«У нас семья!» Как алексеевская цирковая студия «Парадокс» объединила поколения
«Белгородские известия» познакомились с юными циркачами и их наставниками
-
Статья
-
Статья
Цирковая студия «Парадокс» известна далеко за пределами области и даже России. Артисты выступали в Китае, Чехии, разных городах нашей страны. Уже больше 10 лет коллектив участвует в Кубке Черноземья в Воронеже. Студия является членом российской Ассоциации любительских детских цирковых коллективов.
Торжество грации и изящества
«Идём на праздник смелых, красивых, молодых, отважных и умелых артистов цирковых…» Эти строки, услышанные в далёком детстве на одном из цирковых представлений, вспоминаются сами собой, пока я иду по просторным холлам Дома детского творчества в Алексеевке. Здесь занимаются дети местной цирковой студии.
«Вот молодец, Никита! Давай! Съезжаемся в один круг, работаем! Шире! Головы! Улыбочки! В зеркало, на себя, вот так, молодцы! Теперь давайте по парам. Ап!» — отлично поставленный голос основателя студии Марины Копанёвой слышно во всех уголках зала безо всякого микрофона.
Чётким командам хочется подчиняться, и спина сама собой выпрямляется, а балетный станок так и манит вспомнить забытые упражнения.
Я смотрю, как девчонки грациозно выполняют трюки на воздушных полотнах: поднимаются наверх, легко раскрываются в шпагат и замирают. А потом показывают чудеса гибкости на кольцах. И у меня непроизвольно возникает вопрос:
— Как вообще такое возможно?
— Легко! — отвечают молодые наставницы, которых можно перепутать с подопечными. — Хотите попробовать? Нужно просто понять основные принципы: как становиться, закручиваться, держаться, чтобы не соскользнуть.
Я благоразумно отказываюсь, понимая, что для этого нужен не один год усиленных тренировок, и продолжаю любоваться торжеством грации и изящества.
Выложиться по максимуму
«Одну ножку сгибаем, опускаемся», — продолжает тренировку педагог допобразования цирковой студии «Парадокс» Екатерина Сенченко.
Маша Былдина легко спускается с кольца, и я спешу спросить, в чём секрет волшебства, которое она показывала только что.
«Надо просто перебороть страх. Ну и опыт нужен, я семь лет уже тренируюсь. Мне очень нравится пластичность, сама восхищаюсь тем, что у меня получается, и хочу добиваться большего», — отвечает она.
Целеустремлённости этой 11-летней девочки можно только позавидовать.
Впрочем, спортивная стойкость и чемпионский напор тут есть у каждого. Лиля Якимова пришла в студию в 3,5 года и продолжает заниматься уже 11 лет.
«Самое трудное — собраться, потому что, как только выходишь на сцену, забываешь обо всём и просто делаешь то, что надо», — поясняет Лиля.
«А когда слышишь аплодисменты, это просто непередаваемо! Хочется ещё раз выйти и снова показать, что ты умеешь, выложиться по максимуму для зрителя», — говорит один из ребят, его слова тут же подхватывает другой: передо мной уже и впрямь настоящие артисты!
Мы сидим в тренировочном зале на полу, собравшись в кружок, и я замечаю, как воспоминания о сцене словно переносят моих собеседников на арену. Перебивая друг друга, они признаются, что мечтают покорить сердца зрителей из Швеции и Польши.
Цирк меня не отпускает
Создатель и руководитель цирковой студии в Алексеевке — Марина Копанёва. С 2018 года Марина Геннадьевна перешла на должность директора Дома детского творчества, но родной коллектив и сейчас не оставляет без внимания.
«Цирк меня не отпускает», — поясняет она с такой обаятельной улыбкой, что невозможно не улыбнуться в ответ.
Марина родом из Казахстана, в детстве занималась цирковым искусством и даже пробовала продолжить учёбу в Москве, но не прошла отбор. Окончила педагогический университет имени Ильяса Жансугурова в Талдыкоргане по профилю «физкультура и физвоспитание». А потом, уже после создания семьи, переехала в Алексеевку. Здесь, в Доме детского творчества, она и открыла свою цирковую студию.
«Мне тогда сказали: мы вам готовы дать зал и четыре гимнастических мата. На этом всё. Но я осмелилась и начала набирать детей. 1 апреля 1997 года открылась наша студия. А 1 июня в составе 38 человек мы дали первое выступление. Я и сама тогда выступала — жонглировала», — вспоминает Марина Копанёва.
