Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
23 июля 2014, 14:53
 Игорь Топоров 1274

Рыцарь культуры

К 30-летию со дня кончины писателя и просветителя Адриана Топорова

Рыцарь культуры Адриан Топоров
  • Игорь Топоров

30 лет назад – 23 июля 1984 года – ушел в вечность наш земляк Адриан Топоров. По мнению современников, он был одним из последних рыцарей культуры ХХ века. Известный писатель и просветитель Адриан Митрофанович Топоров считал, что у него две родины: Россия (он родился в селе Стойло, которое вошло в состав Старого Оскола), и Украина – в городе Николаеве он прожил последние 35 лет.

Топоров оставил огромное творческое наследие. Создатель знаменитой коммуны «Майское утро», «духовный дед» космонавта № 2 Германа Титова (его родители были учениками Топорова), педагог-новатор, автор легендарной книги «Крестьяне о писателях», многотомных мемуаров, учебников: игры на скрипке, по изучению эсперанто, русского языка и литературы, краевед, общественный и театральный деятель – это всё о нем.

И опыт жизни Адриана Топорова снова востребован. За несколько последних лет вышли в свет его книги «Воспоминания. Статьи. Письма» (Барнаул, 2010), «Мозаика» (Москва, Нобель – пресс, 2013). Готовятся к публикации полное издание мемуаров, новая редакция книги «Крестьяне о писателях» и сборник рассказов «Мозаика – 2» с блистательными миниатюрами из жизни великих политиков и полководцев – результат кропотливой многолетней работы автора, исследовавшего огромное количество научных, исторических, литературных, архивных и иных источников. Предлагаем вниманию читателей «Белгородских известий» несколько миниатюр из этой книги.

Самая большая свадьба

Дабы разные завоеванные им народы породнить, Александр Македонский (356 – 323 гг. до н.э.) зараз женил 10 тысяч своих солдат на персиянках и сам в тот же день стал зятем персидского царя.

Подобной большой свадьбы мир не знал.


Жертвы чужого обычая

У разных народов существуют разные обычаи, незнание которых нередко приводило иноземцев к большим бедам.

К знаменитому валашскому господарю Владу III Дракуле (ок. 1429 – ок. 1476) пришли турецкие послы и, следуя своим обычаям, поклонились ему, не сняв кап (шапок). Дракула оскорбился и приказал прибить малыми гвоздями шапки послов к их носителям. В таком виде послы и были отпущены на родину.

Кошачий орган

Невиданный «музыкальный» инструмент соорудили жители Брюсселя, готовясь к встрече великого инквизитора, короля Испании и Нидерландов Филиппа II.

Навстречу королевской свите бельгийцы выслали экипаж, на котором водрузили огромный орган. В каждой трубе его сидел кот, чей хвост был привязан к клавишам. На органе «играл» человек в медвежьей шкуре.

Когда процессия поравнялась с королевской каретой, Филипп, услышав кошачью музыку, улыбнулся. Эта его улыбка была единственной за всё время пребывания в Брюсселе.

Лёгкое испытание огнём

Пётр Великий гнал от себя прочь льстецов и подхалимов, кичившихся преданностью ему и Отечеству. Один офицер на ассамблее хвалился царю готовностью отдать за него жизнь и уверял, что может доказать это сию минуту.

Петр молча взял руку бахвала, один палец ее поднес к пламени свечи и начал жечь. Офицер завертелся от боли, пытаясь отдёрнуть руку от огня. Царь упрекнул его:

«Ради меня ты малой боли вытерпеть не смог. А как же ты обещал с радостью пожертвовать всё тело за меня?»

Разговор с генерал-прокурором

Даже подарки, поднесенные Петру Великому городами, он считал взятками, и потому немедленно возвращал их дарителям.

Лихоимство доводило его до белого каления. Он приказал Павлу Ивановичу Ягужинскому:

– Напиши указ, что если кто и настолько украдет, что можно купить веревку, то будет немедленно повешен.

Однако ответ первого в истории России генерал-прокурора был весьма неожиданным:

– Всемилостивейший государь! Разве вы хотите остаться императором без подданных? Мы все воруем, только с тем различием, что один более другого.

Пётр Первый рассмеялся и прекратил разговор.

Убедительный аргумент

Фридрих II Великий (1712-1786) любил диспуты. По привычке он заканчивал их ударом ноги в колено оппонента. Загоревшись очередным желанием поспорить, он спросил одного придворного, почему он не высказывает своих суждений. Придворный отговорился:

– Опасно выражать свои мнения королю, который имеет такие огромные «убеждающие» сапоги!

