкурс – это одно, а на практике совсем другое.

Мы начинали с азов, учились у коллег, набивали шишки и делали, как потом выяснилось, очень неплохие передачи. У каждого был свой конёк, у Евгения Федоровича – художники и писатели. Он ведь и сам был очень творческим человеком, писал стихи и прозу, занимался поделками из дерева, коллекционировал патефоны. Цикл его передач «Неслучайные встречи» о художниках (сегодня многих из них уже нет в живых) – это золотой фонд нашего телевидения и летопись Белгородского отделения Союза художников. Он был увлекающимся человеком, любил коней, сказывались, наверное, казачьи корни. И его передача «Эх вы, кони» стала первой на нашем телевидении, победившей в российском конкурсе телевизионных работ…

В его кабинет всегда можно было прийти без стука, посоветоваться, выпить чаю, здесь можно было встретить многих интересных людей. Он дружил с народным артистом России Николаем Гнатюком и сделал о нём передачу, он брал интервью у народных артистов России Василия Ланового и Владимира Андреева…

Не всё успел

Вячеслав Соловьёв, бывший собкор «Белгородской правды»:

«Мы узнали друг друга, как говорится, за первой ложкой в общественной столовой. Он пришёл к нам, окончив МГУ имени Ломоносова. Через некоторое время его направили в Ростовскую высшую партийную школу. Мы переписывались».

Помню, как он приезжал ко мне в Валуйки. Прогуливались с ним у строящегося Дома Советов. Здание было ещё без отделки. На пляже у реки Оскол внимание Евгения Дубравного привлёк корешок, в котором одни побеги причудливыми изгибами прикрывали другие. Тогда я узнал о его увлечении собирать корешки и вырезать из них поделки.

Талантливый журналист, телеведущий, поэт, переводчик с украинского… Он многое знал, многое мог, но не всё успел. Помню, как часто приговаривал: «Эх, успеть бы!».

Подготовил Сергей Ерёмин

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×