А через несколько лет «Парадокс» успешно дебютировал уже на уровне страны.
«Первое наше выступление в цирке было в 2003 году в Иваново на всероссийском конкурсе, собравшем 21 коллектив. Тогда мы стали призёрами третьей степени, и я не могла поверить, у меня был шок: мы в первый раз приехали в настоящий цирк и смогли себя показать. Это была самая первая победа, самая важная».
О задумках номеров, тренировках и выступлениях Марина Геннадьевна может рассказывать часами. Её хочется слушать и представлять себя в роли зрителя.
«До пандемии мы очень много выступали именно по цирковому направлению. Собирались студии со всей страны, и всё проходило прямо в настоящем цирке в Автово (район Санкт-Петербурга — прим. авт.). Это, конечно, здорово, когда дети выходят на цирковую арену!»
Это радость!
С детьми сейчас работают выпускницы студии «Парадокс» Екатерина Сенченко и Кристина Белая. Обе они в детстве тренировались под руководством Марины Копанёвой.
«Когда в работе находишь соратников, таких же, как ты, людей, больных своим делом, это такая радость! Я очень благодарна девчонкам! Мы со многими выпускниками общаемся, они на свадьбы меня приглашают, а недавно поздравляли с юбилеем. То есть у нас действительно цирковая семья! Я воплотила свою мечту, и это здорово!» — не скрывая гордости, говорит Марина Геннадьевна.
В этом году цирковая студия «Парадокс» отмечает 25-летие. Сейчас здесь занимаются больше 100 детей в 10 группах по разным направлениям: стартовое, базовое и продвинутое. Принимают в коллективы с четырёх лет. Жонглирование, акробатика, эквилибристика, воздушная гимнастика — в этой студии можно попробовать себя в разных жанрах.
«У нас нет никакого отбора. Я считаю, что главное — желание ребёнка. Мы смотрим, что у него лучше получается, и развиваем в этом направлении. Не всем же гнуться! Кто‑то, например, может жонглировать просто супер», — подчёркивает Марина Копанёва.
«Я уверена, что нельзя никому сказать: ваш ребёнок бездарный. Нет! Обязательно в каком‑нибудь жанре он себя сможет проявить и будет лучше всех», — поддерживает свою наставницу Екатерина Сенченко.
Своя энергетика
История самой Екатерины Сенченко из тех, про которые принято говорить «как в кино». В 2000 году Катя пришла в алексеевскую цирковую студию, а спустя несколько лет на одном из выступлений в Санкт-Петербурге её заметил худрук цирка шапито. В 17 лет девушка бросила всё и уехала за мечтой.
«Атмосферу настоящего цирка не передать словами. Там и запах животных, и какая‑то своя энергетика, которой пропитаны даже ковры. А кочующий цирк, который каждую неделю в новом городе, — это целый мир», — вспоминает Екатерина Сенченко.
Она успела освоить дрессуру, фаер-шоу, жанр иллюзии и даже джигитовку. По семейным обстоятельствам пять лет назад Екатерина вернулась в Алексеевку, однако признаётся: готова снова сорваться с места хоть сейчас. Но теперь у неё двое сыновей 10 и 2 лет. Старший уже занимается в цирковой студии, а младший пока осваивает трюки дома.
Кристина Белая вернулась в родную цирковую семью в 2019-м. Марина Копанёва уговорила девушку бросить нелюбимую работу в Воронеже. Решение было принято не сразу, но сейчас Кристина уверена, что нашла своё призвание:
«Это моя жизнь, и я без этого не могу. Мы занимаемся вместе с детьми: и пресс качаем, и растягиваемся. Даже не потому, что надо, а просто хочется. И прежде чем что‑то новое им давать, мы проверяем это на себе. Устаю очень сильно, потому что ещё в садике работаю. Но как только подумаю о больничном или отпуске, сразу вопрос возникает: а как дети мои без меня? Хочется дать им как можно больше, создать картинку, на которую другие люди будут смотреть и восхищаться».
Именно с чувством восхищения я и покидаю тренировку цирковой студии, забрав с собой маленькую частичку волшебства, за которым мы все и приходим в цирк. Браво, ребята! Бис!
Елена Коржова