Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11 апреля 2022,  14:47

«Суд народный»: как картина Бориса Щербакова оказалась в Валуйках

Историю полотна «Белгородской правде» рассказала специалист Валуйского историко-художественного музея Наталья Иващенко

«Суд народный»: как картина Бориса Щербакова оказалась в ВалуйкахНаталья ИващенкоФото: Владимир Писахов
  • Статья
  • Статья

«Суд народный» – монументальное произведение известного советского художника Бориса Щербакова. От остальных музейных предметов она отличается и уникальными размерами – 365 на 160 см, и историей создания, занявшей 46 лет. А ещё тем, что пережила блокаду Ленинграда.

В бомбоубежище с эскизом

Крестьянское восстание 1670–1671 годов под предводительством донского казака Степана Разина заинтересовало Бориса Щербакова ещё до Великой Отечественной войны. Мастер скрупулёзно изучал беспокойный период истории царской России, вникал в детали, касающиеся быта, образа жизни и характеров людей, живших в XVII столетии, и в 1940 году приступил к первым наброскам. Лихой атаман, защитник беглых крестьян, не желавших оставаться в статусе закрепощённых, должен, по замыслу художника, вершить суд над боярами и воплощать идею народной справедливости – жестоко и без права на помилование. Однако в творческие задумки автора вмешалось другое кровопролитное событие.

«В 1941 году Щербаков уходит добровольцем на фронт из родного Ленинграда, где остаётся его семья, – рассказывает главный хранитель музейных предметов Наталья Иващенко. – Во время блокады осаждённого города супруга Бориса Валентиновича сворачивала в рулон незаконченное полотно и бежала с ним в бомбоубежище, когда объявляли воздушную тревогу. Тяжелейшие времена, конечно, выпали на долю женщины, но она справилась».

В 1943-м художнику удалось вывезти жену и тёщу в Москву, подступы к которой в должности сапёра он минировал осенью 41-го. Будущую картину расправы над боярами, выполненную в виде эскиза, Зоя Анатольевна бережно хранила до возвращения мужа с войны, Борис Валентинович лишь в 1986 году завершил работу над масштабным народным судом.

 

Смеются, плачут и кричат

«Обратите внимание, насколько достоверно изображены около 100 персонажей, насколько искренне они выражают такие разные эмоции от происходящего в центре картины, – делится впечатлениями Наталья Иващенко. – Это толпа зевак, собравшаяся посмотреть, как будут казнить ненавистных представителей высшего слоя общества. Кто‑то одобряет самосуд Разина и радостно размахивает шапками, кто‑то гневно грозит жертвам, а кто‑то грустно склоняет голову, видимо, понимая, что добром дело не закончится, и плачет».

Степан Разин выносит приговор по‑хозяйски, просунув руку за пояс, широко расставив ноги, надменно и выжидающе поглядывая на одного из осуждённых, которого крестьяне насильно ведут ко второму, уже стоящему перед вождём на коленях. Слева сооружена виселица, где болтаются удавки, справа испуганную девочку – вероятно, дочь боярина, обнимает женщина, пытаясь успокоить, а к главным героям неожиданно рвётся странный парнишка. Неужели станет перечить атаману и попытается спасти его врагов?

 

Картина «Суд народный» Картина «Суд народный»

 

«Вряд ли, – развеивает сомнения главный хранитель музейных предметов. – Молодой человек юродивый, как говорили предки, и, скорее всего, не понимает сути разворачивающихся событий, поэтому старушка-мать хочет удержать сына от беды. Казалось бы, смысл на поверхности, но произведение можно рассматривать долго. Многие посетители, например, только спустя несколько минут замечают виселицу».

Интересуюсь у Натальи Иващенко, откуда вам известны подробности замысла художника и история создания полотна в целом.

«Её нам передавали прежние сотрудники, работавшие здесь раньше, – отвечает экскурсовод. – Дело в том, что «Суд народный» оказался в Валуйках в 1989 году благодаря тогдашнему руководству нашего учреждения: обратились в Министерство культуры СССР с просьбой пополнить фонды музея коллекциями живописи, графики, скульптур. Нам привезли две картины Бориса Щербакова, выполненные маслом на холсте: вторая, кстати, тоже имеет отношение к блокадному Ленинграду и называется «Без вины виноватые».

На шедевры пыль не оседает

Грандиозный труд Бориса Валентиновича поражает буквально всем: и исторической объективностью, и художественным мастерством, и необъятными размерами, и длительным сроком создания. Российским искусствоведам известен подобный факт, связанный с Виктором Васнецовым: свою «Спящую красавицу» Виктор Михайлович писал почти 40 лет. Ещё одно необычное совпадение обнаруживаю чуть позже – самое монументальное творение с лихим донским казаком находится в музее на улице Степана Разина.

— Валуйчане хорошо знают картину Бориса Валентиновича, особенно школьники и студенты, регулярно бывающие в художественном отделе, – завершаетэкскурсию Наталья Иващенко. – Искренне удивляются гости города, приезжающие в Валуйки в отпуск к родственникам. Во‑первых, их привлекает старинное здание музея 1913 года постройки, во‑вторых, те, кто разбирается в искусстве, признаются, что не ожидали увидеть в провинциальном музее произведения знаменитого отечественного живописца и портретиста.

— Как за ними ухаживаете? – интересуюсь напоследок у Натальи, протягивая руку к картине.

— К холсту прикасаться категорически нельзя, – предупреждает девушка. – К раме – пожалуйста. А пыль удаляем с помощью специального пылесоса на расстоянии, хотя пыли в нашем музее нет: на шедевры она, кажется, не оседает.

Владимир Писахов

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×