Непонятные морские термины

Адмирал  Василий Яковлевич Чичагов (1726-1809) в 1789 и 1790 годах разгромил шведский военно-морской флот. За эти блистательные победы он получил от Екатерины Второй Андреевскую ленту, орден св. Георгия 1-й степени, похвальную грамоту, шпагу, украшенную алмазами, серебряный сервиз и два поместья с 3805-ю крепостными крестьянами.

По возвращению триумфатора в столицу императрица пожелала услышать из его уст рассказ о подвиге. Она пригласила адмирала прибыть во дворец на следующее утро.

Это приглашение всполошило всех царедворцев, которым было хорошо известно, что Чичагов – грубый мужлан, не знакомый с правилами придворного этикета да к тому же пересыпающий свою речь непристойными выражениями. Вельможи предупредили об этом царицу, но она настояла на своём. Приняла героя в кабинете и попросила его начать рассказ.

Василий Яковлевич, зная свою ораторскую слабость, сперва робел, краснел, но постепенно оживлялся и, наконец, разгорячился, замахал руками, изображая бой. А когда дошёл до бегства шведского флота, заорал во всё голо:

– Я их!! Я их!!

Этот крик он сопровождал матёрой руганью. Но, опомнившись, старик в ужасе вскочил с кресла – и бух в ноги царице:

– Виноват, матушка, ваше императорское величество...

А Екатерина, улыбаясь, любезно сказала:

– Ничего, ничего, Василий Яковлевич, продолжайте. Я ваших морских терминов не разумею.

Ободрённый этими словами, адмирал опять сел в кресло и закончил свой рассказ.

Счастливое воровство

Императрица Екатерина Вторая звонком вызвала прислугу, но никто не явился. Она пошла из кабинета по комнатам. Наконец, в одной из них увидела, что истопник дворца старательно завязывает толстый тюк.

– Что это? – спросила Екатерина.

Побледнев, истопник залепетал:

– Помилуйте, ваше императорское величество!

– Что же ты делал?
– Вот мой чемодан... Он набит разными ценными вещами из дворца вашего величества. А тут вот жаркое, печенье, несколько бутылок вина, несколько фунтов конфет для моих детей. Я отдежурил свою неделю и вот теперь иду домой.

– Где же ты хочешь выйти?
– Вон там, по той лестнице.

– Нет, не ходи туда: там тебя может встретить начальник дворцовой стражи. И я боюсь, что тогда твои дети ничего не получат. Бери-ка чемодан и тюк и иди за мной.

Она провела истопника через залы на другую лестницу, сама отворила двери и сказала:
– Ну, теперь иди с богом!

Как адмирал ограбил вора

В молодости выдающийся флотоводец Михаил Петрович Лазарев (1788-1851) некоторое время проживал в Кронштадте вместе с тремя товарищами. Они занимали одну комнату в нижнем этаже дома.

Как-то друзья проигрались в карты в пух и прах. Им не на что было купить даже хлеба и квасу. Все четверо, голодные, легли спать без надежды позавтракать на следующий день.

Товарищи Лазарева заснули, а ему не спалось. Наконец, он слегка задремал. Вдруг слышит: вор тихонько отворяет окошко и лезет в комнату. Михаил Петрович претворялся спящим и стал наблюдать, что же будет дальше. Вор собрал одежду троих офицеров, завязал её в платок. Начал было забирать одежду и Лазарева. Тот мгновенно вскочил с кровати, схватил вора за горло и зловещим голосом заговорил:

– Молчи! Не кричи! Все деньги, что есть у тебя, сейчас же отдай! Иначе – убью!

Чувствуя на горле мёртвую хватку, вор смертельно испугался и вынул из кармана последние пять рублей. Лазарев взял деньги и вышвырнул вора в окошко. Когда рассвело. Михаил Петрович разбудил своего слугу, дал ему добычу и послал купить еды.

С помощью слуги он накрыл роскошный стол и крикнул товарищам:

– Вставайте завтракать!

А те, не открывая глаз, просили:

– Не шути... Мы знаем, что у нас нет ни копейки...

Но, поднявшись с постелей, они не поверили своим глазам: на столе красовались яства и вина!
И Михаил Петрович, смеясь, рассказал друзьям, как он ночью обокрал вора.

Находчивый юнкер

Прогуливаясь вечером, Николай Первый (1798 – 1855) встретил юнкера инженерной школы.

– Откуда идешь так поздно? – спросил царь.
– Из депа, ваше императорское величество, – громко отчеканил юнкер.

– Дурак! Разве «депо» склоняется?!
– Всё склоняется перед вашим императорским величием! – гаркнул находчивый юнкер.
Царь улыбнулся и разрешил идти ему дальше.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×